Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
Создан по благословению Митрополита Новосибирского и Бердского ТИХОНА

«Хочу быть врачом для народа»

«Хочу быть врачом для народа»

Святой угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача.

Потомок старинного княжеского рода Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в Керчи 27 апреля 1877 года. Юноша отличался ярким художественным дарованием, прекрасно рисовал, окончил Киевское художественное училище, мечтал посвятить себя искусству, поступил на юридический факультет Киевского университета. Однако впоследствии решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», и сделал окончательный выбор в пользу медицины. По окончании медицинского факультета Киевского университета с отличием будущий святитель занимался медицинской практикой и научными исследованиями. «Хочу быть врачом для народа», – говорил Войно-Ясенецкий домашним и друзьям, собираясь на работу в земство. Всю свою жизнь он работал в небольших городах, земствах, селах России, в Туркестане, в Сибири, на Дальнем Востоке…

Войно-Ясенецкий одним из первых в России начал делать сложнейшие операции на сердце, мозге, глазах, желчных путях, кишечнике, желудке, почках, позвоночнике, искусно проводил гинекологические операции. Особое его внимание привлекала гнойная хирургия – сложнейший раздел медицины. Войно-Ясенецкий нашел способ лечить этих больных с помощью хирургических операций.

Коллеги Войно-Ясенецкого свидетельствовали, что действия его как хирурга были необыкновенно точны, соразмерны и даже виртуозны. О его хирургическом искусстве ходили легенды. «Работа должна выглядеть как бриллиант, – говорил он, – Куда его ни повернешь – он блестит». При этом хорошую работу он считал явлением нормальным, не заслуживающим похвалы.

Земский врач Войно-Ясенецкий ко всему прочему увлекался бактериологией, гистологией, патологической анатомией. А также начал разрабатывать новый метод местного обезболивания – регионарную анестезию. На эту тему в 1916 году он защитил докторскую диссертацию.

В 1920-х годах он работал главным хирургом в Ташкенте. Было очень много раненых, Войно-Ясенецкого часто срочно вызывали в больницу, и он нередко оперировал ночи напролет. Его операции были подлинной школой, так как он имел обыкновение оперировать, если можно так сказать, вслух, объясняя присутствующим врачам и студентам, какие сосуды и нервы лежат глубже того места, где находится его рука со скальпелем, какие ткани и органы находятся в операционной ране и вокруг. Рассказывают, что в «свободное время» (которого на самом деле у профессора никогда не было) он расписывал масляной краской иконостас в больничной церкви.

Академик Иосиф Абрамович Кассирский вспоминает: «Он работал без устали – днем и ночью. Периодически у него появлялось такое сильное переутомление, что он не мог ни писать, ни читать. В этих случаях переключался на переплетное дело. Все книги в его библиотеки были переплетены с большим изяществом».

В Ташкенте профессор Войно-Ясенецкий не пропускал ни одной воскресной и праздничной церковной службы. Активно участвуя в церковной жизни, он посещал заседания церковного братства. Одно из выступлений профессора медицины Войно-Ясенецкого на богословском собрании на тему Священного Писания услышал епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий. Оно настолько поразило владыку, что он тут же объявил: «Доктор, вам надо быть священником!» У Валентина Феликсовича и мысли не было о священстве, но слова епископа профессор воспринял как призыв: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

В рясе и крестом на груди он читал лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии. Не начинал операцию, не помолившись перед иконой, которая висела прямо в операционной. Благодарным пациентам всякий раз отвечал: «Это Бог Вас исцелил моими руками. Ему молитесь!»

После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принял монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, и 30 мая 1923 года иеромонах Лука был тайно хиротонисан в епископа. С этого времен начинается крестный путь владыки как исповедника.

Многочисленные аресты и ссылки не ослабили его ревность в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача. Будучи ссыльным, в начале Великой Отечественной войны епископ Лука предложил властям свой опыт и свое мастерство. Его назначают консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Позже инспекторская проверка показала, что ни в одном другом госпитале не было столь блестящих результатов лечения сложнейших инфекционных ранений суставов. Тысячи военных были спасены от смерти или пожизненной инвалидности. Хирурги, работавшие рядом с епископом Лукой, вспоминают, что смотрели на профессора с благоговением. Остеомиелиты никто, кроме него, оперировать не мог. А он не только оперировал, но и учил на каждой операции.

Если не было другой возможности спасти больного, владыка Лука шел на самые рискованные операции, несмотря на то, что это налагало на него большую ответственность. И больные, которым, как казалось, уже ничто не может помочь, выздоравливали. Но были и летальные исходы. «Тяжело переживаю смерть больных после операции, – писал владыка в одном из своих писем. – Было три смерти в операционной, и они меня положительно подкосили… Молился об умерших дома, храма в Красноярске нет…»

Срок последней ссылки владыки закончился в середине 1942 года, и святителя тут же возвели в сан архиепископа на Красноярскую кафедру. Но возглавляя ее, святитель продолжал хирургическую работу.

В 1944 году владыка получил указ о назначении на Тамбовскую и Мичуринскую кафедру. В декабре 1945 года святителя наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Тогда же за выдающиеся достижения в медицине он получил Сталинскую премию первой степени, которую пожертвовал на нужды сирот.

С 1946 по 1961 годы владыка Лука был правящим архиереем Симферопольской Крымской епархии. В Крыму наиболее полно раскрылись данные ему Божии дары, в том числе прозорливости и чудотворения. Молитвами владыки и его хирургическим мастерством абсолютно «бесперспективным» больным удавалось сохранять конечности, спасать от неминуемой смерти.

В 1958 году Господь послал ему новое испытание – слепоту на оба глаза. Несмотря на страшный недуг, он регулярно совершал богослужения, проповедовал, принимал страждущих. К этому времени он уже был почетным членом Московской духовной академии, автором 11 томов проповедей, получивших необычайно высокую оценку Совета Академии.

Скончался Преосвященнейший Лука 11 июня 1961 года, в День Всех святых, в земле Российской просиявших. Но пастырь не оставил свою паству. Его молитвами совершались многочисленные чудесные исцеления. В 1996 году были обретены его мощи. Когда священники вносили мощи в храм Всех святых, у стен храма страшным голосом кричала бесноватая: «Не мучь меня, Святитель!..»

В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников российских ХХ века. Его память совершается 11 июня (29 мая по старому стилю) и в день Собора Крымских святых 28 декабря (15 декабря по старому стилю).

Молитвами святого Луки да подаст Бог и нам крепость в несении своего жизненного креста, премудрость в осуществлении всякого благого дела, здравие и душе спасение!

Использованы материалы:

«Чудо святителя Луки», журнал «Благовест», 8/2002

«Воспоминания о В.Ф. Войно-Ясенецком», И.А. Кассирский

«Краткое житие святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского»


Поделиться публикацией:
Система Orphus