Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

О добре и зле (к 20-летию со дня кончины академика Д.С. Лихачева)

О добре и зле (к 20-летию со дня кончины академика Д.С. Лихачева)

Человек должен жить в сфере добра.

Д.С. Лихачев

30 сентября Церковь Христова прославляет святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и их родительницу Софию. Двадцать лет тому назад, 30 сентября 1999 года, закончил свой земной путь академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Родился он в 1906 году и стал свидетелем XX века: свидетелем того, как граждане России учились и жили до революции 1917 года, как грянула революция и началась братоубийственная гражданская война, как ссылали людей на Соловки, как переименованный в Ленинград Санкт-Петербург выдержал страшнейшую блокаду в годы Великой Отечественной войны, как восстанавливалась жизнь после войны…

Невозможно даже кратко изложить, что сделал Д.С. Лихачев для изучения древнерусской литературы, для сохранения памятников культуры России, для возрождения отечественной культуры в целом.

Двадцатилетие со дня кончины Дмитрия Сергеевича Лихачева дает хороший повод вспомнить о его литературном наследии, о его прекрасных книгах для юношества. Начинается новый учебный год, и книги замечательного ученого, мыслителя могут помочь в воспитательной деятельности школы.

Читая книги, статьи, письма и воспоминания Дмитрия Сергеевича Лихачева, невозможно не заметить, какое важное место в его размышлениях, в многочисленных журнальных и газетных статьях занимает тема «Добро и зло». Причем, говоря о добре и зле, Лихачев никогда не пишет отвлеченные от жизни философские сентенции. Все его думы и рассуждения о добре и зле связаны с его научными интересами, собственными жизненными принципами или событиями, происходящими в мире. Он всегда верил в животворящую силу добра, верил даже тогда, когда окружающая его действительность говорила и, можно сказать, кричала о торжестве зла.

«Добро выше практической нужды!» – утверждал Дмитрий Сергеевич.

Добро, по его мнению, неразрывно связано с традициями родной культуры, поэтому в изучении древнерусской литературы он черпал силы для своего творчества. В добре он находил незыблемые основы и для повседневной жизни. Проще сказать – Дмитрий Сергеевич был всем сердцем предан добру. Лицо его светилось добром. И самое ценное то, что даже перед лицом воинствующего зла он не переставал преданно служить добру!

Одна из самых замечательных книг академика Д.С. Лихачева так и называется: «Письма о добром». В этой книге 47 писем, и каждое из них – это мудрый и ненавязчивый урок добра. О тематике писем свидетельствуют их названия, например: «Что объединяет людей?», «О воспитанности», «В чем смысл жизни?».

Прочтем несколько отрывков о добре из книг Дмитрия Сергеевича.

«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Но дело и в другом. Зло – дробит общество. Оно „сепаратно” по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.

„Волчья стая” рано или поздно кончается дракой волков.

Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.

Добро выше практической нужды!».

Может быть, кому-то суждения Дмитрия Сергеевича о добре и зле покажутся нерациональными и даже неприменимыми к современной жизни, где, кажется, так часто и причудливо «перемешиваются» добро и зло…

Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос у самого ученого. Он пишет: «Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.

Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством. <…> А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

И в этом огромный практический результат „непрактического” по своей природе добра.

Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества».

Дмитрий Сергеевич не скрывает, что сферы добра достигнуть труднее, чем очутиться в сфере зла. Но его размышления о добре и зле помогают, во-первых, стряхнуть со зла ореол «неизбежного» превосходства над добром, а во-вторых, они ясно показывают, что именно из-за «легкости» зла и «трудности» добра – добро требует от каждого из нас подвига.

В жизни, как на маскараде, – зло нередко принимает личину добра. Иногда зло действует как мошенник, обманом или подлогом стараясь прельстить человека, переманить на свою сторону. Но порой зло выступает и в своем собственном обличии, угрожая человеку самым страшным образом, если человек не желает склоняться ко злому делу или начинанию. В современном мире есть вполне сформировавшийся символ зла – это терроризм. По мере того как люди теряют свою преданность добру, зло усиливается и все больше проявляет свою террористическую сущность. Поэтому Дмитрий Сергеевич Лихачев учил даже в малом не допускать компромиссов со своей совестью и никогда не вставать на сторону зла.

Что же такое добро в понимании Д.С.Лихачева? Это, прежде всего, отсутствие эгоизма – во всем, в любых мелочах, и забота о другом человеке.

Забота о людях!

«В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях возможно».

«Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение применить их».

На вопрос: «Что объединяет людей?» – Лихачев отвечает: «этажи заботы», «забота – объединяет людей».

«Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, скрепляет жителей одного города, одной страны».

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль», – любил говорить Д.С.Лихачев.

Он также говорил и писал о скромности, о том, чтобы человек не стремился «занять собой слишком много места» – шла ли речь о хороших манерах или о научной деятельности. Сегодня, когда многие учат быть «нацеленным на успех», «быть амбициозным», слова академика и ученого с мировым именем о необходимости быть скромным могут удивить. Как же можно чего-то добиться, если быть скромным? Но может быть, стоит верить именно его жизненному опыту!

Добро неотделимо от нравственности, а нравственность – от милосердия и сострадания.

«Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания, – пишет Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». – В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития» .

Свою книгу Д.С.Лихачев завершает письмом под названием «Путями доброты». А в письме «По велению совести» он призывает: «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только „исходные данные” выбраны вами правильно».

Значит, чтобы следовать «путями доброты», нужно учиться. Навык «удерживаться на пути добра» необходимо в себе развивать. Д.С.Лихачев остроумно сравнивает это с ездой на велосипеде: чтобы научиться ездить на велосипеде, держать равновесие и пр., замечает ученый, нужно прежде всего… ездить на велосипеде! То есть упражняться, тренироваться. То же самое нужно и для того, чтобы идти по пути доброты… Навык добра приобретается – из соприкосновения с Добрым и Прекрасным, из маленьких добрых дел, которые развивают этот навык и делают человека «умеющим творить Добро».

Выражение «путь добра» – очень древнее. Лихачев, изучавший древнерусскую литературу, конечно же, постоянно встречал его в древнерусских и даже византийских сочинениях. И умел всегда и везде приложить эту мудрость к современной жизни.

Увидеть смысл жизни можно только «с высоты птичьего полета», то есть с высоты прожитых лет или высоты мудрости всего человеческого опыта, накопленного культурой, и поэтому так важно доверять хорошим «путеводителям».

У путей добра – вечные ориентиры, единые для всех времен, и, можно сказать, проверенные не только временем, но самой вечностью. Пути добра – это не сиюминутная польза или выгода, а вечные и незыблемые принципы, которые стоит соблюдать всегда, даже если в какой-то момент кажется, что это и неудобно, и невыгодно, и даже бессмысленно. Да, в какой-то отдельной точке пути так может показаться. Но у каждого шага есть свой смысл – это движение дальше – дальше по пути Добра. И это движение всегда имеет смысл, оно всегда приносит благо человеку, делает его в итоге счастливее.

 

Протоиерей Борис Пивоваров 

Поделиться публикацией:

Статьи

Астрология с точки зрения православного вероучения

Русская Православная Церковь столкнулась с такими вызовами, которые требуют серьезного осмысления и поиска новых решений, направленных на подлинное воцерковление той части россиян, которые считают себ... 

Про "православную церковь-онлайн" и что такое "духовный фастфуд"

НКО «Православная Церковь Онлайн» не имеет никакого отношения к Русской Православной Церкви и к ее каноническим подразделениям. В качестве единственного (!) учредителя «Православная Церковь Он... 

Можно ли православному человеку заниматься спортом?

3 ноября на встрече молодёжного клуба «Благовест» состоялась беседа «О спорте, здоровье, экстриме и туризме», участник молодёжного клуба Антон Шелудченков поделился своим опытом и отношени... 

4 ноября – день памяти Новосибирского митрополита Нестора (Анисимова)

Митрополит Нестор (Анисимов Николай Александрович) родился в Вятке в семье военного чиновника 9 ноября 1885 года. Окончил Казанское реальное училище и поступил на миссионерское отделение Казан... 

Народное единство

День народного единства в новой России как государственный праздник отмечается с 2005 года. На первый взгляд – это новый праздник. Но на самом деле этот праздник имеет очень глубокие историко-патриоти... 

Как правильно поминать усопших?

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обето... 

Как разбитые колокола вновь обретают голос

22 расколотых старинных колокола вновь зазвучат - звонари из Новосибирска восстановили утраченные голоса сибирских колоколов. Процесс появления колокола на свет сравнивают с рождением ребенка. Как с п... 

Не пытайтесь обмануть Бога!

Часто наблюдаемая картина в храме – прихожанки достают из сумки целлофановый пакет со свечами и начинают методично ставить свечи на все храмовые подсвечники. Если вы спросите, откуда свечи, то н... 

Церковная жизнь Новониколаевска с 1917 по 1921 год

В Русской Православной Церкви приходы, входившие в состав епархий издавна разделялись на округа, которые возглавлялись священниками, которые именовались в разное время наместниками, заказчиками, десят... 

«Слава Тебе, показавшему нам свет!»

«И был вечер, и было утро: день один», говорится в Книги Бытия о происхождении мира. Но изречение это трактуется по-разному. В православной литературе его часто представляют следующим обра... 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Никодим встретился с мэром Новосибирска » перейти в фотогалерею
Система Orphus