Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Церковная жизнь Новониколаевска с 1917 по 1921 год

Церковная жизнь Новониколаевска с 1917 по 1921 год

В Русской Православной Церкви приходы, входившие в состав епархий издавна разделялись на округа, которые возглавлялись священниками, которые именовались в разное время наместниками, заказчиками, десятильниками, протопопами, поповскими старостами. 

С 1764 года священники, возглавлявшие отдельные части епархий стали именоваться благочинными. Сами части епархий, во главе которых стояли благочинные, именуются благочиниями или благочинническими округами. Благочиннические округа формировались преимущественно по территориальному принципу, в них обычно входило 10 – 15 приходов. В достаточно крупных городах учреждались благочиния церквей, входивших в данный город и его окрестности. Крупнейшие губернские и епархиальные центры имели по несколько благочиннических округов. Иногда учреждались специальные благочиния. Например, в Томской епархии существовали благочиния железнодорожных церквей, благочиния церквей при учебных заведениях и бесприходных церквей, миссионерских церквей, специальные единоверческие благочиния[1].

В основанном в 1893 году Новониколаевске быстро росло количество населения: население города в 1910 году составляло 52695 человек, а к 1911 – 63352 человека. «Новониколаевск уверенно оттеснил на второй план Барнаул и Бийск. По числу жителей он стал третьим городом Западной Сибири после Омска (127,9 тысяч человек) и Томска (114, 4 тысячи)»[2]. К 10-м годам XX века в городе насчитывалось около 60 промышленных предприятий, он был крупнейшим железнодорожным узлом на Транссибирской магистрали, в городе было несколько средних учебных заведений и большое количество начальных школ. В начале XX века в Новониколаевске было открыто несколько приходов и построены храмы. Процесс активного храмостроительства продолжался.

Церкви Новониколаевска до 1910 года входили в состав 8 благочиннического округа Томской епархии. Учитывая развивающуюся церковную жизнь Новониколаевска архиепископом Томским и Алтайским Макарием (Невским) 27 января 1910 года из благочиния № 8 выделено особое благочиние Градо-Новониколаевских церквей, в состав которого, кроме церквей города, вошла и Никольская церковь села Бугринского. На должности благочинного градо-Новониколаевских церквей оставлен протоиерей Николай Завадовский[3].

С 1914 года и в 1917 году Томскую епархию возглавлял епископ Анатолий (Каменский). Благочинным градо-Новониколаевских церквей в 1917 году был протоиерей Николай Никольский – настоятель Александро-Невского собора Новониколаевска.

Приходы благочиния

В состав благочиния к началу 1917 года входило 13 приходов, расположенных в городе Новониколаевске и в селах Томского и Барнаульского уездов[4]. Анализ Клировых ведомостей благочиния позволил представить следующую краткую информацию об этих приходах в период с 1917 по 1921 год.

Александро-Невский собор Новониколаевска. Храм построен в 1898 году. Каменный. Престолов три: главный во имя святого благоверного князя Александра Невского; правый – во имя святителя Николая Чудотворца; левый – во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

Закаменская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм построен в 1907 году. Деревянный. Престол один, освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1901 году. Деревянная. Престол один в честь Покрова Богородицы.

Воскресенская церковь на старом кладбище. Церковь построена в 1907 году. Деревянная. Престол один в честь Воскресения Христова.

Вознесенская церковь. Построена в 1913 году на пересечении улиц Туруханской и Кабинетской (ныне Советская), поэтому в народе, а иногда и в документах именовалась Турухановской. Церковь было построена позже всех других церквей Новониколаевска, открытых до революции. Первоначально планировалась и заложена была как каменная. Затем из-за нехватки средств пришлось построить деревянный храм. В 1917 году насчитывалось православных прихожан 1632 человека. Кроме того, в это время в приходе иноверцев 935 человек (именно недалеко от Вознесенской церкви находились мечеть и синагога), инославных 115 человек, старообрядцев 95 и сектантов около 200 человек. Еще в марте 1915 года отец Василий Курков указал на отдаленное местоположение церкви – на северо-восточной окраине города, где проживает преимущественно беднота и переселенцы. Отец Василий писал, что «дома прихожан в большей части состоят из наскоро сколоченных маленьких лачужек, довольно ярко говорящих о материальном положении их обитателей. Здесь много иноверцев и инославных, а главное, что печальнее всего широко развито сектантство. Прихожане по своим занятиям в большинстве чернорабочие, мелкие ремесленники перебивающиеся кое-как, живущие исключительно своим дневным заработком. Люди материально совершенно не обеспеченные. Ежедневная погоня за куском насущного хлеба, низкий уровень умственного развития, отсутствие необходимой сплоченности и солидарности в общеприходской жизни и духовных запросов высшего порядка, а также религиозное шатание вследствие пропаганды сектантства, - все это направляет религиозную жизнь прихода на ложный путь, делая весьма затруднительным всеобщую попытку причта что-либо создать в этом новом и совершенно неустроенном приходе»[5].

Положение несколько изменилось к 1920 году. В клировой ведомости указывалось, что число православных прихожан составляло уже 4950 человек. Это увеличение связано прежде всего с тем, что в этой части города стали селиться беженцы, бежавшие от ужасов Гражданской войны. Но число неправославного населения, живущего на территории прихода так же существенно возросло. В 1920 году иноверцев (магометан и иудеев) уже 1495 человек, католиков и лютеран – 430, раскольников старообрядцев – 285, а сектантов 1518. Таким образом в приходе насчитывалось 3728 неправославных, почти половину из которых составляли сектанты, и только 4950 душ обоего пола православного населения.

Никольская церковь села Бугригского, Томского уезда. Первоначально находилась в одном из старейших сел Приобья Кривощековское. Еще в 174 году в деревне Кривощекове был устроен молитвенный дом, а в 1824 году здесь была построена деревянная церковь. К 80-м годам XIX века церковь обветшала, и в 1881 году был построен новый храм по типовому проекту № 10 из альбома чертежей 1846 года. 18 декабря 1881 года престол храма был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. В 1894 году при строительстве железной дороги целый ряд строений села Кривощековского был перенесен на новые места. На средства Министерства Путей Сообщения Никольский храм был перенесен в деревню Бугринскую. 7 декабря 1895 года церковь вновь была освящена[6].

Никольская церковь села Толмачевского, Томского уезда. Построена по типовому проекту в 1910 году. Деревянная. Престол один во имя святителя Николая Чудотворца.

Свято-Троицкая церковь села Верх-Тулинского, Томского уезда. Построена в 1895 году. Деревянная. Престол один.

Церковь святого Архистратига Божия Михаила села Нижне-Чемского, Томского уезда. Построена в 1914 году. Деревянная. Престол один.

Сретинская церковь села Бердского, Барнаульского уезда. Построена в 1808 году. Каменная. Престолов в храме три: главный в честь Сретения Господня, правый в честь Богоявления, левый в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Иоанно-Предтеченская церковь села Мильтюшинского, Барнаульского уезда. Церковь построена в 1912 году. Деревянная. Престол один в честь Усекновения Честной Главы Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Крестовоздвиженская церковь села Верх-Коенского, Барнаульского уезда. Церковь построена в 1907 году. Деревянная. Престол один в честь Воздвижения Святого и Животворящего Креста Господня.

Христо-Рождественская домовая церковь при Новониколаевском детском приюте «Ясли». Построена в 1913 году. Деревянная. Престол в честь Рождества Христова.



[1] Цыпин Владислав, протоиерей. Благочиннический округ //Православная энциклопедия. Том 5. Бессонов – Бонвеч. – М., 2002. С. 338 – 339; Справочная книга по Томской епархии на 1914 год. – Томск, 1914. С. 12 – 19 – Далее везде СКТЕ 14.

[2] Пронин В.И. Население Новониколаевска //Новосибирск. Энциклопедия. – Новосибирск, 2003. С. 555 – 557.

[3] Томские ЕВ. 1910. № 5, Официальная часть. С. 123 – 124.

[4] ГАНО. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 92. Л. 1.

[5] ГАНО. Ф. Д-159, Оп. 1. Д. 89. Л. 4, 4 об.

[6] Шабунин Е.В. Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель. – Новосибирск, 2002. С. 5 – 7. 



Поделиться публикацией:

Статьи

Вехи жизненного пути Святейшего Патриарха Кирилла

В 2019 году Русская Православная Церковь отмечает 50-летие пострижения в монашество и служения в священном сане Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В связи с этими датами вспомним жи... 

Время Патриарха Тихона

20 ноября 1917 года в Троице-Сергиеву лавру приехал наречённый Патриарх Тихон. Звонили лаврские колокола, все троицкие монахи вышли навстречу. Два дня назад в Москве на Всероссийском Церковном Поместн... 

Астрология с точки зрения православного вероучения

Русская Православная Церковь столкнулась с такими вызовами, которые требуют серьезного осмысления и поиска новых решений, направленных на подлинное воцерковление той части россиян, которые считают себ... 

Про "православную церковь-онлайн" и что такое "духовный фастфуд"

НКО «Православная Церковь Онлайн» не имеет никакого отношения к Русской Православной Церкви и к ее каноническим подразделениям. В качестве единственного (!) учредителя «Православная Церковь Он... 

Можно ли православному человеку заниматься спортом?

3 ноября на встрече молодёжного клуба «Благовест» состоялась беседа «О спорте, здоровье, экстриме и туризме», участник молодёжного клуба Антон Шелудченков поделился своим опытом и отношени... 

4 ноября – день памяти Новосибирского митрополита Нестора (Анисимова)

Митрополит Нестор (Анисимов Николай Александрович) родился в Вятке в семье военного чиновника 9 ноября 1885 года. Окончил Казанское реальное училище и поступил на миссионерское отделение Казан... 

Народное единство

День народного единства в новой России как государственный праздник отмечается с 2005 года. На первый взгляд – это новый праздник. Но на самом деле этот праздник имеет очень глубокие историко-патриоти... 

Как правильно поминать усопших?

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обето... 

Как разбитые колокола вновь обретают голос

22 расколотых старинных колокола вновь зазвучат - звонари из Новосибирска восстановили утраченные голоса сибирских колоколов. Процесс появления колокола на свет сравнивают с рождением ребенка. Как с п... 

Не пытайтесь обмануть Бога!

Часто наблюдаемая картина в храме – прихожанки достают из сумки целлофановый пакет со свечами и начинают методично ставить свечи на все храмовые подсвечники. Если вы спросите, откуда свечи, то н... 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Никодим встретился с мэром Новосибирска » перейти в фотогалерею
Система Orphus