Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Астрология с точки зрения православного вероучения

Астрология с точки зрения православного вероучения

Русская Православная Церковь в начале 1990-х годов переживает новый этап своей истории. Этап характеризующийся, с одной стороны, бурным ростом приходов, монастырей, учебных заведений, строительством большого количества храмов, возрождением богослужебной традиции и традиций духовной жизни, а с другой стороны, той беспрецедентной степенью свободы, которая предполагает активную миссионерскую деятельность среди расцерковленного за годы советской власти населения России. И если в области внешнего благоустройства и восстановления внутренней церковной жизни дело обстоит более или менее благополучно, то в плане миссии Церковь столкнулась с такими вызовами, которые требуют серьезного осмысления и поиска новых решений, направленных на подлинное воцерковление той части россиян, которые считают себя православными, а на деле исповедуют некую «белую магию православного обряда» или оккультизм.

К сожалению, сегодня мы живем в такую эпоху, когда христианство, а, следовательно, и Православие, больше не является господствующим мировоззрением в нашей стране. В отличие от дореволюционных времен, когда человек чуть ли не с самого рождения оказывался в христианской среде (а как мы знаем, до революции 1917 года, подавляющая часть населения Российской Империи жила в сельской местности и исповедовала Православие), современные россияне либо не интересуются религией вообще, либо являются ярыми атеистами, либо придерживаются иных религиозных взглядов, а многие вообще увлекаются оккультизмом и другими псевдорелигиозными практиками. Именно поэтому согласно множеству проведенных социологических опросов количество реальных православных христиан, т.е. людей сознательно исповедующих свою веру колеблется в нашей стране районе от 1 до 5 %. Именно такое количество людей посещает, например, пасхальные богослужения в крупных российских городах.

Согласно статистике, приверженность разного рода суевериям, гаданиям, магии, предсказаниям будущего и т.д. прочно вошла в жизнь современного российского общества. «Так, согласно проведенному ВЦИОМ опросу, более половины респондентов (55%) считают возможным предсказывать будущее, тогда как только 38% не верят в такие прогнозы. Двадцать пять лет назад, в 1990 году, на этот же вопрос утвердительно ответило всего 43% россиян, 21% – отрицательно, а 36% опрошенных не смогли дать определенного ответа. В приметы верит половина жителей России (50%), но женщины в два раза чаще (62%), чем мужчины (36%)» Статистика также утверждает, что довольно большой процент россиян доверяет астрологическим прогнозам, воспринимая астрологию как науку или как некую околонаучную дисциплину, позволяющую с помощью проведенных расчетов и измерений заглянуть в будущее. В соответствии с опросами: «…вера россиян в астрологические прогнозы осталась на уровне начала двухтысячных годов: 33% в 2000 году и 31% в 2015, среди женщин – 41%».

Этим можно объяснить тот факт, что в стране, где большая часть населения считает себя православными христианами, так много разводов и абортов, так сильна коррупция и так трудно идут реформы по искоренению многих других негативных явлений. При этом стоит отметить, что в истории человечества подобное явление уже встречалось. Так, например, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «…Я вижу, что многие после крещения живут небрежнее некрестившихся, и даже не имеют никакого признака христианской жизни. Потому-то ни на торжище, ни в Церкви не скоро различишь кто верующий и кто неверующий; разве только при совершении таинств можешь увидеть, что одни бывают высылаемы, а другие остаются в храме. Между тем следовало бы отличаться не по месту, а по нраву. Достоинства внешние обыкновенно познаются по внешним признакам, а наши достоинства надобно распознавать по душе. Верующий должен быть виден не только по дару, но и по новой жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью. А если ты самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то почему нам узнать тебя? ... А что всего печальнее, находясь в столь худом состоянии, мы и не помышляем о безобразии души своей, не имеем и понятия об ее гнусности. А того, что душа наша не только безобразна, но даже зверообразна, и стала сциллою или химерою, упоминаемыми в языческом баснословии, нимало не чувствуем…».

В Русской православной Церкви в 90-х годах XX века, на проходивших Архиерейских соборах и заседаниях Священного Синода неоднократно отмечался факт распространения в российском обществе астрологии, как явления негативного, оказывающего разрушительное действие на жизнь современного человека. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви от 1994 года в своем определении, касающемся псевдо-христианских сект, а также неоязыческих культов и прочих оккультных практик постановил, что: «… люди, разделяющие учения сект и движений, основой которых являются оккультизм, астрология… и прочие, отлучили себя от Православной Церкви».

В современной России вера в астрологические прогнозы и вообще в астрологию… представляет серьезную проблему для общества».

Апостольские постановления определяют, что: «… чтобы увидев солнце и луну, и звезды, прельстившись, ты не поклонился им и в ином месте, по путям народов не учитесь ходить, и от знамений небесных не страшитесь».

Потому что светила и звезды не были даны для людей чтобы им поклонялись, но чтобы светили им.

Впрочем, если, например, гадания, по картам или другие оккультные, магические практики имеют явно демонический характер, то астрология в виду своей псевдонаучной составляющей претендует на роль особой учености, пусть и не совсем традиционной. Что можно сказать по этому поводу основываясь на текстах Священного Писания?

В своей критике астрологии святые отцы часто обращаются как к ветхозаветным, так и к новозаветным текстам. Приведем здесь лишь один из подобных примеров святоотеческой критики астрологии. Так, например, в Евангелии мы читаем о том, как после Преображения на горе Фавор к Спасителю подошел отец одержимого нечистой силой юноши с просьбой о помощи (Мф. 17:15). Причем одержимость бесноватого юноши имела одну характерную особенность – бес овладевал мальчиком в новолуние, так что тот падал на землю, скрежетал зубами, испускал пену, бросался в огонь и в воду с каждым новым появлением Луны. Почему же подобные вещи происходили именно в новолуние? Согласно толкованию Феофилакта Болгарского на евангелие от Матфея; демон пытался скрыть свои действия, так чтобы люди подумали, будто виной страданий юноши была Луна – сотворенное Богом небесное тело. Однако исходя из дальнейшего хода событий мы видим, что Господь при исцелении юноши запрещает мучить отрока не Луне, а демону, тем самым показывая, кто есть подлинный виновник человеческих мук и страданий. В этом смысле важно отметить тот факт, что и в наши дни нечистая сила старается использовать тот же самый прием, а именно: влиять на жизнь человека, соотнося события земной человеческой жизни с расположением небесных тел.

Впрочем, внимательный читатель книги Бытия может заметить, что светила были сотворены, в том числе и для знамений. «…И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1:14).

Что же это за знамения? Яркий пример подобных знамений произошел во время крестных мук Спасителя, «…когда сделалась тьма по всей земле до часа девятого, и померкло солнце» (Лк. 23:44–45). В данном случае святоотеческие объяснения этого отрывка говорят нам о том, что поскольку на земле совершилось великое беззаконие, в результате которого люди убили Того, Кто пришел дать им свет вечной жизни, духовная тьма временно восторжествовала, в знак чего земля покрылась на три часа тьмой. На Кресте умер Христос – Источник вечного света, Солнце правды, и в знамение этого померкло видимое нами солнце.

Что же плохого в том, что жизнь связывается с фатальным предначертанием судьбы?

На самом деле, подобные мнения явным образом принижают человеческое достоинство, лишая его свободы воли, возводя человека до уровня неразумных животных.

Кроме этого, вера в судьбу, а, следовательно, и в предопределенность всех наших поступков и дел, лишает человека необходимости в покаянии, т.к. как бы заранее оправдывает все человеческие грехи и пороки.

Христианство же показывает, что все, даже самые скорбные события жизни, не являются только результатом слепого случая или чьего-то злого умысла, а вписаны в Божий Промысл, то есть живую заботу Бога о человеке, главной целью Которого является наше спасение. И в этом смысле даже неожиданно произошедший несчастный случай не есть предначертание судьбы, а промыслительная забота Бога о нас грешных.

 

Из выпускной квалификационной работы выпускника НПДС чтеца Вячеслава Конных

Поделиться публикацией:

Статьи

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Никодим совершил Божественную литургию в честь Рождества Христова» перейти в фотогалерею
Система Orphus