Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Детям о Рождестве

Детям о Рождестве

Приближается один из главных христианских праздников – Рождество Христово. В такое время более чем в любое другое хочется не только не препятствовать детям приходить к Господу, как Он заповедал, но и помочь им по-настоящему почувствовать радость Рождества. Ведь подобные детские впечатления, если случаются, то часто запоминаются на всю жизнь и определяют дальнейшую судьбу человека, освещая его путь, как Вифлеемская звезда. Эта заметка – для тех, кто понял, что для создания такого радостного впечатления недостаточно прочитать ребенку евангельский текст и показать икону. Лучше всего ребенок воспринимает не прямое назидание или повествование, но иносказание, сказку.

В качестве примера такой рождественской сказки приведу, наверное, немного необычную книгу – маленькую повесть Людмилы Дунаевой «Дождь». В наших широтах принято ассоциировать рождественские праздники с зимой, снегом и морозами, а в этой повести действие происходит под непрекращающимся дождем, и многим читателям она кажется очень осенней, меланхоличной. Однако это произведение прекрасно иллюстрирует бытие ветхого человека в ожидании пришествия Христа, и заканчивается она, как и ветхозаветное бытие, появлением на очистившемся от туч небе яркой звезды.

Главными героями в реальном плане повести являются Пес, охраняющий пустой Дом (тоже герой произведения) в течение очень долгого времени, «может быть, всегда», и Кот, настолько же долгое время путешествующий по размытой дождем дороге и наконец пришедший в Дом. Оба они жаждут встречи с Хозяином, который даст им имена, обогреет, накормит и – полюбит.

Кот немного книжник: своим главным сокровищем, помимо теплого Одеяльца, он считает Книгу, которую читает регулярно, хоть и очень медленно: кот ведь все-таки. Из Книги он черпает надежду и силы жить в мрачном и сыром мире, узнавая из нее о Хозяине, в частности, то, что «Хозяин появится, когда дождь прекратится, тучи разойдутся и над Домом взойдет Звезда». А Пес немного фарисей и маловер: он вроде бы тоже верит и ждет Хозяина, но все-таки удивляется: «Разве дождь может прекратиться?! Дождь – это то, что никогда не кончается. А зве зд вообще не бывает». Еще Пес похож на старшего брата блудного сына: он гордится тем, что исправно несет свою службу и завидует неизвестно откуда приблудившемуся Коту, расположившемуся в Доме, в то время как ему, Псу, приходится влачить рабскую цепную жизнь.

Пожалуй, любому взрослому христианину понятны эти аллюзии, и ими совсем не исчерпывается тот слой текста, что затрагивает духовный мир: вся повесть сплетена из маленьких намеков и поводов задуматься. Например, и дети, и взрослые оценят, как умилительно по-доброму Кот решает проблему с мышами.

Еще один пример хорошего жизненного урока. Кот, пока шел к Дому, мечтал о том, как там будет тепло, уютно и хорошо. Но придя в Дом, он понимает, что именно для этого он сам и пришел туда – «чтобы зажечь свет и огонь в камине, чтобы сырость постепенно ушла; чтобы лежать в креслах и греть их, чтобы Хозяину, когда он придет, было здесь тепло и мило». Как хорошо, если человек с детства усваивает эту простую истину: если тебе не нравится, каков мир, не ругай его, не сокрушайся, не трать сил на пустые мечтания – попробуй изменить мир, начни хоть с собственного дома, твори свое счастье собственными лапами… то есть руками.

Вероятно, в процессе чтения многие дети и сами задумаются, что за Книгу читает Кот и что это за Хозяин, Которого все так ждут и без Которого так тоскливо и горько жить и зверям, и людям. Ну а если не задумаются – в любом случае это повод для разговора о Боге и о том, как Он пришел на нашу пасмурную землю.

Но, конечно, подбирая чтение для рождественской поры, от зимних святочных историй тоже никуда не деться, благо выбор здесь просто огромен. В литературе давно сложился особый жанр рождественского, или святочного рассказа, берущий свое начало еще в средневековых мистических карнавальных представлениях, из которых этот жанр унаследовал трехуровневую структуру художественного пространства (ад – земля – рай) и обязательное участие чуда в разрешении основного конфликта.

Основателем жанра в его современном виде традиционно считается английский писатель XIX века Чарльз Диккенс. Его «Рождественская песнь» об Эбенезере Скрудже стала одним из самых популярных во всем мире рассказов о Рождестве и определила основополагающие черты жанра: время действия – под Рождество; фантастичность сюжета; путешествие по времени и пространству, в результате которого наступает нравственное преображение героя; счастливый конец.

Впрочем, последнее соблюдается не всегда. Так, на русской почве больше прижились печальные, даже горькие истории с яркой социальной проблематикой. Самый известный пример – рассказ «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского, также, однако, имеющий связи с произведениями зарубежных авторов. Например, с рассказом Ханса Кристиана Андерсена «Девочка со спичками», героиня которого, как и мальчик Достоевского, в конце концов достигает тепла и покоя во Христе, но только после смерти.

Такие рассказы хорошо воспитывают в детях сострадание и милосердие, однако думается, что в праздничные дни для маленьких детей лучше выбирать истории со счастливым концом, показывающие торжество победы добра над злом и радость Рождества. Почувствовать боль мира через остросоциальную литературу, конечно, тоже полезно – главное, чтобы вселенская скорбь не отняла надежды и веры, жизненного оптимизма и упования на милостивого Бога.

 

Маргарита КОВАЛЕНКО

Поделиться публикацией:

Статьи

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «В Новосибирске завершился Кубок имени великомученика Георгия Победоносца по хоккею с шайбой» перейти в фотогалерею
Система Orphus