Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Светлый праздник Рождества Христова: о суевериях, связанных с великим христианским праздником

Светлый праздник Рождества Христова: о суевериях, связанных с великим христианским праздником В эти дни мы все вспоминаем событие, произошедшее 2020 лет назад. Рождество Христово – это центральное событие в истории всего человечества – Спаситель и Мессия, Господь наш Иисус Христос родился по плоти. Православные христиане с радостью о рожденном Спасителе идут на богослужение в храм. Но некоторые после службы или вместо нее зачастую обращаются к «народной» стороне праздника.

Современный человек живет в информационном обществе. И на просторах интернета или в обычной газетной статье часто предлагается информация, вредная не только для верующего человека, но и для людей далеких от веры. Так, например, один интернет-ресурс, давая советы как лучше отмечать Рождество Христово, пишет: «Вода в рождественский праздник заряжается волшебной энергией, ею можно умываться самим и умывать своих детей». Эта информация вызывает печаль у воцерковленного человека и представляет опасность для тех, кто ею воспользуется. В статье также приводится «правило поведения на Рождество Христово», согласно которому следует отмечать праздник так: «В Рождество нельзя заниматься уборкой и всякими хозяйскими делами. Этот день создан для покоя и радости. Еще лучше, если Вы не будете убираться вплоть до 14 января (первый день старого нового года). Весь мусор, собранный 14 января, следует вынести на улицу и развеять по ветру, либо сжечь. Согласно приметам, после этого никакие злые духи не будут беспокоить вас в течение целого года». Конечно, все это выглядит в глазах православных христиан неким кощунством.

На светских информационных площадках человеку в канун праздника постоянно предлагают информацию о том, что надо делать в этот светлый праздник. И вот один информационный портал «советует» как надо отмечать праздник: «Как только наступит полночь с 6 на 7 января, необходимо распахнуть окна и двери, чтобы Рождество вошло в дом, а с самого утра принято ходить по домам и колядовать. При этом принято наряжаться в разные костюмы и поздравлять каждого встречного с Рождеством». Безусловно, это не так! И православные христиане должны осознавать ложность этих мыслей. Но как быть тем людям, которые хотят узнать о празднике, ведь некоторые СМИ извращают понимание о празднике. Хочется поправить: православные христиане не колядуют – а прославляют Христа. Через песни на рождественскую тематику, стихи, концерты, выступления воскресных школ и так далее, со словами: «Христос родился – прославляйте».

Хочется также затронуть вопрос о «гаданиях», которые распространены в период святочных дней. Безусловно, для православного христианина, мерзко слышать об этой так называемой «традиции». То, что различные гадания и ворожба произошли из языческих практик, – общеизвестный факт, и здравомыслящему христианину ясно, что совмещение низких языческих обрядов в святые дни – недопустимо. Священное Писание так говорит нам о гаданиях: «…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10–12). Апостол Павел показывает коринфянам и всем нам в несовместимость языческих традиций и христианства: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6, 14–16).

Также развивается тенденция поздравлять друг друга: «С Рождеством», не упоминая о Христе. Пришедшая к нам из западного мира, эта идея не должна приживаться среди православных христиан. Каждым своим словом православный человек должен прославлять Христа, радоваться о Родившемся по плоти Спасителе. Осознавая этот момент, человек с радостью восклицает: «С Рождеством Христовым». Каждый человек должен осознавать Чей этот праздник.

Но массовая истерия языческого веселья затрагивает и христиан. Так, например, среди некоторых православных существует ряд «традиций», которые они почему-то исполняют. Например, встречается обычай на рождественском праздничном столе ставить блюда и умершим родственникам. Еще одно суеверие, касающееся праздничного стола: некоторые считают своим долгом нагрузить праздничный стол не менее чем 12 блюдами, и в обязательном порядке все попробовать.

Выше уже было сказано, о так называемом «заряжении» воды в эти праздничные дни. В этом процессе нет ни искренней веры, ни молитвы. Таким образом, среди наших соотечественников может распространяться магизм. Магизм извращает отношение человека к Богу, извращает саму мысль о Боге, т.к. магическая точка зрения строится на том основании, что Богу нужен только обряд, правильно, вовремя исполненный; в остальном человек Богу ничего не должен, и отношения человека и Бога этим вполне исчерпываются.

Люди исполняют эти вещи, не задумываясь об их пагубности. Опасность здесь еще и в том, что так поступающие учением Церкви считают не Священное Писание, не догматическое и нравственное святоотеческое предание, но исторически небезупречные сведения и негодные и бабьи басни (1 Тим. 4, 7). Странно, неужели для нас, христиан, церковный праздник обязательно должен походить на праздник светский, т.е. на праздник плоти, а не Духа? Не является ли это свидетельством умаления Духа Божия в современных христианах? Здесь проявляется пагубное влияние современного «информирования» человека.

Мы должны четко понимать, для чего пришел Христос. Он пришел спасти человека! Причем спасти для вечности, а не для этой жизни. Именно поэтому апостолы, да и Сам Христос, призывают нас не любить «мир» («мир» – т.е. мир страстей, в котором правит культ материального благополучия, эгоизма и всяческого потребления удовольствий, в том числе и желания «оторваться» как следует в праздничные дни): «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15–16).

Уподобление Христу требует совершенно другого, а именно – умения отдавать, жертвовать собой! Только таким образом приобретается человеком любовь Христова (т.е. жертвенная любовь), только таким образом может человек соединиться с Богом. Православный человек стремится на праздник Рождества Христова в храм, на богослужение. В богослужебных текстах рождественской службы раскрывается вся история праздника. Только там, в храме, в эту светлую ночь можно почувствовать и физически, и духовно как меняется пространство вокруг нас, как раздвигаются границы времени. Православный человек должен пребывать в радости о Рожденном по плоти Спасителе. Очень хорошо приобщиться Христу в Таинстве Причащения. Это – главное его действие в этот светлый праздник. Осознавая величие этого торжества, можно вспомнить слова Симеона Нового Богослова: «Бог, придя в мир, соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек сделался богом, и в этого человека, сделавшегося богом по благодати, таинственно вселилась Пресвятая Троица». Православный христианин, понимая величие праздника, безусловно не будет предаваться «традициям», а будет спешить в храм на праздничное богослужение, творить благие дела. Именно таким образом мы сможем принять Духа Божия в наши сердца, сможем встретиться со Христом!

 

Чтец Александр Самойленко

Студент IV курса НПДС

 


Поделиться публикацией:

Статьи

Сибирские казаки отметили День Новосибирского казачества

15 сентября сибирские казаки Новосибирской области ежегодно празднуют важный памятный праздник для казаков нашего региона - День Новосибирского казачества. В 2020 году мы с вами отмечаем 30-летие созд... 

«Спешил творить добро»

В день Преображения Господня, 19 августа, исполнилось бы 60 лет клирику храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» протоиерею Андрею Фёдорову. Предлагаем вашему вниманию некоторые... 

Колокола Каинского Спасского собора

История таинственна и парадоксальна. Мы часто помним события давно минувших дней, можем назвать великих римских полководцев или имена египетских фараонов, помним художников эпохи Возрождения и имена ф... 

Священнослужители, репрессированные на территории Новосибирской области

В дореволюционной России было около 100 000 монашествующих и более 110 000 человек белого духовенства. Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквах и мон... 

День Крещения Руси

Этот новый церковно-государственный праздник не случайно совпадает с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, скончавшегося 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю) 

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Выбор богомудрой женщины – великое в малом

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег, что означает «свя... 

Святой хирург

В XX веке в России жил необыкновенный доктор. В юношеском возрасте он проявил большие способности к живописи, но художником не стал, полагая, что жизнь свою нужно посвятить служению людям 

В реставрационной мастерской Новосибирского художественного музея восстановили запрестольный крест XIX века

Запрестольный крест XIX века – один из наиболее ярких экспонатов Епархиального музея. Однако одно время состояние креста оставляло желать много лучшего. Требовалась реставрация, причем весьма се... 

1 июня – день памяти Сибирского Архипастыря митрополита Варфоломея

С назначением в июле 1943 г. архиепископа Варфоломея на Новосибирскую кафедру открылась новая страница в истории епархии 

Духовный облик императора Николая Второго

18 мая исполняется 152 года со Дня рождения императора Николая II 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «На месте строительства четвертого моста через Обь совершен молебен» перейти в фотогалерею
Система Orphus