Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Светлый праздник Рождества Христова: о суевериях, связанных с великим христианским праздником

Светлый праздник Рождества Христова: о суевериях, связанных с великим христианским праздником В эти дни мы все вспоминаем событие, произошедшее 2020 лет назад. Рождество Христово – это центральное событие в истории всего человечества – Спаситель и Мессия, Господь наш Иисус Христос родился по плоти. Православные христиане с радостью о рожденном Спасителе идут на богослужение в храм. Но некоторые после службы или вместо нее зачастую обращаются к «народной» стороне праздника.

Современный человек живет в информационном обществе. И на просторах интернета или в обычной газетной статье часто предлагается информация, вредная не только для верующего человека, но и для людей далеких от веры. Так, например, один интернет-ресурс, давая советы как лучше отмечать Рождество Христово, пишет: «Вода в рождественский праздник заряжается волшебной энергией, ею можно умываться самим и умывать своих детей». Эта информация вызывает печаль у воцерковленного человека и представляет опасность для тех, кто ею воспользуется. В статье также приводится «правило поведения на Рождество Христово», согласно которому следует отмечать праздник так: «В Рождество нельзя заниматься уборкой и всякими хозяйскими делами. Этот день создан для покоя и радости. Еще лучше, если Вы не будете убираться вплоть до 14 января (первый день старого нового года). Весь мусор, собранный 14 января, следует вынести на улицу и развеять по ветру, либо сжечь. Согласно приметам, после этого никакие злые духи не будут беспокоить вас в течение целого года». Конечно, все это выглядит в глазах православных христиан неким кощунством.

На светских информационных площадках человеку в канун праздника постоянно предлагают информацию о том, что надо делать в этот светлый праздник. И вот один информационный портал «советует» как надо отмечать праздник: «Как только наступит полночь с 6 на 7 января, необходимо распахнуть окна и двери, чтобы Рождество вошло в дом, а с самого утра принято ходить по домам и колядовать. При этом принято наряжаться в разные костюмы и поздравлять каждого встречного с Рождеством». Безусловно, это не так! И православные христиане должны осознавать ложность этих мыслей. Но как быть тем людям, которые хотят узнать о празднике, ведь некоторые СМИ извращают понимание о празднике. Хочется поправить: православные христиане не колядуют – а прославляют Христа. Через песни на рождественскую тематику, стихи, концерты, выступления воскресных школ и так далее, со словами: «Христос родился – прославляйте».

Хочется также затронуть вопрос о «гаданиях», которые распространены в период святочных дней. Безусловно, для православного христианина, мерзко слышать об этой так называемой «традиции». То, что различные гадания и ворожба произошли из языческих практик, – общеизвестный факт, и здравомыслящему христианину ясно, что совмещение низких языческих обрядов в святые дни – недопустимо. Священное Писание так говорит нам о гаданиях: «…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10–12). Апостол Павел показывает коринфянам и всем нам в несовместимость языческих традиций и христианства: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6, 14–16).

Также развивается тенденция поздравлять друг друга: «С Рождеством», не упоминая о Христе. Пришедшая к нам из западного мира, эта идея не должна приживаться среди православных христиан. Каждым своим словом православный человек должен прославлять Христа, радоваться о Родившемся по плоти Спасителе. Осознавая этот момент, человек с радостью восклицает: «С Рождеством Христовым». Каждый человек должен осознавать Чей этот праздник.

Но массовая истерия языческого веселья затрагивает и христиан. Так, например, среди некоторых православных существует ряд «традиций», которые они почему-то исполняют. Например, встречается обычай на рождественском праздничном столе ставить блюда и умершим родственникам. Еще одно суеверие, касающееся праздничного стола: некоторые считают своим долгом нагрузить праздничный стол не менее чем 12 блюдами, и в обязательном порядке все попробовать.

Выше уже было сказано, о так называемом «заряжении» воды в эти праздничные дни. В этом процессе нет ни искренней веры, ни молитвы. Таким образом, среди наших соотечественников может распространяться магизм. Магизм извращает отношение человека к Богу, извращает саму мысль о Боге, т.к. магическая точка зрения строится на том основании, что Богу нужен только обряд, правильно, вовремя исполненный; в остальном человек Богу ничего не должен, и отношения человека и Бога этим вполне исчерпываются.

Люди исполняют эти вещи, не задумываясь об их пагубности. Опасность здесь еще и в том, что так поступающие учением Церкви считают не Священное Писание, не догматическое и нравственное святоотеческое предание, но исторически небезупречные сведения и негодные и бабьи басни (1 Тим. 4, 7). Странно, неужели для нас, христиан, церковный праздник обязательно должен походить на праздник светский, т.е. на праздник плоти, а не Духа? Не является ли это свидетельством умаления Духа Божия в современных христианах? Здесь проявляется пагубное влияние современного «информирования» человека.

Мы должны четко понимать, для чего пришел Христос. Он пришел спасти человека! Причем спасти для вечности, а не для этой жизни. Именно поэтому апостолы, да и Сам Христос, призывают нас не любить «мир» («мир» – т.е. мир страстей, в котором правит культ материального благополучия, эгоизма и всяческого потребления удовольствий, в том числе и желания «оторваться» как следует в праздничные дни): «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15–16).

Уподобление Христу требует совершенно другого, а именно – умения отдавать, жертвовать собой! Только таким образом приобретается человеком любовь Христова (т.е. жертвенная любовь), только таким образом может человек соединиться с Богом. Православный человек стремится на праздник Рождества Христова в храм, на богослужение. В богослужебных текстах рождественской службы раскрывается вся история праздника. Только там, в храме, в эту светлую ночь можно почувствовать и физически, и духовно как меняется пространство вокруг нас, как раздвигаются границы времени. Православный человек должен пребывать в радости о Рожденном по плоти Спасителе. Очень хорошо приобщиться Христу в Таинстве Причащения. Это – главное его действие в этот светлый праздник. Осознавая величие этого торжества, можно вспомнить слова Симеона Нового Богослова: «Бог, придя в мир, соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек сделался богом, и в этого человека, сделавшегося богом по благодати, таинственно вселилась Пресвятая Троица». Православный христианин, понимая величие праздника, безусловно не будет предаваться «традициям», а будет спешить в храм на праздничное богослужение, творить благие дела. Именно таким образом мы сможем принять Духа Божия в наши сердца, сможем встретиться со Христом!

 

Чтец Александр Самойленко

Студент IV курса НПДС

 


Поделиться публикацией:

Статьи

Святитель страны восходящего солнца

16 февраля - день памяти выдающегося миссионера, основателя Православной Церкви в Японии, равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского. 

Литературная деятельность преподобного Паисия (Величковского)

Обращаясь к литературному наследию и жизнеописанию преподобного Паисия, каждый современный читатель может извлечь для себя существенную духовную пользу. Его личность дает нам пример истинного правосла... 

О жизни молодежного клуба Благовест

Особенностью молодежного клуба «Благовест» является то, что его посещают не только прихожане храма Михаила Архангела, но и многих других православных приходов Новосибирска и Бердска, наход... 

«Стараюсь увлекаться семьей». Почему священник и его жена любят друг друга больше, чем детей

Самое главное увлечение протоиерея Павла Плотникова и его супруги Надежды – семья. У них 8 детей. Родители стараются создать в доме рабочую и радостную атмосферу. Они удивляют окружающих, утверж... 

Церковная флористика - молитва о райском саде

Цветы – одно из драгоценнейших украшений природы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл их «остатками Рая на земле». Другой святой Русской Православной Церкви святитель Лука, исповедник, архиеп... 

Вехи жизненного пути Святейшего Патриарха Кирилла

В 2020 году Русская Православная Церковь отмечает 11-летие со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В связи с этой датой вспомним жизненный путь Предстоятеля нашей Цер... 

Жестовое пение как отражение души

По благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима в день памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, в Новосибирске прошел I Всероссийский фестиваль православной и патриотической ж... 

Святитель страны восходящего солнца

16 февраля - день памяти выдающегося миссионера, основателя Православной Церкви в Японии, равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского. 

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

27 января 2020 года состоялось торжественное открытие XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники». Пленарное заседание форума возглавил Святейший... 

На пути Господнем

28 января - именины оного из старейших клириков Новосибирской епархии протоиерей Павла Патрина. Митрофорный протоиерей Павел Патрин – один из самых заслуженных священников Новосибирской митрополии. Ег... 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «В Новосибирске открылся Форум молодых ученых» перейти в фотогалерею
Система Orphus