Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Протоиерей Александр Новопашин: Деструктивных зависимостей становится всё больше

Протоиерей Александр Новопашин: Деструктивных зависимостей становится всё больше

Недавно наткнулся на интересную цифру: свыше 40 процентов населения России страдают от той или иной зависимости: алкогольной, наркотической, табачной, игровой… и других её видов. Этих «других её видов» так много, что рискну заявить следующее – все люди зависимы. В той или иной степени, конечно. Кто-то не может отказать себе в шоколаде – шоколодоманы, кто-то в кофе – кофеманы, кто-то в бесполезных покупках – шопоголики, кто-то в погоне за здоровым образом жизни плотно подсел на странные диеты, биодобавки и прочие причуды питания. А кто-то без работы жить не может, таких еще называют трудоголиками. Мне могут возразить: мол, многое является привычками, полезными, не полезными – не важно. Привычками. Но если человек привык к наркотикам, не может без них жить, то чем же тогда привычка отличается от зависимости? Где граница между двумя этими понятиями?

Священники часто имеют дело с зависимыми людьми. Вот уже много лет я изучаю негативные зависимости. Начинал с псевдорелигиозных организаций. Каждый день мне приходится сталкиваться с пострадавшими от сект – пострадавшими не только материально, но и психологически. У многих из них вырабатывается зависимость от сектантской идеологии, иногда настолько выраженная, что человек просто не мыслит свое существование без этой организации. Известный российский психиатр, судмедэксперт, профессор Федор Викторович Кондратьев сравнивает сектозависимость с наркозависимостью, он утверждает, что в социальном плане они одинаково губительны для человека. Поэтому, когда я начал заниматься реабилитацией наркоманов, то по сути не "изменил" сектоведению, потому что и то, и другое является зависимостью.

Зависимости могут быть самыми разными, самыми необыкновенными. Например, есть люди, которые совершенно не выносят тишины, в тишине у них развивается тревожное состояние, которое быстро проходит от городского шума, громкой музыки, просто включенного радиоприемника или телевизора. Некоторые «подсаживаются» на телесериалы. Говорят, ну какая это патология. Вон, люди читают много, они что, тоже зависимы? Если все время читают только поверхностные детективы, второсортные любовные романы, то да, у них развилась зависимость от низкопробного чтива. Попробуйте лишить их этого. У них начнется ломка. Не такая, конечно, сильная и длительная как при отмене наркотиков, алкоголя, сигарет, но ломка.

Есть еще огромная группа созависимых, то есть тех, кто зациклен на проблеме своих родных, к примеру, злоупотребляющих алкоголем. Для них свойственны «роль жертвы», «роль спасателя», «роль воспитателя», и эти роли становятся их жизненной позицией, они живут этими ролями. Тоже зависимость.

А с недавних пор начали всерьез говорить об информационной зависимости.

Вообще-то тема эта не нова. Первые публикации об информационной зависимости появились несколько лет назад, с того времени, как интернет начал становиться одним из основных источников информации. Проблема и была, и остается очень серьезной. Больше того, эксперты дают по этому поводу неутешительный прогноз. Мощный информационный поток не может не сказываться негативно на психике человека. Интернет кипит от такой информации, источников её там великое множество. И нередко предоставляется она неоднозначно, однобоко, размыто, частями, урывками, часто противоречащими друг другу. Я уже не говорю о дезинформации, фейках. Самое правильное – отказаться от чтения таких новостей, и многие так и поступают. Но далеко не все. Кто-то «подсаживается», и в результате вынужден постоянно – в транспорте, в вузе, на работе, на обеде, в очереди в поликлинике, в туалете, сразу после пробуждения от сна, по ночам и т.д. –заходить в интернет за очередной дозой информации, зависая в информационных лентах новостей. Именно дозой, потому что не получив ее, человек, как и наркоман, начинает болеть. Ни о чем другом он и думать не может. Информация становится для него наркотиком. Ну и отдаленные последствия тяжелые. В конечном счете у таких людей нарушается критическое мышление, они теряют способность анализировать информацию, в результате ими легко манипулировать. Они становятся легко внушаемыми, и могут стать опасным инструментов в руках недобросовестных людей и даже преступников. Именно такие люди, утратившие способность адекватно мыслить, то есть рассуждать, становятся лакомым кусочком для всевозможных мошенников, экстрасенсов, колдунов, астрологов, целителей, лидеров всевозможных коммерческих культов, псевдорелигиозных тоталитарных сект и даже террористических организаций. Вот и получается, что одна зависимость – информационная, может легко перейти в другую – зависимость от деструктивных организаций. Эксперты знают, что под влиянием определенных обстоятельств или специалистов, владеющих психотехниками (эти психотехники весьма эффективно используются в сектах для вербовки новых адептов), смена зависимостей происходит относительно быстро, то есть человек, уже имеющий какую-то зависимость, становится открытым и для других зависимостей тоже, которые могут перетекать из одной в другую, а могут и дополнять друг друга, наслаиваться. Таких примеров много. Например, человек принимает одновременно и наркотики, и алкогольные напитки. Или не может оторваться от работы, выпивая до тридцати и более чашек кофе в день.

Как я уже говорил, видов зависимости, разрушающих человека, предостаточно, что вызвало необходимость создать особый, универсальный подход в противодействии этой опасной современной угрозе. Это стало возможным в рамках новой научной дисциплины – деструктологии, разработанной в Московском государственном лингвистическом университете. Автор курса – известный российский религиовед, доктор исторических наук, профессор Роман Анатольевич Силантьев.

Причину деструктивных зависимостей нужно искать в духовной сфере человека. Существуют общечеловеческие морально-нравственные установки, переступать через которые нельзя, потому что это всегда чревато серьезными последствиями. Тем более когда речь идет о нарушении духовных, религиозных заповедей. Как православный священник, я утверждаю, что религиозность, вера во Христа, воцерковление, формирует сильнейший иммунитет к разного рода зависимостям, а в случае их развития, дает силу для эффективной борьбы с ними.

Говорят: ну разве это не тот же самый переход от одной зависимости к другой, в данном случае зависимости от православной веры. Я отвечу так. Вера во Христа подвигает человека на то, чтобы осознанно, добровольно связать себя узами любви к Нему, стать Его рабом, стать рабом Любви, Которая есть Бог, а не рабом греха, которым являются страсть к негативным зависимостям. Тем самым он обретает абсолютную свободу во Христе и освобождается от греха. Процесс этот может занять время, потому что человеку, погрязшему в грехе, и я скажу больше – тяготеющему ко греху, свойственно маловерие. Но если есть намерение – «а Господь сделанное принимает и намерения приветствует»! – то с Божией помощью всё возможно.

Протоиерей Александр Новопашин,
сектовед, деструктолог,
общественный деятель

Поделиться публикацией:

Статьи

В реставрационной мастерской Новосибирского художественного музея восстановили запрестольный крест XIX века

Запрестольный крест XIX века – один из наиболее ярких экспонатов Епархиального музея. Однако одно время состояние креста оставляло желать много лучшего. Требовалась реставрация, причем весьма се... 

1 июня – день памяти Сибирского Архипастыря митрополита Варфоломея

С назначением в июле 1943 г. архиепископа Варфоломея на Новосибирскую кафедру открылась новая страница в истории епархии 

Духовный облик императора Николая Второго

18 мая исполняется 152 года со Дня рождения императора Николая II 

Пасхальная радость Победы

Слово Пасха в духовном смысле означает спасение. Пасха Христова — это праздник спасения, которое стало возможным через страдания Иисуса Христа на Голгофе и Его славное Воскресение 

6 мая – день памяти настоятеля Успенской церкви на Березовой роще в Новосибирске протоиерея Димитрия Степанова

Отец Димитрий возглавлял Успенский приход до его разрушения в 1962 году, куда он был назначен священником десятью годами ранее 

Пасхальный звон

Пасхальный рассказ новосибирского автора Елены Чернаковой  

Иконы Пресвятой Богородицы: два образа – две судьбы

В Новосибирской области есть удивительные святыни: две иконы Иверской Божьей Матери. Оба образа, хоть и в разное время, написаны в одном месте – на Святой Горе Афон. Обе проделали неблизкий путь... 

У жителей Северного поселка появился небесный покровитель

Храм святого Георгия Победоносца открылся на микрорайоне Северный в год 75-летия Великой Победы 

31 марта - День памяти архиепископа Софрония (Будько)

В ночь на 31 марта 2008 года на 78-м году жизни скончался находящийся на покое бывший правящий архиерей Кемеровской и Новокузнецкой епархии, бывший викарий Новосибирской епархии архиепископ Софроний (... 

Жить в заботе, любви, радости

Предстоятель Русской Церкви в благословение за чадородие и жертвенное материнское служение удостоил матушку Елену Пантюхову, супругу настоятеля храма Всех святых в Новосибирске протоиерея Константина ... 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Впервые Крестный ход в Новосибирске снимали с высоты птичьего полета» перейти в фотогалерею
Система Orphus