Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

У жителей Северного поселка появился небесный покровитель

У жителей Северного поселка появился небесный покровитель

Храм святого Георгия Победоносца открылся на микрорайоне Северный в год 75-летия Великой Победы

Когда собирался ехать из центра города на Северный поселок, представлял себе, что это где-то на левом берегу, далеко-далеко… Оказалось, действительно, далеко, но не на левом, а на правом. Стало неудобно за свои знания о городе. Начал спрашивать знакомых, знают ли они, где Северный поселок. Все как один указали на Левобережье… А вот название «микрорайон Северный»» никого в заблуждение не ввело. Отвечали: это у городского аэропорта, в той стороне. Хотя и Северный поселок, и микрорайон Северный Калининского района – место одно и тоже.

Микрорайон застроен сплошь одноэтажными деревянными домами. Есть совсем старые постройки, есть относительно новые. Но на краю микрорайона уже потихоньку строят многоэтажки. Недавно провели большую дорогу в сторону Родников, которые граничат с Северным поселком. Словом, будущее микрорайона понемногу проясняется. Но пока это все равно деревня. И в прямом, и в переносном смысле слова. Населения – тысяч двадцать.

Рассказывают, что когда-то давно здесь был совхоз НКВД. Потом стали селиться бывшие политзаключенные и выселенные с Поволжья немцы. Позже началось строительство рабочего поселка для работников расположенных неподалеку заводов химконцентратов, «Север», «Экран» и так далее. В середине прошлого века поселок присоединили к городу. В период перестройки здесь расцвела наркомания, наркотиками в основном торговали цыгане. Жители поселка говорят, что погибших от «передоза» наркоманов еще совсем недавно регулярно находили на окраинах района.

На въезде в микрорайон стоят баптистская церковь, за ней – церковь адвентистов седьмого дня, есть центр неохаризматов. Из почтовых ящиков северяне периодически извлекают «оксфордские тесты» церкви сайентологов. Как говорится, представлен весь спектр. А вот родной православной церкви на Северном поселке до недавнего времени не было. А теперь есть – храм во имя святого великомученика и Победоносца Георгия. Деревянный красавец возведен в классическом русском стиле и так вписался в местный колорит, что как будто он всегда здесь и был.

Необходимость в храме назрела давно. Среди местного населения православных христиан немного – а где их много? – но если собрать всех воедино, то получится небольшой, но вполне себе приличный православных приход. Однако за неимением своей церкви поселковые христиане вынуждены были ездить в соседние храмы – в Родники в храм святого апостола Андрея Первозванного, в Знаменский храм на Учительской и в храм мученика Вонифатия на Юбилейном. Но с марта прошлого года ситуация изменилась.

vb4_0497.jpg

Вообще-то участок под церковь – кстати, очень приличный! – был выделен давно, еще в 2008 году. Рабочие залили фундамент, но затем из-за нехватки средств дело не заладилось. И только спустя десять лет, когда митрополит Новосибирский и Бердский Никодим назначил настоятелем прихода молодого, но хорошо известного в Новосибирской епархии священника Александра Сахненко, всё сдвинулось с мертвой точки. Владыка предложил проектировщиков, строителей, выделил необходимые средства на строительство, и работа закипела. Стройка началась в августе, а 19 сентября состоялся чин освящения первого венца заложенного деревянного храма. 23 ноября уже поднимали купола, и на всех этих событиях присутствовали правящий архиерей, представители мэрии и районной администрации.

Пока шло строительство, батюшка служил в строительном вагончике, оборудовав его под храм. И что интересно, желающих прийти на службу было немало. Некоторые приезжали из других районов, и даже с левого берега – путь, скажем так, неблизкий. Что привлекало их? Наверное, некоторая камерность, которая, возможно, напоминала службы первых христиан, а также желание поддержать как богоугодное дело, так и молодого активного батюшку. В прошлом году на Светлое Христово Воскресение в вагончике собрались 60 человек – и как же радостно встретили Пасху! Говорят же: в тесноте, да не в обиде.

5 января 2020 года деревянный храм открыл свои двери. Отец Александр Сахненко совершил чин малого освящения храма, на службе присутствовали под сотню человек, что для «деревенского» храма очень даже неплохо.

Сейчас батюшка не только служит, но и продолжает заниматься строительством – во все нужно вникнуть самому, «войти» в процесс, понять, разобраться. И это несмотря на то, что с него никто не снимал миссионерских, катехизаторских, образовательных, просветительских и прочих обязанностей, которых, на самом деле, у любого настоятеля великое множество.

Наша встреча с отцом Александром состоялась на первой седмице Великого поста. Тогда я впервые перешагнул порог действующего Свято-Георгиевского храма. При входе сразу приятно пахнуло запахом свежей древесины. Батюшка любезно согласился провести экскурсию. Он рассказал, что в Новосибирске это первый храм, освященный во имя святого великомученика и Победоносца Георгия. И очень символично, что храм начал действовать накануне празднования 75-летия Великой Победы над фашисткой Германией, ибо война, как мы знаем, реально закончилась не 9-го, а именно 6 мая – в день памяти святого.

Изнутри храм оказался просторным и одновременно уютным. За иконостасом – солидный алтарь: в нем вполне поместятся и батюшки, и диакон, и пономарь. Правда, служит батюшка пока один, как сам он шутит: «Сам служу, сам пою, сам кадило подаю». Но очень надеется, что в скором времени появится второй священник, без которого пока как без рук. В средней части храма по бокам развешаны иконы – очень красивые, отмечаю я. Да, красивые, соглашается священник, при том, что они не писанные, но, уверенно заявляет, что придет время, и образы всех этих святых обязательно будут написаны иконописцами. Зато как заходишь из притвора в среднюю часть храма, сразу справа находятся особенно дорогие для прихожан иконы. Их подарили приходу, когда службы батюшка совершал в вагончике. Вот греческая икона святителя Спиридона Тримифунтского, ее передал храму иеромонах Дометиан (Лихачев); эта икона святителя Луки Крымского с частичкой облачения с его святых мощей подарена Знаменским приходом; а эта икона праведного Феодора Томского с частицей гроба святого привезена из Томска.

Поднимаемся на хоры. Мне кажутся они такими же просторными, как и сам храм. Впрочем, так оно и есть. Здесь можно разместить целый хор. А я и хочу организовать хор, говорит батюшка – мужской хор! При этом, по его словам, профессионалы ему не особо нужны. То есть если они будут, то это хорошо, но больше важны не столько способности, сколько желание петь. Год-другой и коллектив соберется, уверен настоятель. Да и вообще шутливые таблички типа «подпевать клиросу не благословляется» – это не про его храм. У него петь благословляется всем. Неужели он хочет создать «поющий приход»? А почему нет? Отец Александр признается, что это даже не его инициатива. Предложение исходит от самих прихожан. Поэтому, скорее всего, так и будет. Вот только нужен помощник. У самого батюшки столько дел – ну не разорваться же ему. А помощников пока раз-два и обчелся.

С хоров поднимаемся еще выше – на колокольню… без колоколов. Отец Александр объясняет, что колокола у них есть, целая звонница, вон она – показывает, установлена внизу справа от храма, но колокола на ней небольшие. На колокольне они «потеряются», поэтому нужен еще один большой колокол. Прихожане бросили между собой клич, стали собирать на него деньги, но пока насобирали только на «язык». Но продолжают собирать, и очень надеются, что ко дню города над Северным поселком зазвучит, наконец, благовест.

С высокой колокольни раскрывается немного торжественный вид на весь Северный микрорайон. Взгляд батюшки потеплел. Или мне это показалось? Он говорит, что люди здесь живут хорошие, отзывчивые, со своим немного деревенским укладом. Собираясь в какой-нибудь из городских районов, они говорят: поеду в город! А себя отец Александр и в шутку и всерьез называет «сельским батюшкой». Батюшка любит пошутить, и шутки о себе тоже воспринимает по-доброму. С улыбкой вспоминает, что в епархии его одно время величали не иначе как «настоятелем вагончика»: ну а как же, храма-то у него нет, служит в вагончике, значит настоятель вагончика!

А это что за большой синий сарай рядом с храмом стоит? О, это отдельная история, и ее батюшка обещает рассказать в завершении нашей встречи…

Спускаемся вниз. Я замечаю, что в храме тепло, и батюшка подтверждает это, говорит, что всегда тепло и даже пол подогреваемый: прихожане перед службой снимают верхнюю одежду, иначе им будет жарко.

Что особо радует батюшку – в храм пошла молодежь. Не сразу, конечно. Первыми прихожанами стали бабушки. Потом начали подтягиваться люди среднего возраста. А уже за ними – молодежь. Причем молодые люди идут деятельные, готовые помогать.

В будние дни народа немного, а в воскресные – почти полный храм. Это человек 60 и более. И почти все причащаются. Взрослые активно причащают детей. Летом отец Александр подумывает организовать на территории храма временную детскую площадку. До причастия родители смогут находиться здесь с самыми маленькими детьми, а к причастию их позовут. Или они сами услышат, что пора идти, поскольку службу предполагается транслировать через уличные динамики. Дети могут также находиться в помещении воскресной школы, которую планируется открыть позже в цокольном этаже. Здесь детьми будет заниматься кто-то из взрослых, тогда как у других родителей появится возможность быть на службе и не отвлекаться на детей. И уж если причащаться, то всем вместе.

В нескольких метрах от храма находится средняя общеобразовательная школа. Конечно же, отец Александр успел познакомиться и с ее директором, и с другими педагогами, и с учащимися. На первой же встрече сразу предупредил, что пришел сюда не воцерковлять, а быть полезным. Предложил школе стать партнерами в реализуемом приходом просветительском патриотическом проекте «Наследие и наследники». В рамках проекта детей и подростков познакомят с песнями военных лет, покажут военные фотографии, будут демонстрировать старые и современные фильмы о войне, причем не только советские и российские, но и американские, и немецкие. Священник говорил, что нельзя забывать об этих трагических страницах нашей истории, о которых, к сожалению, подрастающее поколение знает очень мало – в школах на изучение Великой Отечественной войны выделяется только 6 часов! Финал мероприятия с награждениями, памятными подарками и чаепитием состоится в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия в цокольном этаже Свято-Георгиевского храма. К слову, в реализации проекта примут участие мультимедийный исторический парк «Россия – моя история», Историческое общество СФО, центр патриотического воспитания «Патриот», машиностроительный колледж. Выслушав батюшку, педагоги школы также дали свое согласие на участие в интересной просветительской работе, и обещали прийти на экскурсию в новый храм.

Но батюшка не был бы батюшкой, если бы заодно не покритиковал светскую этику, которую активно выбирали все учащиеся этой школы в течение последних семи лет. Чем слегка всколыхнул представителей либерального крыла родительской общественности школы. Но недовольных ему удалось быстро унять, поскольку, по его же словам, в учебнике по светской этике написаны такие ужасные вещи, что даже обсуждать их нет никакого смысла – и так все понятно. А результат такого разговора не заставил себя долго ждать. Очень скоро он узнал, что больше трети школьников заинтересовались основами православной культуры.

Плодотворной оказалась и встреча с учащимися машиностроительного колледжа. На встречу с ними священник пришел с имамом – таким же молодым, как и он сам. Вдвоем они сломали все стереотипы подростков о традиционных для России религиозных конфессиях, поскольку свободно говорили на языке молодежи.

Во время нашего разговора со священником в церковь заходит местный участковый. Оказалось, что сотрудник полиции – христианин, прихожанин храма и зашел сюда не по долгу службы, а помолиться. Он тепло раскланивается с батюшкой.

Выходим на улицу, и я окидываю взглядом территорию храма – свободного места еще очень много. Говорю, что вот прямо сейчас я стараюсь заглянуть в будущее, чтобы увидеть, что здесь будет. Батюшка осторожно интересуется, не вижу ли двухэтажного здания, в котором он хочет разместить воскресные школы для детей и взрослых, хороший конференц-зал и даже небольшую социальная гостиницу для христиан, временно оказавшихся без ночлега? Отец Александр не сомневается, что все это будет. Вот Господь пошлет благотворителей – тогда, а то, что Он пошлет их, в этом отец Александр не сомневается. Да и сам не прекращает поиски: на Бога надейся, а сам не плошай. Вот он и не плошает. Прихожане шутят, что они сильно молились, чтобы к ним прислали активного батюшку, да, видать, «перемолились», потому назначили на приход не священника, а какой-то ядерный реактор.

Впрочем, сам священник каждый раз отмечает, что и столь масштабное строительство, и благоустройство храма происходят благодаря неустанному попечению правящего архиерея о приходе. Отец Александр называет происходящее не иначе как чудом, потому что, положа руку на сердце, совершенно не был уверен, что все произойдет так быстро – Великое освящение храма предполагается совершить уже этим летом.

А что за история с «синим сараем», которую обещал рассказать священник?

Когда-то думали там разместить крытый рынок. Сейчас – какое-то складское помещение. Что будет дальше – непонятно, но на хорошее надежда слабая. Местным жителям такое соседство не нравится, но что они могут сделать? По-хорошему, разбить бы здесь сквер, потому что гулять северянам вообще негде. Сквер?.. Идея пришлась ко двору, и тогда народ составил петицию, в которой просил руководство района и города пойти ему навстречу. Люди даже название скверу придумали – Георгиевский, поскольку эта площадка прилегает к территории Свято-Георгиевского храма. Владыка Никодим также направил официальное письмо в мэрию с просьбой поддержать инициативу новосибирцев. Отец Александр говорит, что в случае положительного решения это было бы весьма значимое для города событие – появление в Калининском районе Георгиевского сквера у стен Свято-Георгиевского храма в год 75-летия Великой Победы, связанной с именем такого же великого святого – небесного покровителя воинов, земледельцев и жителей Северного микрорайона.

Помоги, Господи! 


Автор: Дмитрий Кокоулин

Поделиться публикацией:

Статьи

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил Литургию в праздник Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus