Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

«Молитва и дела милосердия несут душам усопших большое облегчение!»

«Молитва и дела милосердия несут душам усопших большое облегчение!»

«Если будем творить частые молитвы за него (усопшего) и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас»

                                                                                             Святитель Иоанн Златоуст

Православные христиане молятся об усопших сродниках столь же усердно, как и о здравствующих. И это понятно, «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы», говорит Евангелист. Некоторые каждый день подают в храмы записочки о упокоении для литургического поминовения, во время которого священник из просфоры вынимает частицы за упокоившихся рабов Божиих. Если же в их родном храме литургию служат только по воскресным дням, то они, чтобы не оставлять умерших без молитвенного предстательства в будние дни, подают записочки в те храмы, где литургию совершают ежедневно.

– Нет ничего выше поминовения на Божественной литургии», – подчеркивает настоятель строящегося в Заельцовском районе храма во имя святого мученика Василия Мангазейского иерей Димитрий Полинкевич.

Однако с началом Великого поста ситуация меняется. В это время в будни служится особая Литургия Преждеосвященных Даров, во время которой частицы за живых и умерших из просфор не вынимаются.

– Но это не значит, что мы на время Великого поста оставляем своих усопших сродников без литургического поминовения, – говорит отец Димитрий.

Священник напоминает, что в период поста по субботам и воскресеньям в храмах совершаются праздничные литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого соответственно, во время которых священники вынимают из просфор частицы за живых и усопших. Кроме того, во вторую (19 марта), третью (26 марта) и четвертую (2 апреля) субботы Великого поста празднуются родительские субботы – это дни особого поминовения наших усопших сродников. После литургии служится общая панихида.

Многие в эти дни причащаются. В Православной Церкви богослужение дня начинается с вечера, то есть если христианин хочет в родительскую субботу причаститься Святых Христовых Таин, ему нужно прийти в пятницу на вечернее богослужение. В поминальные дни христиане по традиции приносят в храм всевозможные продукты питания (в пост это хлеб, крупы, вермишель, оливковое или подсолнечное масло, фрукты, орехи, варенье, соленья и так далее) – их складывают в корзину или кладут на столик у канона (тетрапода), на который молящиеся о упокоении своих ближних ставят свечи. Продукты – это пожертвование прихожан. После службы их уносят в трапезную или раздают нуждающимся.

А священнослужители во время службы молятся: «Помяни Господи принесших Тебе дары сия и тех, за них же принесоша».

Отец Димитрий предупреждает, что в пост не нужно приносить в храм скоромную пищу, рыбные продукты, сладости. Последние насыщены сахаром и созданы для услаждения, поэтому Великим постом употреблять их не рекомендуется. Если же кто-то их и пожертвовал (по незнанию, к примеру), они, конечно же, не пропадут, их сохранят до окончания поста.

Кроме того, в родительскую субботу продукты питания можно принести не только в храм, но и раздать нищим, знакомым, соседям с просьбой помолиться об усопших родственниках.

Несмотря на то, что литургическое поминовение Великим постом совершается не каждый день, обычные церковные молитвы об усопших в храмах возносятся ежедневно: в конце утрени будничной великопостной службы добавляется заупокойная лития.

– Вот почему перед Великим постом так важно подать великопостные записки об упокоении – ваших усопших сродников в храме будут поминать всю Святую Четыредесятницу, – объясняет отец Димитрий.

Он также упоминает о благочестивом правиле домашнего чтения Псалтири по усопшим во время Великого поста.

После Пасхи усопших можно, конечно, поминать келейно, то есть во время домашнего молитвенного правила, но по Церковному Уставу совершать заупокойные службы в храмах не полагается. А вот на восьмой день после Святой Пасхи служат панихиду, но по пасхальному чину – «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в!» Этот день называется Радоницей, от слова «радость», потому что Церковь вновь молится о преставленных, делится с ними радостной вестью о Воскресшем Христе.   

А потом, по традиции, христиане едут на кладбище «похристосоваться с умершими родными людьми». Это не просто символ, это духовное общение с умершими.

Был такой случай, рассказывает священник, во время пасхальной утрени преподобный Дионисий Печерский зашел с каждением в пещеру, где почивали тела упокоившихся святых, и не сдержался, воскликнул: «Христос Воскрес!» А от святых мощей прозвучало громогласное: «Воистину Воскрес!»

На кладбище кто-то прибирает могилки, а кто-то сделал это заранее, в одну из великопостных родительских суббот. У могилки нужно обязательно помолиться об усопшем, например, совершить литию для мирян, почитать канон за единоумершего (об усопшем). Или просто сказать кратко – «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего…» и назвать имя.

Широко праздновать Радоницу на кладбище нельзя. Легкая трапеза благословляется, но она не должна превратиться в языческую тризну. Кто-то даже водку льет на могилу – мол, покойничек любил это дело! Оставляют на могилах бутерброды, конфеты, булочки. Усопшим это не надо. Их следует поминать молитвой и добрыми делами, делами милосердия. Этим вы доставите их душам большое облегчение, говорит отец Димитрий Полинкевич.

Дмитрий Кокоулин

Поделиться публикацией:

Статьи

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «В Новосибирске завершился Кубок имени великомученика Георгия Победоносца по хоккею с шайбой» перейти в фотогалерею
Система Orphus