Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Духовно-нравственное воспитание детей

Духовно-нравственное воспитание детей

Доклад протоиерея Бориса Пивоварова на городском педагогическом совете

 

Дорогие учителя, педагоги, воспитатели! 

В последние три года мы стали свидетелями того, как слово ВОСПИТАНИЕ в российской педагогике вышло на первый план.

В 2020 году «Закон об образовании в РФ» был существенно усилен дополнением статьи о воспитании.

Грядущий XXII съезд работников образования Новосибирской области посвящается теме: «Воспитание и развитие личности – приоритет государственной образовательной политики».

Скоро начнется учебный год и по понедельникам на классном часе школе надлежит реализовать новый проект «Разговоры о важном». Понятно, что главная цель такого классного часа – воспитательная.

2023 год объявлен «Годом педагога и наставника». И здесь важнейшая составляющая – воспитание.

Многочисленные августовские конференции и круглые столы в стране проходят по темам: «Воспитание как общенациональный приоритет: современные ответы на вызовы времени», «Воспитательная система школы: от концепции к воплощению в реальность».

Встречаются и такие темы: «Как вернуть школьному воспитанию здравый смысл и возродить лучшие его традиции?» «Как готовить специалистов – советников по воспитанию?».

И сегодня у нас разговор о самом важном – о воспитании!

В самом начале XX века архиепископ Томский и Алтайский Макарий (Невский) (с 1912 года митрополит Московский) сказал фразу, которая является актуальной и в наше время: «Нынче много знания, да мало воспитания!»

Поэтому прежде всего благодарю оргкомитет городского педагогического совета за приглашение на настоящую встречу и за возможность сказать о столь актуальной проблеме как воспитание.

Настоящий городской педсовет посвящен теме «Патриотическое воспитание: ресурсы и возможности». Духовно-нравственное воспитание является важнейшим ресурсом для патриотического воспитания детей и молодежи.

*     *     *

Для начала, дорогие участники городского педсовета, вспомним, как в
90-е годы прошлого века лихо работал тезис: «школа должна давать детям знания, а воспитание – это забота родителей».

И именно тогда мудрейший человек академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, видя, как воспитание разделяется от образования, написал:

 «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть, прежде всего, нравственным. Ибо нравственная основа  это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр.

Воспитывают же людей: впрямую религия, а более сложным путем  музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)». (Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. С. 154-155).

Академик Д.С. Лихачев дважды писал заповеди как духовно-нравственный завет подрастающему поколению России.

Сохранилось два текста: 25 заповедей и 10 заповедей.

Вот одна из его 25 заповедей:

«Будь верующим  вера обогащает душу и укрепляет дух».

Дмитрий Сергеевич был убежден, что детей надо воспитывать в религиозном духе с самого детства. «В религиозном духе воспитываются с детства. Не сковывает ли это свободу людей в выборе религии, свободу вообще? Нет, так как отказаться от религии легче, чем войти в большую семью верующих. Воспитывая детей в заветах определенной религии или вероучения, мы делаем их более свободными в выборе веры, чем тогда, когда даем им безрелигиозное воспитание, ибо отсутствие чего-то всегда обедняет человека, а от богатства легче отказаться, чем его приобрести. Религия же именно богатство. Религия обогащает представление о мире, позволяет верующему ощутить значительность всего происходящего, осмысливать жизнь человека, составляет самую убедительную основу нравственности. Без религии всегда остается соблазн эгоизма, соблазн замкнутости в своих личных интересах». (Лихачев Д.С. Письма о добром - Л.: «Нотабене», 1994, с. 224−225).

Современник XX века Д.С. Лихачев (1906-1999) стал свидетелем того, как несколько поколений его сограждан воспитывались в безбожии. Сначала воинствующий атеизм стремился изгнать религию не только из школы, но вообще из жизни советского человека. Затем секулярный гуманизм стремился внедрить в сознание наших сограждан убеждение, что ребенка не следует воспитывать в религиозной традиции. Он же маленький! Пусть вырастет и тогда саам сделает свой мировоззренческий выбор.

Идеологи безбожного воспитания детей много лет внушали нашему народу, что «религия  это опиум для народа». Но пока они старались ограждать детей (да и взрослых) от Церкви  настоящий опиум, как ядовитый змей, проник на нашу землю, многих поразил насмерть, и еще поражает… А люди, которые до сих пор выступают против изучения основ православной культуры в школе, наркотиков, вероятно, опасаются меньше, чем православной веры и культуры.

Главное предубеждение против духовно-нравственного воспитания, основанного на изучении основ религиозной культуры, заключается в неверии в то, что духовно-нравственное воспитание на основе религиозной культуры принесет детям и школе пользу. Неверие в то, что духовно-нравственное воспитание на основе религиозной веры и культуры – это гармоничное воспитание, благонадёжное воспитание, свободное воспитание.

Разве возможно человека принуждением сделать (заставить быть!) благодарным, добрым, дружелюбным, честным, трудолюбивым, милосердным, сострадательным, патриотичным?  

– Принуждением сделать этого невозможно! А духовно-нравственному воспитанию религиозная вера весьма помогает.

Вера в Бога не отнимает у человека подлинной свободы: свободы к добру! Библия призывает: «Уклоняйся от зла, и делай добро» (Псалом 33, стих 15).

Иисус Христос учит, что подлинная свобода – это свобода от греха: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Евангелие от Иоанна: глава 8, стих 34).

Разве мы не знаем о страшных последствиях от греховных зависимостей? Человеку кажется, что он свободен, и делает всё, что хочет! Он хочет не слушаться родителей, учителя, не признавать закон гражданский и уголовный, хочет курить, без ограничения пить алкоголь, употреблять наркотики, брать чужое, нарушать верность семье, стране и … всё это под знаменем «свободы»!

Какой свободы? – Свободы ко злу, свободы ко греху. А чтобы никто не укорял в грехе, отменяется само понятия «греха». Мы же видим, как на Западе оправдывается «грех в законе». Например, гражданский закон во многих странах разрешает усыновлять детей однополым парам…

Как и в чем ограничивает человека вера в Бога? – Вера в Бога помогает сохранить несвободу от совести. Словосочетание «свобода совести» всем известно и как бы понятно, но именно как бы. (Это выражение не следует отождествлять со свободой выбора вероисповедания). 

Совесть укоряет (должна, призвана Богом укорять!) человека, когда он вдруг сделает плохое, греховное. Поначалу человек может даже покраснеть от стыда. Но если человек постоянным повторением греха заглушает голос своей совести, то постепенно освобождается от совести. И это беда!

Совесть призвана удерживать человека от зла, от греха, от преступлений. Если совесть удерживает человека от зла, от греха, разве это плохо? Если же школьника   убедить, что он сам вправе определять – что такое добро и что такое зло, то как его воспитывать?

Ни наказы родителей, ни законы уголовные, ни правила поведения – ничто не ограничивает свободы на зло! Перед такой «свободой» педагогика бессильна.

Задача школы, учителя, воспитателя – призывать школьника к добру. Одна из заповедей Д.С. Лихачева гласит:

«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое».

Сегодня одна из актуальных задач школы переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Учителю предмета «Основы православной культуры» ставится большая задача – освоить новый ФГОС.

Приказ, утвердивший новый ФГОС, вышел в прошлом году. Нынче по этому стандарту начнут учиться школьники первых и пятых классов. Учащиеся вторых, третьих и четвертых классов будут продолжать обучение по прежнему стандарту. Основы православной культуры преподаются в четвертом классе. Но учителю основ православной культуры уже сейчас надо осваивать новый стандарт предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Посмотрим, что в новом ФГОС сказано об этой предметной области. Вот мы видим учебный план. Здесь уже нет учебного предмета (модуля) «Основы мировых религиозных культур». А есть учебный модуль «Основы религиозных культур народов России». Это говорит о том, что российская школа отходит от принципов мультикультурализма и обращается к родным истокам веры и культуры.

Новый ФГОС по «Основам православной культуры» говорит об «осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы православной культуры». Предусматривается также «формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие».

Думаю, что все вы знаете, что в 2020 году были внесены серьезные добавления в Конституцию, которая теперь гласит: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» (статья 67.1 пункт 2).

Скоро начнется учебный год, дети будут слышать и петь Государственный гимн. Государственный гимн будет напоминать им о Боге: хранимая Богом родная земля.

Завершая свое выступление, хотелось бы сказать следующее. Хорошо бы, чтобы из школы ушла религиофобия, чтобы школа преодолела религиобоязнь, это печальное наследие долголетней борьбы с верой и Церковью. Бояться религии не надо. Насильно заставить молиться никого не заставишь. А вот если будет прививаться детям чувство священного, почтение к родителям, благодарное отношение к учителям, и любовь к своей родной истории, то духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников станет реальностью.

Надо дать возможность родителям на собрании по выбору модуля предметной области ОРКСЭ возможность сделать свободный информированный, ответственный выбор. Необходимо хорошо готовить учителей этой предметной области. Нужно чтобы учителя проникнулись пониманием важности этого предмета для нравственного и гражданского воспитания школьников. Тогда в лучшую сторону будут меняться дети и преобразится лицо самой школы.

Поздравляю всех с новым учебным годом!

 

Поделиться публикацией:

Статьи

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Правящий архиерей возглавил всенощное бдение в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus