
Дорогие участники конференции!
На пленарном заседании проходивших в конце января 2023 года XXXI Международных Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал исключительно важные слова о соотношении образования и воспитания:
«Образование тесно сопряжено с воспитанием личности. Это, безусловно, сильная сторона нашей отечественной педагогической традиции. Важно сохранить эту особенность. Как справедливо отметил Президент России, “духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран забывают уже, нас, напротив, сделали сильнее, и эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать”. Действительно, общие ценности создают надежную основу для взаимодействия Церкви, других наших традиционных религий и государства. Человеку с детства необходимо объяснять, что стоит за словами “любовь”, “вера”, “семья”, “нравственный долг”, “добро”, “милосердие”, “ответственность”, “честность”.
Как бы современные секулярно и либерально ориентированные силы ни пытались подвести эти понятия под некий знаменатель так называемых “общечеловеческих идеалов”, невозможно умалчивать, что у этих ценностей на самом деле религиозное основание. Будучи фундаментом русской культуры, православная вера всегда укрепляла и поддерживала наш народ, сподвигала его на жертвенное служение и созидательные труды на благо Отечества, на защиту государства и цивилизационных принципов нашей национальной жизни. Лишать детей возможности изучать духовные основания нашей культуры или ограничивать эту возможность всего одним годом их изучения в начальной школе в рамках курса ОРКСЭ никак не соответствует нынешним требованиям. Как следствие, несомненно умаляется роль патриотического воспитания в формировании будущих поколений. Но то, что это воспитание должно опираться на традиционные духовные ценности, не подлежит ни сомнению, ни пересмотру.
К сожалению, до сих пор в ряде регионов по разным причинам сохраняется проблема, когда свобода выбора модуля ОРКСЭ фактически ограничивается. Выражаю надежду на скорейшее изменение ситуации. Считаю крайне важным налаживание рабочего взаимодействия органов управления образования и образовательных организаций на местах с представителями епархий Русской Православной Церкви. (…) Сожалею, что вновь и вновь мне приходится говорить об одном и том же, но проблема в масштабах страны до сих пор не решена, и достойное место преподаванию Основ религиозной культуры и светской этики в школах еще не определено».
Возникает вопрос: «Почему так происходит?»
Да потому, что в нынешней системе российского образования еще не преодолена религиофобия, религиобоязнь – печальное наследие времен господства атеизма в сфере образования.
Современная российская система образования, к великому сожалению, как бы не замечает тех серьезнейших изменений, которые произошли и продолжают происходить в нашей родной стране, в церковно-общественной жизни России, наконец, в окружающем наше государство мире.
Безбожная парадигма продолжает господствовать и в средней, и в высшей школе. А религиозное мировоззрение в этой парадигме продолжает оставаться чем-то маргинальным…
Хотя теперь мы не слышим постоянно, что религия – опиум для народа, что наука – против религии, что религия отмирает и тому подобные антирелигиозные тезисы, но в системе образования безбожная парадигма сохраняется как будто бы исключительно верная…
Что необходимо, дабы преодолеть религиобоязнь в школе и в вузе?
Необходимо религиозное просвещение: в школе через освоение основ православной культуры, а в вузе посредством теологических факультетов. Именно религиозное просвещение является залогом духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.
Полноценное образование неразрывно связано с просвещением. Без просвещения сфера образования теряет самое важное – свое воспитательное предназначение. Сейчас даже федеральное ведомство образования называется «Министерство просвещения Российской Федерации»!
В 2020 году в Конституцию Российской Федерации было внесено важное дополнение, которое гласит: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» (статья 67.1 пункт 2).
Вера в Бога – это величайшая духовно-нравственная ценность народа! Обновленная Конституция свидетельствует, что завершилась эпоха официального (или полуофициального) безбожия в России. Поэтому из российского образования должна уйти антирелигиозная парадигма, как «научная, прогрессивная и единственно верная».
Россия – священная наша держава. Россия – хранимая Богом родная земля, как верит и исповедует абсолютное большинство наших сограждан. И мудрость народная наших предков, о которой также поется в Государственном гимне Российской Федерации – это миролюбивая и братолюбивая жизнь под сенью России народов разных национальностей и верований. Так Конституция России сохраняет наше исторически сложившееся государственное единство.
Современной российской школе нужно опасаться не освоения школьниками православной культуры России, не православного мировоззрения, не влияния Православной Церкви на школу. А опасаться надо бы дерзкого, порой преступного поведения обучающихся, сквернословия, курения и наркомании, жестокости, компьютерозависимости, связей детей и подростков с организованной преступностью (АУЕ), с «колумбайнерами» и других подобных страшных явлений.
Православной же веры и культуры бояться не следует. Православная вера вслед за псалмопевцем Давидом всегда и всех призывает: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). В этом призыве нет насилия. Это призыв человеку решительно встать на сторону добра и уклониться от зла.
Если же школа в силу атеистических пережитков стесняется или опасается прямо сказать, что есть добро и есть зло, что есть белое и есть черное, то как воспитывать школьника?! В Тик-токе школьнику и студенту много раз скажут, что сейчас модно признавать только 60 оттенков серого. И что будет делать школа с этой разрушительной тенденцией? Нравственный плюрализм ведет к безнравственности.
Наших детей – дошкольников, школьников и студентов – стараются переформатировать через компьютерные игры, через «Игры престолов», «Игру в кальмара» и тому подобные развращающие детей и подростков «учебные пособия». Через них детям и юношеству навязываются извращенное мировосприятие и страшный образ жизни.
Когда школьник или студент управляется лукавыми контентами интернета, то совершается подмена ценностей, о чем мечтал Ницше. Он прямо призывал изъять из жизни человека и общества все традиционные ценности и заменить их иными, искоренив при этом потребность в традиционных ценностях.
Безусловно, российская школа имеет светский характер, но «светский» не означит «антирелигиозный» в смысле атеистический.
На XIX Международных Рождественских образовательных чтениях (2011 г.) Святейший Патриарх Кирилл дал на этот вопрос исчерпывающий ответ:
«Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди – такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса».
Однако в настоящее время в школе режим благоприятствования дается только так называемой «светской этике». Что же такое «светская этика»?
В учебнике «Основы светской этики» для 4–5 классов (М.: «Просвещение», 2010) прямо утверждается: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло».
Как ответить на такое утверждение?
Святейший Патриарх Кирилл в одном из Рождественских посланий (2012 г.) ответил следующим образом:
«Сегодня человека пытаются убедить в том, что он, и только он мерило истины, что у каждого своя правда и каждый сам определяет, что есть добро, а что зло. Божественную истину, а значит, и основанное на этой Истине отличие добра от зла пытаются заменить нравственным безразличием и вседозволенностью, которые разрушают души людей, лишают их жизни вечной. Если природные катастрофы и военные действия превращают в развалины внешнее устроение жизни, то нравственный релятивизм разъедает совесть человека, делает его духовным инвалидом, искажает Божественные законы бытия и нарушает связь творения с Создателем».
Говоря о проблемах духовно-нравственного воспитания школьников и студенческой молодежи, уместно привести слова, сказанные Святейшим Патриархом Кириллом 25 октября 2022 года на пленарном заседании XXIV Всемирного Русского Народного Собора «Православие и мир в XXI веке».
«Современный человек вынужден жить в мире, который принято именовать секулярным. В секулярном мире в большинстве случаев религиозные представления настойчиво вытесняются на периферию жизни, что зачастую приводит к конфликту различных форм мировосприятия: личных духовных убеждений и навязываемого извне секулярного подхода.
Для того, чтобы понимать, как отстаивать значение непреходящих духовных ценностей перед лицом секулярного нерелигиозного мира, необходимо ясно и отчетливо осознавать природу и истоки этой идеологии.
Идея создания секулярного общества составляет один из важнейших базовых принципов новой западноевропейской и вообще западной культуры. Форматирование социума по секулярному образцу по сути означает изгнание религии из общественного пространства и помещение ее в «гетто». Таким образом, религиозным институтам и общинам верующих, состоящим из граждан, наделенных такими же правами, как и их нерелигиозно настроенные соотечественники, отказывается в учете их религиозных позиций при принятии важных для всех решений. Если назвать вещи своими именами, то следует сказать, что в мировоззренческом отношении людям предлагается атеистический подход к миру и человеку, включающий атеистическую этику и во многом основанные на этой этике нормы общественного поведения». «Доведенный до своего логического конца замысел секуляризма должен был привести к выводу религии за пределы общества. По опыту мы знаем, что религия в секулярном обществе преподносилась как атрибут отсталости, мешающий прогрессу, из этого делались выводы о необходимости преодоления ее как «пережитка» прошлого, и особенно ярко это проявилось в коммунистической идеологии и практике».
На XXIV Всемирном Русском Народном Соборе Святейший Патриарх ясно выразил, какое значение имеет религиозное просвещение для нравственного состояния нашего общества:
«Одна из причин такого положения в том, что не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего».
Именно духовно-нравственные ценности и традиции составляют основу благоприятного развития российского образования и в целом – общества и государства.
А корнем этих долгожданных изменений станет добротная воспитательная работа российской школы, средней и высшей. Духовно-нравственное воспитание должно быть интегрировано во все виды педагогической деятельности.
«Нравственное влияние – главная задача воспитания!», – так учил великий русский педагог К.Д. Ушинский, 200 лет со дня рождения которого нынче вспоминает благодарная Россия. Недаром нынешний год объявлен и проводится как Год педагога и наставника.
Русская Православная Церковь всегда содействовала и впредь будет содействовать тому, чтобы воспитательный потенциал школы и всей системы российского образования был реализован в полной мере. Поэтому прежде всего требуется создать благоприятные условия для религиозного просвещения и в школе, и в вузе, и в целом в сфере образования и культуры.
Протоиерей Борис Пивоваров