Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Пасхальная Победа

Пасхальная Победа

Только ли сознание радости несет Победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить Победу, чтобы сделать ее плодотворной. Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу!

Из послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) 9 мая 1945 года

 

Пасха 45-го года

Великому дню Победы в 1945 году предшествовал праздник праздников — Пасха Христова. Светлое Христово Воскресение в том году пришлось на 6 мая — день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. А сам день Победы — 9 мая 1945 года — пришелся на среду Светлой Пасхальной седмицы. Тогда неизреченная пасхальная радость слилась с долгожданной радостью Победы в Великой Отечественной войне. В православных храмах и в сердцах верующих людей пасхальное ликование соединялось с благодарственными молитвами Воскресшему Христу Спасителю.

Наша доблестная армия не только изгнала захватчиков с территории нашей Родины, но и освободила Европу, спасая народы мира от фашистского ига. Нынче исполняется 78 лет Великой Победы нашей страны, нашего народа. Празднуя эту Победу, мы прежде всего должны возносить благодарение Спасителю Богу, Пресвятой Богородице и всем святым в земле Русской просиявшим, нашим Небесным Защитникам. А поскольку День Победы, как поется в известной песне, — это праздник со слезами на глазах, мы должны особенно усердно молиться об упокоении душ тех героев войны, которые положили жизнь за свой народ, за родную землю. 

Если мы заглянем в православный церковный календарь, то увидим, что 9 мая полагается совершать и благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне и особое поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы этой войны.

В страшные военные годы для многих стало очевидным, что кроме оружия защитникам Отечества и труженикам тыла нужна вера. Без веры в помощь Божию выстоять нашему народу и победить в кровопролитной войне было невозможно. Поэтому в годы войны многие люди вновь стали ходить в церковь, чтобы молиться за своих фронтовиков, а также поминать тех, кто на поле брани жертвенно положил свою жизнь «за други своя» (Ин. 15, 13). Есть замечательный документальный фильм о патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, который так и называется: «Времена, когда молятся все».

Если в годы благоденствия и мира люди склонны забывать о душе, о молитве, то когда приходит беда, она скоро учит молиться и находить дорогу к храму. Во время Великой Отечественной войны прекратился выпуск журнала «Безбожник», который был печатным органом Союза воинствующих безбожников. Сразу никому не нужными оказались антирелигиозные лекции и всякие антицерковные мероприятия. Храмы были переполнены людьми. Во всех храмах пели «Вечную память» всем «на поле брани убиенным и от ран скончавшимся защитникам Отечества нашего».

С первого же дня войны Русская Православная Церковь не только призвала весь народ встать на защиту страны, но и указывала примеры доблестной защиты Отечества. Такие примеры Россия имеет в лице святых князей Александра Невского и Димитрия Донского, величайших патриотов земли Русской Косьмы Минина и Димитрия Пожарского, выдающихся полководцев  Александра Суворова, Михаила Кутузова и славного русского флотоводца адмирала святого Феодора Ушакова. Все эти герои России были не просто доблестными военачальниками, но и глубоко верующими православными людьми, больше своей жизни любившими Родину.

О славных предках, полагавших свои жизни за Родину и веру, напомнил в своем послании, написанном 22 июня 1941 года, Митрополит Московский Сергий (Страгородский): «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и Верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытаний всем, чем каждый может. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».

Заканчивается это послание призывом к священнослужителям Русской Церкви: «Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину и Веру во все времена нашествий врагов на нашу Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу!»

В страшные годы Великой Отечественной войны Россия вспомнила о святых защитниках Отечества минувших веков. Были восстановлены боевые ордена и медали в честь святого Александра Невского, маршала Кутузова, адмирала Ушакова и других прославленных полководцев, на средства верующих созданы воздушная эскадрилья «Александр Невский» и танковая колонна «Димитрий Донской».

Обращение к вере и Церкви воодушевляло как защитников Отечества, так и самоотверженных тружеников тыла. Немало героических страниц вписали в летопись Победы священнослужители Русской Православной Церкви, монахи и благочестивые прихожане православных храмов России. После победоносного завершения Великой Отечественной войны некоторые из воинов прямо с фронта возвращались в храмы и монастыри, чтобы дальнейшую свою жизнь посвятить церковному служению.

Духовное, моральное превосходство в великих битвах всегда было на стороне защитников нашего Отечества — и на Куликовом поле, и в Бородинском сражении, и на фронтах Великой Отечественной войны. Надеявшийся на военное превосходство враг был уверен в своей победе. Но защитники Святой Руси всякий раз с помощью Божией посрамляли врага, и тем радостней всегда была наша Победа!

 

Молитва о Победе

На четвертый день войны, 26 июня 1941 года, в Богоявленском кафедральном соборе Москвы был совершен молебен о даровании Победы. По окончании молебна митрополит Московский Сергий в своей проповеди сказал:

«Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы. Да послужит и наступившая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной, да унесет она с собой всякие тлетворные миазмы: равнодушие ко благу Отечества, двурушничество, служение личной наживе и прочее. У нас уже имеются некоторые признаки такого оздоровления. Разве не радостно, например, видеть, что с первыми ударами грозы мы вот в таком множестве собрались в наш храм и начало нашего всенародного подвига в защиту родной земли освящаем церковным Богослужением? Как хочется сказать вместе с Псалмопевцем: «Укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас» (Пс. 67, 29). Аминь!»  

С этого дня во всех храмах страны при совершении Божественной литургии возглашалась особая Молитва к Господу Богу о даровании Победы:

«Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже, творяй чудеса един. Призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо врази наши собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша. Помози нам, Боже, Спасителю наш, и избави нас, славы ради имене Твоего, и да приложатся нам словеса, реченная Моисеем к людем израильским: дерзайте, стойте и узрите спасение от Господа, Господь бо поборет по нас.

Ей, Господи Боже, Спасителю наш, крепосте, и упование, и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не отвратися от нас гневом Своим, но в милости и щедротах Твоих посети смиренныя рабы Твоя, ко Твоему благоутробию припадающия: возстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имене Твоем победити; а имже судил еси положити на брани души своя, тем прости согрешения их, и в день праведнаго воздаяния Твоего воздай венцы нетления.

Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Основой для текста этой молитвы послужила Молитва о даровании Победы России в Отечественной войне 1812 года. Сравнивая тексты указанных молитв, нетрудно заметить, что и ныне возносимая Богу Молитва о Святой Руси и даровании нам Победы, восходит к тем же духовно-патриотическим основаниям, что и молитвы, которые со умилением читались в православных храмах России в 1812 году и в 1941–1945 годах.

Ежедневные усердные молитвы Церкви и патриотические проповеди священнослужителей находили горячий отклик в сердцах людей и вселяли непоколебимую веру в Победу над лютым врагом.

В «Послании Патриаршего Местоблюстителя митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) к пастырям и пасомым Православной Русской Церкви от 15 июня 1944 года. К трехлетию начала войны» так говорилось о силе молитв Церкви о Победе.

«Молитва Церкви не была тщетной. И благословение ея давало победительную силу русскому оружию. И несмотря на то, что настойчивы были попытки врага сокрушить эту мощь русского воинства, сила нашего воинства всё возрастала, умножалось и число славнейших побед, каких до сих пор не знала история мировых войн. Острые стрелы вражьи не смогли пробить нашего щита, ибо щитом нашим была твердость в правоте нашего дела».

Священная война

26 июля 1941 года с Архипастырским посланием к своей пастве обратился митрополит Ленинградский Алексий (Симанский; со 2 февраля 1945 года по 17 апреля 1970 года — Святейший Патриарх Московский и всея Руси): «Война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды, Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и всё, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества».

Во время блокады Ленинграда митрополит Алексий оставался со своей паствой, постоянно совершал богослужения, ободрял и утешал верующих. В храмах Ленинградской епархии, как и по всей стране, не прекращался сбор средств на оборону, на помощь раненым и сиротам.

Митрополит Алексий назвал в своем послании начавшуюся войну священным делом. Священной она была названа и в патриотическом гимне, который зазвучал на всю страну в 1941 году. Этот гимн так и назывался: «Священная война».

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идет война народная,

Священная война!

Священная война значит особая война — война, которая подымает воинов защищать свою родную землю, свою родную веру, свой народ. Батый хотел полностью пленить Русь. Наполеон хотел господствовать не только над всей Европой, но и над Россией. Гитлер планировал за четыре-пять месяцев победить нашу страну. Все эти гордые завоеватели вели захватнические войны. А Русь-Россия, отражая их набеги, вставала на священную войну. Поэтому митрополит Ленинградский Алексий и сказал: «Война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды, Отечества».

Перед войной

Великой Отечественной войне предшествовали двадцать четыре года практически непрестанной борьбы с Православной Церковью и православными гражданами нашей страны. За этот период произошло множество событий, последствия которых не могли не отразиться на судьбах России: преступное цареубийство в 1918 году, насильственное изъятие церковных ценностей в 1922 году, так называемая «безбожная пятилетка» 1932–1937 годов. Были репрессии и казни сотен тысяч исповедников и новомучеников по всей стране. Был страшный Бутовский полигон. Были разрушения храмов, монастырей и часовен. Были антирелигиозные планы верующих перевоспитать, а Церковь ликвидировать. Но «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6,  7).

Что же произошло с нашим народом и нашей страной в трагические годы Великой Отечественной войны? — Когда грянул гром войны, многие обратились к Богу. И оказалось, что подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской принес свои спасительные плоды. Господь пременил суд об Отечестве нашем на милость, как говорили наши благочестивые предки после преодоления Смуты начала XVII века. Но нам не следует забывать о том, какие гонения на православную веру и Церковь предшествовали Великой Отечественной войне. Нельзя забывать и о том, насколько важным для Победы 1945 года стало патриотическое служение Русской Православной Церкви, по человеческим меркам, казалось бы, уничтоженной перед началом войны. 

В 1938 году в СССР уже не существовало ни одного православного монастыря. К 1939 году во всей России оставались действующими всего около ста соборных и приходских храмов. Из архиереев на своих кафедрах оставались митрополит Московский Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич) и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Остальные архипастыри Русской Церкви или были расстреляны, или находились в тюрьмах, лагерях и ссылках.

В одном только 1937 году было репрессировано 136900 представителей православного духовенства. В 1938 году — 28300, в 1939 году — 1500, в 1940 году — 3100, в 1941 году — 4000. Арестованным, как было принято, предъявляли самые фантастические обвинения: заговор, саботаж, агитация против власти и тому подобная клевета.

Репрессии священнослужителей продолжались и после начала войны. Например, священномученик Сергий Мечёв был приговорен к расстрелу военным трибуналом войск НКВД Ярославской области 22 ноября 1941 года, расстрелян 6 января 1942 года.

Во время войны Русская Православная Церковь активно участвовала в оказании многообразной помощи фронту и тылу, в том числе существенной материальной помощи. Такая церковная благотворительность не могла осуществляться в 1930-е годы — годы ярых гонений на Церковь и верующих. В пылу борьбы с Русской Православной Церковью и православными гражданами в 1929 году советской властью было принято постановление «О религиозных объединениях», которым многое запрещалось в церковной жизнедеятельности. В частности, строго запрещалась всякая церковная организованная благотворительность. Потому что церковная благотворительность — это проповедь о Христе, только не словом, а делом. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Вместе с народом

С началом Великой Отечественной войны запрет на организованную церковную благотворительность сняла сама жизнь. В сборе средств участвовали не только городские, но и самые бедные сельские приходы Русской Церкви. Была распространена и прямая помощь нуждающимся. Если до войны дела милосердия были личным подвигом православных верующих — архиереев, священников, монахов, мирян, то с началом войны благотворительность стала общецерковным служением.

Стали понемногу открываться ранее закрытые воинствующими безбожниками храмы, иногда даже без юридического оформления. Люди приходили и молились о своих родных и близких — воинах, чтобы Господь сохранил и спас их, об убиенных и от ран скончавшихся, чтобы Господь упокоил души их.

В первую «военную» Пасху (1942 г.) в Москве был разрешен Крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами, несмотря на опасность воздушных налетов противника. В пасхальную ночь был отменен и комендантский час.

Митрополит Московский Сергий в своем Пасхальном послании 1942 года писал: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Воскресший из мертвых Господь наш, встретивший некогда мироносиц приветом: «Радуйтеся!», да повторит этот светлый привет и в сердце каждого из нас во дни Святой Пасхи. Да обновит Он нашу веру, нашу любовь к Нему, нашу готовность всё понести ради Него. Праздник Пасхи празднуем мы, а небо над нами всё еще покрыто тучами, страна наша терпит лютое нашествие фашистов. Но тьма не победит света, хотя бы на время и заслоняла его. Тем более не победить фашистам, возымевшим дерзость отрицать Христа, объявляющим себя врагами Христа. Воскрес Христос — и радуются ангелы. Да возрадуемся и мы с ними, празднуя победу Христа над адом и смертью вовеки и во временной жизни здесь, на земле — победу Креста Христова над свастикой!»

В 1942 году Пасха праздновалась 5 (по н.ст. — 18) апреля. В этот день исполнилось 700 лет со дня разгрома немецких рыцарей в Ледовом побоище воинами святого благоверного князя Александра Невского. Митрополит Ленинградский Алексий, подчеркивая это в своем Пасхальном послании, выражал твердую надежду на то, что святой Александр Невский, как Небесный Покровитель города на Неве, и на сей раз защитит свой народ.

4 сентября 1943 года в Кремле состоялась встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с главой советского правительства И.В. Сталиным. На этой встрече было получено дозволение провести Собор епископов Русской Православной Церкви, открыть богословские курсы, возобновить издание «Журнала Московской Патриархии».

8 сентября был проведен Собор архипастырей Русской Церкви, а 12 сентября состоялась интронизация Патриарха Московского и всея Руси Сергия.

С этого времени началось постепенное оживление деятельности Русской Православной Церкви и более открытое и плодотворное ее патриотическое служение.

Жертва для фронта — жертва для Победы

По призыву митрополита Московского Сергия и других архиереев Русской Православной Церкви православные верующие по всей стране собирали пожертвования на нужды фронта и обороны страны, теплую одежду для воинов и другие необходимые на фронте вещи. В Фонд обороны страны вносились деньги, облигации государственных займов, золотые и серебряные предметы. В храмах Москвы, в храмах измученного блокадой Ленинграда, в церквах Нижнего Новгорода (в то время — город Горький) за два первых года войны верующие собрали в Фонд обороны более 12 миллионов рублей. Всего за годы Великой Отечественной войны Русской Православной Церковью была собрана сумма до 300 миллионов рублей. И не от избытка своего верующие несли свои рубли или драгоценные предметы, а по закону жертвенной любви к Отечеству своему.

За патриотическую деятельность почти 40 представителей духовенства были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более 50-ти удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Один из самых ярких примеров патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны — это создание воздушной эскадрильи «Александр Невский» и танковой колонны «Димитрий Донской». В сборе средств по призыву Церкви приняли участие миллионы верующих.

Передача танкистам новых боевых машин с надписью «Димитрий Донской» состоялась 7 марта 1944 года. Это произошло на заснеженном поле у деревни Горелки, в пяти километрах к северо-западу от Тулы.

На торжественном митинге перед танкистами по поручению Патриарха Московского и всея Руси Сергия выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), который входил в состав Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.

В своем обращении к танкистам митрополит Николай сказал: «От имени Патриарха Сергия, своего имени, от имени всей нашей Церкви я хочу сказать вам, дорогие братья-воины, из глубины сердца: Бог в помощь вам в вашем святом деле защиты Родины! Пусть эти боевые машины, руководимые вашей крепкой, как гранит, волей к победе, несут мщение и смерть фашистским палачам нашего народа, истерзавшим и залившим кровью часть нашей священной Родины, этим сатанистам — врагам культуры и народного счастья, врагам человечества, недостойным носить человеческое имя, недостойным жить на земле! Духом с вами будем все мы, весь наш советский народ во всех ваших бранных подвигах. Мы пламенно молимся о победе нашего оружия и пламенно веруем в конечное торжество свободы, правды, мира».

В благодарственном письме командования 516-го полка на имя митрополита Николая говорилось: «Вручая нам от имени духовенства и верующих Православной Русской Церкви танковую колонну «Димитрий Донской», Вы говорили: «Гоните ненавистного врага из нашей великой Руси. Пусть славное имя Димитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю. Вперед, к победе, братья-воины!»

Выполняя этот наказ, рядовые, сержанты и офицеры нашей части на врученных Вами танках, полные любви к своей Матери-Родине, к своему народу, успешно громят заклятого врага, изгоняя его с нашей земли. На этих грозных боевых машинах танкисты прорвали сильно укрепленную долговременную оборону немцев и продолжают преследовать врага, освобождая от фашистской нечисти родную землю. Уничтожая врага, личный состав нашей воинской части проявил подлинный героизм и самоотверженность, незнание страха в бою, доблесть и отвагу. Все боевые экипажи за мужество и умелое выполнение приказа Верховного главнокомандующего награждены высокими правительственными наградами».

Помощь партизанам

Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви распространялась и на оккупированные врагом территории.

Многие православные приходы активно помогали партизанам. Православные храмы были единственным местом, куда наши граждане могли собираться без разрешения полицаев. Нередко случалось так, что священнослужители Русской Православной Церкви являлись единственным связующим звеном между населением, оказавшимся на оккупированных территориях, и партизанами. Несколько десятков священнослужителей впоследствии получили медаль «Партизану Великой Отечественной войны».

Большое значение для православных людей, оставшихся в захваченных областях страны, имели послания и обращения митрополита Московского Сергия. Обращаясь к ним в январе 1942 года, Блаженнейший митрополит Сергий просил их хранить верность Церкви и Родине и помогать партизанам: «Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и ободрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению от фашистского плена».

22 июня 1942 года митрополит Сергий в послании в поддержку партизанской войны писал: «Может быть, не всякому можно вступить в партизанские отряды и разделить их горе, опасности и подвиги, но всякий может и должен считать дело партизан своим собственным, личным делом, окружать их своими заботами, снабжать их оружием и пищей и всем, что есть, укрывать их от врага и вообще помогать им всячески. Так действуя, вы будете достойны венцов, равных с партизанами».

Патриотические послания митрополита Сергия были ненавистны немецкому командованию. Фашисты отбирали послания и обращения митрополита Сергия у людей и даже карали тех, кто хранил их. Еще в 1941 году, согласно приказу обергруппенфюрера СС Р. Гейдриха от 16 августа, при захвате Москвы следовало арестовать митрополита Сергия и конфисковать весь находящийся у него архивный материал. Гейдрих был назначен комендантом Москвы, но в Москву он так и не вступил. А в 1942 году он, являвшийся имперским протектором Богемии и Моравии, был убит чехословацкими антифашистами за страшные преступления против народов Чехословакии.

Новосибирская епархия в годы войны

В годы Великой Отечественной войны главным церковным центром Сибири стал Новосибирск. Именно сюда в августе 1943 года прибыл по благословению Блаженнейшего митрополита Сергия владыка Варфоломей (Городцев), который явился духовным собирателем Сибири в трудные военные и послевоенные годы. Из Новосибирска он совершал свои архипастырские путешествия по городам и селам Сибири, чтобы молитвенно поддержать свою сибирскую паству в трудные годы войны. Впоследствии за свою патриотическую деятельность Владыка Варфоломей был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Православные верующие Новосибирска внесли существенный вклад в помощь фронту. В 1943 году ими было собрано 110 тысяч рублей, которые пошли на строительство сибирской эскадрильи «За Родину!».

Подробные сведения о пожертвованиях, собранных верующими Новосибирска в первой половине 1944 года, сообщал секретарь владыки Варфоломея иеромонах Никандр (впоследствии — епископ Бийский):

«Вместе со всей страной православные верующие Сибири принимают участие в сборе средств на военные нужды разного порядка. Сбор средств проходит во всех церквах Сибири; верующие городов и сел несут свою лепту на содержание танковой колонны им. Димитрия Донского, в фонд помощи детям фронтовиков, на подарки воинам Красной Армии и т.д. За первое полугодие собрано в церквах Сибири около двух миллионов рублей на нужды военного времени. На первом месте идет Новосибирск, где собрано и внесено вместе с подпиской на 3-й военный заем 700 тысяч рублей, на втором месте города Барнаул и Бийск, внесшие каждый свыше 300 тысяч рублей, затем идут Омск и Красноярск, внесшие каждый свыше 100 тысяч рублей. Также значительные средства собрали и внесли в фонд обороны церкви Иркутска, Петропавловска, Акмолинска и другие».

29 мая 1944 года Владыка Варфоломей сообщал в телеграмме, отправленной в Москву: «Православные верующие и духовенство г. Новосибирска к первому мая собрали от вновь открытой Вознесенской церкви сто тысяч рублей на подарки бойцам Красной Армии, а от Успенской церкви — 130 тысяч рублей Красному Кресту для оказания помощи семьям красноармейцев и инвалидов Отечественной войны. Все деньги внесены в Госбанк». Вознесенская церковь, возвращенная в годы войны Русской Православной Церкви, стала впоследствии кафедральным собором Новосибирска.

24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации, а 27 июня было принято Постановление СНК СССР о порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества. Среди ценностей, имеющих государственное значение, важное место занимали также сокровища из культурно-исторического наследия России, хранящиеся в Третьяковской галерее. Часть сокровищ Третьяковки была привезена в Новосибирск, и среди них — Владимирская икона Божией Матери.

В настоящее время немногие новосибирцы знают, что в годы Великой Отечественной войны в Новосибирске под спудом, то есть тайно, в недостроенном тогда еще здании театра оперы и балета находилась эта величайшая святыня России. Некогда совершившая удивительный путь по столичным городам Руси (из Киева во Владимир, затем в Москву), в годы Великой Отечественной войны эта чудотворная икона находилась в столице Сибири — Новосибирске и освятила наш город.

Неувядаемой славой покрыли себя воины-сибиряки, ценой своей жизни отстоявшие Москву. 6 декабря Русская Православная Церковь совершала память святого благоверного князя Александра Невского — и именно в этот день началось историческое контрнаступление советских войск, давших яростный отпор фашистам под Москвой. День 6 декабря 1941 года вошел в летопись Великой Отечественной войны как день, когда был развеян миф о непобедимости немецкой армии. Полный же разгром немецких войск под Москвой наш народ торжественно праздновал 5 апреля 1942 года, в первую «военную» Пасху.

С 1945 года прошло 78 лет

Всё реже мы видим воинов — участников Великой Отечественной войны. И всё больше имен почивших защитников нашей Родины вносится в синодики, по которым возносятся их имена в заупокойных поминальных молитвах. Тем внимательнее и заботливее мы должны относиться к живущим рядом с нами участникам войны и ветеранам труда!

Есть три важные даты, которые нам надо бы хорошо помнить.

22 июня 1941 года — воскресный день, когда Русская Православная Церковь совершала память Всех святых Земли Русской. В этот день Гитлер и его союзники двинулись покорять народы России.

9 мая 1945 года — в среду Светлой Пасхальной седмицы воссияла радость Победы России в Великой Отечественной войне.

24 июня 1945 года — в праздник Святой Троицы в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы.

1418 дней и ночей Россия приближала День Победы, и каждый день во всех храмах России возносились молитвы о Победе.

День Победы 1945 года в благодарной памяти православных граждан России навсегда соединился с пасхальной радостью победы Христа над смертью. «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117, 24).

В завершение вспомним слова из Пасхального послания Патриарха Алексия I 1945 года: «Только ли сознание радости несет Победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить Победу, чтобы сделать ее плодотворной. Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу!»

Христос Воскресе!

 

Протоиерей Борис Пивоваров

Поделиться публикацией:

Статьи

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Очерк истории Новосибирской епархии

Глава 1. Эпоха, в которую родилась епархия 

Милосердие - путь ко спасению души

100-летию Новосибирской епархии  

Наши культурные утраты и наши духовные надежды

Доклад митрополита Новосибирского и Бердского Никодима на IX Парламентских Рождественских встречах  

Книжная коллекция «Просветитель Алтая» в цифровом формате

Новосибирская государственная областная научная библиотека (НГОНБ) – обладатель уникального фонда редких книг, представляющих огромную духовную и культурную ценность 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Правящий архиерей возглавил всенощное бдение в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus