Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Труды Владыки Варфоломея (Городцева) по возрождению православной жизни в Сибири

Труды Владыки Варфоломея (Городцева)  по возрождению православной жизни в Сибири

Архипастырские труды митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцева) (1866-1956) имели исключительно важное значение в церковной истории Сибири, особенно в период восстановления православной жизни после страшных гонений 20-30 годов XX века.

Свет православного просвещения по необъятным просторам Сибири распространялся сначала из Тобольска, где в 1620 году была учреждена первая в Сибири епархия. C XVIII века до 1917 года за Уралом постепенно учреждались епархии Русской Церкви: Иркутская (1727), Томская (1832), Камчатская (1840), Енисейская (1861), Якутская (1869), Забайкальская (1894), Омская (1895), Владивостокская (1899), Благовещенская (1899).

Православные храмы и монастыри, расположенные на территории Новониколаевского и Каинского уездов Тобольской губернии, до революции 1917 года входили в состав Томской и Алтайской епархии. С 1891 года по 1912 год они находились под архипастырским окормлением святителя Макария (Невского), возглавлявшего в те годы Томскую кафедру. С 1912 года по 1917 год святитель Макарий являлся митрополитом Московским и Коломенским; в 1920 году Святейший Патриарх Тихон даровал ему титул митрополита Алтайского.

После революции 1917 года Сибирь стала поистине Российской Голгофой: сюда во множестве ссылались архиереи, священники, монахи, ревностные миряне. Многие из них здесь приняли подвиг исповедничества или венец мученичества. В годы лютых гонений на православную веру и Церковь все сибирские епархии были обезглавлены: в них к концу 30-х годов не осталось ни одного правящего архиерея.

К началу Великой Отечественной войны на всю необъятную Сибирь оставалось около десяти незакрытых храмов (по некоторым данным – 6 церквей), где еще совершалось богослужение. Давно уже были закрыты духовные школы. Не осталось ни одного действующего монастыря…

Но «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6,7). Молитвами новомучеников и исповедников Церкви Русской именно во время Великой Отечественной войны началось возрождение церковной жизни в Сибири. И началось это возрождение с Новосибирска-Новониколаевска. (Новониколаевск официально был переименован в Новосибирск 12 февраля 1926 года.)

Назначенный на Новосибирскую кафедру архиепископ Варфоломей (Городцев) прибыл в Новосибирск в 1943 году к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Богослужение совершал он в Успенской церкви Новосибирска. Вознесенская церковь (впоследствии – кафедральный собор) была еще закрыта.

О начале своего служения в Сибири владыка Варфоломей написал в дневнике следующие строки: «Народу около церкви и в самой церкви было очень много. Картина встречи меня была также крайне умилительна: ведь шесть лет Новосибирск не видел архиерея, ни архиерейских служб. Народу было так много, что большая часть богомольцев стояла вне храма у открытых окон и дверей».

Блаженнейший Сергий (Страгородский), митрополит Московский и Коломенский (с 1943 года – Святейший Патриарх Московский и всея Руси), посылая в 1943 году архиепископа Варфоломея на Новосибирскую кафедру, поручил ему управление всеми сохранившимися в Сибири храмами. И с первых же дней своего служения на Новосибирской кафедре владыка Варфоломей стал заботиться о возрождении церковной жизни в Сибири, где большинство храмов было закрыто и разрушено. Была великая скудость в духовенстве. Например, на начало 1944 года в самом Новосибирске, кафедральном граде, кроме архиепископа Варфоломея было лишь два священника. Один них иеромонах Никандр (Вольянников) был секретарем владыки. Причем иеромонах Никандр был рукоположен во священники в январе 1944 года. Был еще один диакон.

В дневнике Владыки Варфоломея сохранилась запись от 24 июля 1944 года: «Распоряжением Святейшего покойного Патриарха Сергия я должен ведать всеми делами Сибирских епархий, где нет епископа. И во исполнение воли покойного Патриарха, и по своему особому желанию – помолиться на месте молитвенных подвигов святителей Иркутских Иннокентия и Софрония, я 20 июня/3 июля отправился в Иркутск. Посещение этого города для меня отрадно: и храм хороший, и богомольцы усердны». 

К обширнейшей территории возрожденной в 1943 году Новосибирской и Барнаульской епархии, кроме Новосибирской и Томской области, примыкали Алтайский и Красноярский край, Кемеровская область и республика Тува.

Движимый ревностью о восстановлении церковной жизни в Сибири, владыка Варфоломей посещал города Омск, Тюмень, Тобольск, Ишим, Барнаул, Томск, Красноярск, Иркутск, Семипалатинск, Хабаровск, Владивосток. Храмы Алтайского благочиния он посещал многократно. Посещая новые приходы, он освящал храмы, рукополагал священников. Прежде всего он везде старался поддержать перед местными властями многочисленные ходатайства верующих об открытии храмов.

Из всех больших городов и некоторых сел поступали заявления об открытии храмов, но к прискорбию архипастыря большинство этих заявлений не удовлетворялось. Отказы чаще всего были по идеологическим причинам. А аргументировались отказы ввиду «невозможности освобождения переоборудованных бывших церковных зданий под клубы, склады, мастерские, кинотеатры».

Некоторые из областных и краевых центров владыка Варфоломей посетил по нескольку раз, совершая службы также и в приходских храмах этих краев и областей Сибири. Невзирая на свой преклонный возраст и многочисленные трудности военных и послевоенных лет, в 1944-1948 годах владыка Варфоломей совершил около тридцати архипастырских путешествий по православным приходам Сибири.

В 1947 году владыке Варфоломею также было поручено временное управление сначала Владивостокской (с 10 июля), а затем и Красноярской (с 4 августа) епархиями. С конца 1950 года по 1951 год он также управлял Семипалатинской епархией. В то время территория окормляемых архиепископом Новосибирским Варфоломеем вдовствующих епархий простиралась от Тюмени на западе до Владивостока на востоке, от Енисейска на севере до Тувинской автономной области на юге Сибири.

Так после страшных гонений на Православную Церковь 20-30-х годов архипастырскими трудами и миссионерскими подвигами владыки Варфоломея с Новосибирска начиналось возрождение церковной жизни в Сибири. В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей явился духовным собирателем Сибири. Освобождавшимся из заключения священникам он давал подрясник, служебник и указ на приходское служение. Как говорили православные новосибирцы, «от одной свечечки Успенского храма Новосибирскавладыка Варфоломей возжег множество свечей-храмов по всей Сибири» (по некоторым данным – до 80 приходов, а устно говорилось – двести свечечек).

Владыка Варфоломей ходатайствовал перед властями о разрешении наружного колокольного звона (Успенская церковь), об открытии Александро-Невского собора. Эти и многие другие его ходатайства отклонялись.

Архиепископ Варфоломей также ставил вопрос о выпуске Епархиальных Ведомостей для освещения жизни приходов и публикаций официальных распоряжений. Но этот вопрос так и не был решен «ввиду консервативных взглядов архиепископа Варфоломея и затруднения в печатании, местные областные органы и уполномоченный посчитали выпуск ведомостей нецелесообразным».

Во всех заботах и скорбях тех лет верными помощниками владыки Варфоломея являлись протодиакон Олег Зырянов (1904-1988), служивший в Вознесенском кафедральном соборе до 1982 года, и секретарь владыки иеромонах Никандр (Вольянников; 1899-1957; впоследствии – епископ Омский).

За свою патриотическую деятельность владыка был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В двух действующих в Новосибирской области храмах регулярно собирались пожертвования на нужды фронта. Вознесенская церковь в 1944 году внесла 200.000 рублей. Всего за 1944 год духовенством и верующими Новосибирска было собрано 826.500 рублей.

В сентябре 1943 года архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей был участником Архиерейского Собора, избравшего Блаженнейшего митрополита Московского Сергия Святейшим Патриархом.

В начале апреля 1944 года владыке Варфоломею удалось получить разрешение Совета по делам Русской Православной Церкви на открытие Вознесенской церкви, которая со временем стала кафедральным собором. Разрешение было получено в конце шестой недели Великого поста. Богослужения в Вознесенском храме начались в Великий Четверг (13 апреля). На Пасху, которая в том году пришлась на 16 апреля, владыка Варфоломей совершал праздничное богослужение во вновь открытом храме. Стеклось великое множество молящихся. «Ночь была теплая, тихая, свечи у всех горели, картина умилительная. Все радовались и Светлому Христову Воскресению, и новооткрытому храму», – вспоминал владыка Варфоломей.

В 1946 году владыке Варфоломею исполнилось 80 лет. За праздничной трапезой были оглашены приветственные телеграммы от Святейшего Патриарха Алексия, от Католикоса Грузии Каллистрата, с которым владыка Варфоломей был хорошо знаком со времени служения в Грузии (1892-1918). Были также поздравления от Экзарха Украины митрополита Иоанна и архиепископа Симферопольского Луки, а также от многих других лиц.

Личное знакомство и переписка владыки Варфоломея с Католикосом Грузии помогли в 1944 году восстановлению канонического общения между Русской Православной Церковью и Грузинским Патриархатом.

В 1946 году архиепископ Варфоломей начал строительство нового придела в честь преподобного Серафима Саровского при Вознесенском храме Новосибирска. После реставрации храм стал кафедральным собором. Владыка Варфоломей очень любил этот храм, где после своей блаженной кончины он и был похоронен.

Благодаря трудам владыки Варфоломея в 40-е годы в Сибири было восстановлено широкое почитание Сибирских святых.

Посетив в июне 1947 года Тобольск, владыка Варфоломей не только совершал богослужения в единственном действующем тогда Покровском храме. Ночью он тайно молился у мощей святителя Иоанна, митрополита Тобольского, находившимися в Тобольском музее. Помолившись святителю Иоанну, он составил службу этому великому молитвеннику и покровителю Сибирской Церкви. Служба была одобрена Святейшим Патриархом Алексием: «Бог благословит править эту службу святителю Иоанну в церквах Сибирского края». Служба была разослана по епархиям и храмам Сибири для богослужебного употребления.

После этой поездки в Тобольск владыка Варфоломей стал ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I и светскими властями о возвращении Церкви честных останков святителя Иоанна, великого Сибирского Чудотворца. По ходатайству владыки Варфоломея мощи святителя Иоанна были перенесены в Покровский собор Тобольска, где почивали до восстановления древнего Софийско-Успенского собора.   

Вдохновленный паломничеством в Тобольск, владыка Варфоломей написал и опубликовал очерк «Сибирские Святители», в котором напомнил сибирякам и всем православным читателям об Иоанне, митрополите Тобольском, Иннокентие и Софронии, епископах Иркутских («Журнал Московской Патриархии», 1948, №№ 2, 3).

«Свято чтится память святителя Иоанна жителями Сибири и Урала и других северных русских областей. Воля Божия, хотение Божие нашли в жизни святителя Иоанна великое осуществление. Поэтому образ святителя Иоанна, как великого постника и молитвенника, невольно влечет людей к подражанию. Народная тропа к его святым мощам никогда не зарастает».

Завершая очерк о сибирских святителях, Владыка писал: «Хвалится Сибирь, находясь под молитвенным покровом своих святителей. Общность трех сибирских святителей заключается в том, что, выросшие сами под покровом и благодатным воздействием основателей в России монашества преподобных Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, они наши сибирские святители своею жизнью, своей проповедью слова Божия, своею благодатною кончиною, своими чудесами учат сибиряков хранить заветы основателей монашества в России, всецелую преданность воле Божией, любовь ко святому Евангелию, любовь к чистой христианской жизни, совершать непрестанный молитвенный подвиг. Святители сибирские Иннокентий, Софроний и Иоанн являются нашими путеводными звездами, к Небу путь нам показующими».

В июне 1948 года архиепископ Варфоломей принимал участие в проходившем в Москве Совещании глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.  

24 апреля 1949 года архиепископ Варфоломей был удостоен Святейшим Патриархом Алексием I сана митрополита.

8 декабря 1949 года митрополит Варфоломей был избран почетным членом Московской Духовной Академии. Сохранились свидетельства о том, что владыка Варфоломей приезжал в Академию и участвовал в приеме экзаменов выпускников.

20 июня 1951 года состоялось вручение митрополиту Варфоломею диплома на звание почетного члена Московской Духовной Академии. При поднесении диплома и.о. ректора профессор В.С. Вертоградов произнес речь, в которой отметил крупные заслуги владыки Варфоломея перед русской православной богословской наукой, особенно в области пастырского богословия. 24 июня 1951 года за совокупность научных трудов митрополит Варфоломей был удостоен степени доктора богословия.

22 декабря 1952 года, во внимание к 60-летнему ревностному пастырскому служению, митрополит Варфоломей был награжден правом ношения двух панагий. Старец-митрополит с истинно христианским смирением воспринимал эти награды и считал себя недостойным никаких наград и похвал. Отвечая на приветственные речи и поздравления, он говорил: «Хорошо вы меня хвалили, а как там меня похвалят?» и указывал перстом на небо.

 

Владыка Варфоломей старался проповедовать за каждой службой. Он всегда стремился привлечь в храмы молодежь, любил устраивать крестные ходы. По воскресеньям владыка после вечерней проводил беседы. Чаще всего он изъяснял Священное Писание и давал душеполезные наставления.  

Проповедовал митрополит Варфоломей с озаренным духовной радостью лицом и со слезами умиления. Каждое его слово было проникнуто кротостью и смирением и было доступно слушателю. Многие прихожане говорили, что «говорил Владыка как раз о том, о чем болела душа». Живое благодатное слово святителя всегда доходило до сердец молящихся. В его проповедях часто слышались призывы любить храм Божий, хранить себя в чистоте, помнить о грядущем Суде Божием.

Проникновенно совершал владыка Варфоломей великопостные службы. Он прекрасно знал церковный Устав и любил строго уставное богослужение. Почти всегда по окончании богослужения он благословлял всех молящихся и в это время пел с народом псалмы и тропари сибирским святым. В полдень владыка затворялся в своей келии и целый час предавался молитве, духовно укрепляя себя в середине дневного поприща. Народная память хранит светлый облик старца-митрополита, непрестанно молящегося за свою паству.

 

Милосердие владыки не знало границ. Он беспрестанно творил дела милосердия, всячески стараясь помочь каждому страждущему и нуждающемуся в помощи. Были также свидетельства о даре прозорливости владыки Варфоломея.

Уже будучи почти 90-летним старцем, митрополит Варфоломей постоянно совершал богослужения и даже предпринимал поездки по епархии. В марте 1956 года он совершил последнюю свою поездку в Алтайский край.

Блаженная кончина митрополита Варфоломея последовала 1 июня 1956 года: в пятницу вечером, по совершении над ним последования на исход души, он тихо предал дух свой Господу. Погребен митрополит Варфоломей в устроенном им приделе во имя преподобного Серафима Саровского в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска.

В 2024 году исполнится 100 лет Новосибирской епархии. Эта памятная дата побуждает вспомнить о том, когда была учреждена епархия (1924 год), и о том периоде в истории епархии, когда по милости Божией трудами митрополита Варфоломея после эпохи гонений наступило возрождение церковной жизни в Сибири. В те труднейшие годы владыка Варфоломей поистине явился печальником и духовным собирателем Сибири.

За истекшее со времени управления владыкой Варфоломеем Новосибирской епархии в земле Сибирской произошло много знаменательных событий, достойных быть вписанными в летопись церковной истории Сибири. Одна из грядущих славных дат – 40 лет со дня учреждения празднования в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших, совершившееся 23 июня 1984 года.

«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их», – учит святой Апостол Павел (Евр. 13,7). Будем и мы молитвенно поминать незабвенного владыку Варфоломея, подвижника веры и благочестия, премного потрудившегося в проповедании слова Божия для утверждения православия на Сибирской земле.

 

Протоиерей Борис Пивоваров

 

 

 

Поделиться публикацией:

Статьи

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил Литургию в праздник Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus