«Колокол сбросили с колокольни и подвергли символической казни. Высекли, лишили крестного знамени, срубили навершие, отрубили одно ухо, высекли плетьми и сослали в Сибирь, куда горожане волокли его на себе несколько месяцев. Приволокли в Тобольск», - рассказал Виктор Ерохин - заведующий научно-экспедиционным отделом «Угличского историко-архитектурного и художественного музея».
И только в 1892 году с разрешения императора Александра III ссыльного "амнистировали". Но какой именно колокол вернулся в Углич? Ведь в 1677 году Тобольск охватило страшным пожаром. И судя по архивным документам, колокол сгорел, буквально расплавился без остатка. Поэтому и звучала версия, что местные умельцы просто отлили новый.
«В Сибири были колокола хуже качества, многие из них были не отцентрованы, одна стенка тоньше, другая толще. Классическая колокольная бронза - 80% меди, 20% олова. В сибирских колоколах часто был недовес меди, процентов 70», - отметил Алексей Талашкин - заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства.
«Чем больше процент олова, тем колокол благозвучнее, мелодичнее. В описаниях, когда он только пришел в Тобольск, говорили, что колокол имеет голос резкий, грубый. Здесь же мы имеем другую картину, бывает, ударишь, он ревет, а этот поет», - рассказал Павел Лялин - преподаватель звонарского мастерства в Свято-Даниловом монастыре (г. Москва).
Качество литья и химический состав - именно эти два показателя могут дать ответ о подлинности угличского колокола.
- Оборудование позволит нам посмотреть на него как бы сквозь стенки и увидеть толщину каждой стенки.
И все-таки жив ли ссыльный набатный колокол или он погиб в пожаре в Тобольске, а этот в Угличе только его преемник? Результат исследований эксперты озвучат позднее.
Исследование данного вопроса проводится в настоящее время в рамках проекта «Вернём колоколу голос», который реализуется храмом во имя Архангела Михаила в партнёрстве с Сибирским центром колокольного искусства и финансируется Фондом президентских грантов.
Опубликовано: 08.08.2019