Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

«Жизнь есть за гробом - вот высшая сущность пасхального торжества»

16.04.2014 10:48:00
«Жизнь есть за гробом - вот высшая сущность пасхального торжества»

Полунощница  

- Отец Александр, в половине 12-го ночи хор начинает пение, которое удивительным образом ложится на сердце: в человеке возникают сложные чувства и тихой печали, и радостного томления. Что это за стихи?

- «Волною морскою скрывшаго древле гонителя мучителя под землею скрыша спасенных отроцы; нo мы яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися». Это великосубботний канон. В его таинственных словах, уже нет скорби, напротив душа улавливает в них радостное приближение Воскресения.

- Во время пения, Святая Плащаница, выносимая на утрени Великой Субботы, уносится в алтарь и…

- … и храм погружается в полумрак и напряженную тишину. Люди замирают в ожидании священной минуты.

Светлая Утреня  

- И вот – полночь! Что происходит в этот момент?

- Духовенство, облаченное во все белое, потому что белый цвет олицетворяет Божественный свет, воссиявший из Гроба Господня в момент Воскресения Христа, с крестом, Евангелием, иконами, хоругвями и кадилами, окруженные молящимися с зажженными свечами, под радостный, пасхальный звон колоколов, выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю, с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Это нужно видеть!

- Крестный ход вокруг храма в ночь на Пасху что-то ведь означает?

- Движение Крестного хода символизирует жен-мироносиц, «минувшей субботе» спешащих к Гробу Господню, чтобы помазать Тело Христа ароматами. Обойдя вокруг храма, Крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храм, как бы у входа во Гроб. И тут же раздается радостная весть…

- «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»!

- Раскрываются двери храма, и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий огнями храм.

- И начинается пение пасхального канона, состоящего из ряда кратких песнопений. Но какие это песнопения!

- Пасхальный канон называют самым радостным поэтическим произведением церковной гимнографии:

«Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха»…

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется» …

«Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя» …

«Вчера спогребохся Тебе, Христе: совостаю днесь воскресшу Тебе»…

Жизнь есть за гробом - вот высшая сущность пасхального торжества.

- Год назад на Пасху я разговаривал с молодыми людьми, которые никогда не ходили в церковь, и в ту ночь впервые оказались в храме. Они были восхищены пением хоров, поражены обилием красок, и тем не менее особое, неизгладимое впечатление на них произвело огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, особенно то место, где святитель говорит про «смерть, которая лишилась своего жала». Напомните, отче…

- «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос - и ты повержен. Воскрес Христос - и пали демоны. Воскрес Христос - и радуются ангелы. Воскрес Христос и Жизнь пребывает»!

Пасхальная литургия  

- Пасхальная литургия тоже ведь представляет собой нечто особенное!

- Она вся наполнена радостью Воскресения, хор неустанно повторяет Воскресный тропарь, одно пасхальное песнопение сменяется другим. Вместо Трисвятой песни «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Бессмертный, помилуй нас» поется: «Елицы во Христа крестистеся, - во Христа облекостеся!» Это облечение во Христа здесь означает уже не только сораспятие с Ним, но и совоскресение.

- Отец Александр, скажите, почему этой ночью в Евангелие говориться не о Воскресении Спасителя, что, как мне кажется, было бы вполне логично, а читается 1-я глава от Иоанна…

- «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Но ведь это есть высшее откровение об Истине. Иисус Христос, страдавший и погребенный в образе раба и воскресший во славе - есть второе лицо Святой Троицы, от начала сущее Слово, извечно пребывающее в лоне Отчем. «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу Единородного от Отца...».

- Заканчивается Пасхальная литургия. Под сводами храма звучит ликующее «Христос воскресе»!

- Эта радость без края, это всеобщее ликование есть уже прообраз грядущего Царства Славы, данного в Откровении апостола Иоанна Богослова: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих Аллилуиа, ибо воцарился Господь Бог Вседержитель».

- По окончании литургии совершается освящение артоса - хлеба с изображением на нем Воскресшего Господа. После этого артос полагают на солее против царских врат на уготованном столе. Что это означает?

- Апостолы, привыкли вкушaть трапезу с Господом. По вознесении же Его на небо они всегда ощущали живой верой невидимое присутствие Спасителя в своих собраниях, памятуя Его заветные слова: «Я с вами во все дни». Естественным выражением этой пламенной веры и постоянным напоминанием о пребывании Его с ними было то, что, приступая к трапезе, они оставляли незанятым место, на котором восседал с ними Иисус Христос. На столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба. Каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, апостолы поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе!».

В настоящее время артос, полагаемый во святую Пасху в храме перед взорами верующих, должен служить им таким же напоминанием невидимого присутствия с ними Господа. Вместе с тем, артос напоминает, что Иисус Христос крестною смертью и воскресением сделался для нас истинным хлебом жизни.

- Во все дни Пасхальной недели Царские врата, как и северные и южные двери алтаря остаются открытыми. Взорам молящихся оказываются доступны все особенности богослужения, даже те, которые обычно сокрыты от мирян. С чем это связано?

- Врата отверсты в знак того, что Воскресением Христовым всем людям отныне открыт вход в Царство Небесное.

- Спаси, Господи, батюшка! Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе! 

Дмитрий Кокоулин

Опубликовано: 16.04.2014

Поделиться новостью:

Новости

Требуются добровольцы для сбора продуктовых набор для нуждающихся

В Новосибирске состоится масштабный сбор продуктовых корзин для нуждающихся. Для участия в акции требуются волонтеры, зарегистрироваться можно в электронной форме, доступной по ссылке. После регистра... 

Для постояльцев социальной гостиницы прошел урок ЛФК

Сотрудники библиотеки им. А.А. Фадеева посетили постояльцев Епархиальной гостиницы, рассказали о здоровом образе жизни, а инструктор по спорту показала простые физические упражнения 

Больше двухсот новосибирских семей получат бесплатные продуктовые наборы

16 октября во всемирный день продовольствия в Епархиальном цехе по фасовке продуктов прошла очередная акция «Народный обед», силами добровольцев было собрано 200 продовольственных наборов 

Православные следопыты посетили Новосибирскую духовную семинарию

По благословению настоятеля храма во имя свт. Тихона Задонского иеромонаха Серафима (Коваленко) и проректора семинарии иерея Игоря Морозова 13 октября участники Братства православных следопытов, дейст... 

В Новосибирске начала работать православная выставка «Покровская осень»

16 октября, на втором этаже здания «ЦУМ-Новосибирск» по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима открылась традиционная для Новосибирска Всероссийская православная выс... 

Система Orphus