Полунощница
- Отец Александр, в половине 12-го ночи хор начинает пение, которое удивительным образом ложится на сердце: в человеке возникают сложные чувства и тихой печали, и радостного томления. Что это за стихи?
- «Волною морскою скрывшаго древле гонителя мучителя под землею скрыша спасенных отроцы; нo мы яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися». Это великосубботний канон. В его таинственных словах, уже нет скорби, напротив душа улавливает в них радостное приближение Воскресения.
- Во время пения, Святая Плащаница, выносимая на утрени Великой Субботы, уносится в алтарь и…
- … и храм погружается в полумрак и напряженную тишину. Люди замирают в ожидании священной минуты.
Светлая Утреня
- И вот – полночь! Что происходит в этот момент?
- Духовенство, облаченное во все белое, потому что белый цвет олицетворяет Божественный свет, воссиявший из Гроба Господня в момент Воскресения Христа, с крестом, Евангелием, иконами, хоругвями и кадилами, окруженные молящимися с зажженными свечами, под радостный, пасхальный звон колоколов, выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю, с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Это нужно видеть!
- Крестный ход вокруг храма в ночь на Пасху что-то ведь означает?
- Движение Крестного хода символизирует жен-мироносиц, «минувшей субботе» спешащих к Гробу Господню, чтобы помазать Тело Христа ароматами. Обойдя вокруг храма, Крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храм, как бы у входа во Гроб. И тут же раздается радостная весть…
- «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»!
- Раскрываются двери храма, и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий огнями храм.
- И начинается пение пасхального канона, состоящего из ряда кратких песнопений. Но какие это песнопения!
- Пасхальный канон называют самым радостным поэтическим произведением церковной гимнографии:
«Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха»…
«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется» …
«Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя» …
«Вчера спогребохся Тебе, Христе: совостаю днесь воскресшу Тебе»…
Жизнь есть за гробом - вот высшая сущность пасхального торжества.
- Год назад на Пасху я разговаривал с молодыми людьми, которые никогда не ходили в церковь, и в ту ночь впервые оказались в храме. Они были восхищены пением хоров, поражены обилием красок, и тем не менее особое, неизгладимое впечатление на них произвело огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, особенно то место, где святитель говорит про «смерть, которая лишилась своего жала». Напомните, отче…
- «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос - и ты повержен. Воскрес Христос - и пали демоны. Воскрес Христос - и радуются ангелы. Воскрес Христос и Жизнь пребывает»!
Пасхальная литургия
- Пасхальная литургия тоже ведь представляет собой нечто особенное!
- Она вся наполнена радостью Воскресения, хор неустанно повторяет Воскресный тропарь, одно пасхальное песнопение сменяется другим. Вместо Трисвятой песни «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Бессмертный, помилуй нас» поется: «Елицы во Христа крестистеся, - во Христа облекостеся!» Это облечение во Христа здесь означает уже не только сораспятие с Ним, но и совоскресение.
- Отец Александр, скажите, почему этой ночью в Евангелие говориться не о Воскресении Спасителя, что, как мне кажется, было бы вполне логично, а читается 1-я глава от Иоанна…
- «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Но ведь это есть высшее откровение об Истине. Иисус Христос, страдавший и погребенный в образе раба и воскресший во славе - есть второе лицо Святой Троицы, от начала сущее Слово, извечно пребывающее в лоне Отчем. «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу Единородного от Отца...».
- Заканчивается Пасхальная литургия. Под сводами храма звучит ликующее «Христос воскресе»!
- Эта радость без края, это всеобщее ликование есть уже прообраз грядущего Царства Славы, данного в Откровении апостола Иоанна Богослова: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих Аллилуиа, ибо воцарился Господь Бог Вседержитель».
- По окончании литургии совершается освящение артоса - хлеба с изображением на нем Воскресшего Господа. После этого артос полагают на солее против царских врат на уготованном столе. Что это означает?
- Апостолы, привыкли вкушaть трапезу с Господом. По вознесении же Его на небо они всегда ощущали живой верой невидимое присутствие Спасителя в своих собраниях, памятуя Его заветные слова: «Я с вами во все дни». Естественным выражением этой пламенной веры и постоянным напоминанием о пребывании Его с ними было то, что, приступая к трапезе, они оставляли незанятым место, на котором восседал с ними Иисус Христос. На столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба. Каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, апостолы поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе!».
В настоящее время артос, полагаемый во святую Пасху в храме перед взорами верующих, должен служить им таким же напоминанием невидимого присутствия с ними Господа. Вместе с тем, артос напоминает, что Иисус Христос крестною смертью и воскресением сделался для нас истинным хлебом жизни.
- Во все дни Пасхальной недели Царские врата, как и северные и южные двери алтаря остаются открытыми. Взорам молящихся оказываются доступны все особенности богослужения, даже те, которые обычно сокрыты от мирян. С чем это связано?
- Врата отверсты в знак того, что Воскресением Христовым всем людям отныне открыт вход в Царство Небесное.
- Спаси, Господи, батюшка! Христос Воскресе!
- Воистину Воскресе!
Дмитрий Кокоулин
Опубликовано: 16.04.2014