Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
Создан по благословению Митрополита Новосибирского и Бердского ТИХОНА

Русская Церковь и государство в XIII - XVI веках: Учебное пособие. Новосибирск, 2013. 444 с.

Русская Церковь и государство в XIII - XVI веках: Учебное пособие. Новосибирск, 2013. 444 с.

Покровский Н.Н. Русская Церковь и государство в XIII-XVI веках: Учебное пособие. Новосибирск, 2013.

Учебное пособие Николая Николаевича Покровского, историка, археографа, академика Российской Академии наук, ученика академика М.Н. Тихомирова, — результат прочитанного им в 2009/2010 учебном году курса лекций учащим и учащимся Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского (Академгородок, Новосибирск). Четыре века российской истории рассмотрены в пособии под уникальным углом зрения — через призму взаимоотношений Церкви и государства, их союза, взаимопомощи и взаимовлияния в один из самых драматичнейших периодов становления и развития Руси-России. В основу курса положен источниковедческий подход. Вводимые автором в учебный оборот новые для школы источники позволяют значительно расширить исторический кругозор и способствуют более глубокому освоению учащими и учащимися родной истории.

ББК 63.3(2)+86.372

П48

ISBN 978-5-7674-0039-3

© 2013. Н.Н. Покровский
© 2013. Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского

От автора 

Пособие «Русская Церковь и государство В XIII-ХVI веках» является дополненным и исправленным вариантом лекций, прочитанных мною осенью 2009 и весной 2010 года в Православной Гимназии во имя Преподобного Серrия Радонежского (Новосибирск, Академгородок). Источниковедческий кружок, давно и успешно работающий в этой Гимназии, издающийся там журнал «Источниковедение в школе» оказали влияние на характер этого курса. Я старался поместить в пособие по возможности больше сведений об источниках, не только письменных (повествовательных и документальных), но и предметных, а также о памятниках архитектуры. При выборе письменных источников я зачастую отдавал предпочтение тем, которые так или иначе были связаны с находками и публикациями новосибирских археографов, а также моего учителя академика Михаила Николаевича Тихомирова. При анализе этих источников в пособии я стремился опираться на признанные, устоявшиеся в науке взгляды и, как правило, не считал допустимым отражать разноголосицу мнений, всегда существовавшую в науке и особенно около нее, более всего - в современных СМИ. В то же время интернет, где выложены многие классические труды по древнерусской истории и литературе, оказался в работе весьма полезен. Приятной обязанностью автора является возможность выразить самую тёплую признательность тем, кто активно способствовал появлению этого пособия. И конечно, прежде всего это протоиерей о. Борис Пивоваров, настоятельный совет и высокий духовный авторитет которого побудили меня приняться за труд перевода устного текста в печатный, проверки и дополнения лекций и иллюстраций к ним. Само чтение этого курса в Гимназии во многом состоялось благодаря усилиям её директора Любови Пантелеевны Талышевой. В работе над текстом лекций, проверке ряда упоминавшихся в них реалий, корректорской сверке неоценимую помощь мне в разное время оказывали Наталья Дмитриевна Зольникова, Ольга Александровна Павлова, Мария Анатольевна Шикова, Ирина Владимировна Буданцева, Надежда Евгеньевна Тропина. Обработка (а подчас и подбор нового) иллюстративного материала, создание макета книги легли ни плечи Евгения Юрьевича Бабенкова. Настоящий курс лекций, как и другие, читавшиеся мною в Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, проходил в необычном формате: занятия имели место раз в две недели, причём каждая лекция длилась три академических часа с одним небольшим перерывом. Нелёгкая нагрузка для школьника, хотя каждый раз текст лекции насыщался для облегчения усвоения обильным иллюстративным материалом. Поэтому вполне логично будет завершить это небольшое вступление словом самой искренней благодарности слушателям, ученикам Гимназии, которые поглощали преподносимый им материал со вниманием и интересом, немыслимым сейчас в университетских аудиториях.

Система Orphus