19 августа исполняется 25 лет со дня хиротонии Владыки Тихона в сан архиерея. Большую часть жизни Владыка посвятил служению Церкви, Богу и людям. Юбилейные даты – повод вспомнить важные вехи и этапы жизненного пути, родных, близких и друзей, которые были примером и помогли найти свою дорогу в непростое время для православного верующего человека.
Бабушка не жалела времени и сил на наше воспитание
Внутренний мир человека в первую очередь складывается из тех слов, которые слышал, образов, которые встречались в жизни, и особенно важны встречи с людьми, которые что-то вложили в душу, в первую очередь их опыт, знания. Моя бабушка, воспитывая меня и моих сестер, учила нас дружить с хорошими людьми, и я старался следовать ее совету. Она занималась с нами, не жалея времени и сил, и передавала нам свой жизненный опыт. Она учила нас жить по правде. «Как бы ни было трудно в жизни, говорите правду, – наставляла бабушка, – может, и пострадать придется за правду. Правда – светлее солнца».
Детьми мы росли на окраине Воронежа, среди детей фронтовиков, детей раскулаченных. Все общались между собой, сравнивали, что происходит в мире, в государстве, у нас на поселке, в нашей школе. С одним приятелем мы любили ходить в библиотеку: были записаны во все окрестные библиотеки, много читали. Класса до восьмого все были хорошими ребятишками, может, у мальчишек были какие-то небольшие ссоры или неприятности, но вообще все очень дружили. А как подросли, началось разделение. Наша семья была церковная, мы всегда ходили в храм, не боялись, потому что бабушка нас учила мужеству: надо терпеть, проявить свой характер, настойчивость, если ты уверен, что это правда, бояться уже никого не надо. В школе нас очень «трепали» за веру, но наши родители были беспартийными, и мы не были комсомольцами, поэтому травля была умеренной.
С 16 лет на заводе
Помню, что уже в восьмом классе многие ребята увлеклись курением, пьянством, воровством, дискотеками. А меня мама очень рано отправила работать на завод – после 8 класса, в 16 лет. Она сказала: «Узнаешь, как хлеб тяжело достается». Действительно, было тяжело: мне было положено работать неполный день, а меня заставляли выходить в две смены. Иногда я уходил из дома в 7 утра и приходил в час ночи, а потом опять к 7 утра шел на завод. Зато за три года получил 4-ый разряд фрезеровщика. Мне поручали делать самые сложные детали. Потом перевели в станочную лабораторию, где мы делали уникальные вещи – улучшали качество работы станков. После работы спешил в школу рабочей молодежи. Затем поступил в техникум и перешел работать на базу, оттуда был призван в армию. Во время службы решил на светскую работу не возвращаться.
Еще до моего ухода в армию сестра познакомилась с москвичом, будущим отцом Борисом Демушкиным, он учился в Московской Духовной Академии, мы часто с ним беседовали. Он женился на моей старшей сестре и увез ее в Москву, где жили его родители. В Воронеже мы ходили в храм, но со священниками близко не общались и даже в алтаре я никогда не был. После этих бесед я решил познакомиться с воронежскими батюшками. Один из них жил рядом с храмом. В воскресные дни после вечернего акафиста я приходил к нему домой и мы долго беседовали.
В армии я почувствовал значение молитвы в жизни человека
Служил я в Москве и в увольнение ходил в гости к сестре. У отца Бориса была большая духовная библиотека, я много читал, советовался с отцом Борисом. Он сказал: «Молись в армии, читай чаще Иисусову молитву с поклонами». Я служил в финансовой части, и когда вечером все уходили из штаба, я молился. Именно в армии я почувствовал, что у меня появилось желание, тяга к молитве, почувствовал значение молитвы в жизни человека. В детстве человек живет молитвами родителей, бабушки. А мне было уже 20 лет, но самостоятельного опыта молитвы не было. Армия – трудное, мужское дело, но Господь подкреплял. Каждый вечер ходил в спортзал, чтобы не сидеть у телевизора в прокуренной ленкомнате.
Ездил и в Троице-Сергиеву лавру к нашему семейному духовнику архимандриту Кириллу (Павлову). Мне запали в душу слова моего зятя отца Бориса о том, что у Церкви не хватает кадров: «Одни бабушки в храмах, а нужны священники, миссионеры, проповедники». И после армии я решил послужить Церкви, думал, что, может, миссионер и священник из меня не получится, но буду кем-то трудиться в Церкви.
Послушание на клиросе
Отец Кирилл направил меня в Переславль-Залесский, где я год прислуживал в храме до поступления в семинарию. На клиросе изучал чтение, пение, хотя отец Борис и до этого со мной занимался. Когда несешь послушание на клиросе, очень быстро узнаешь суть богослужения, понимаешь смысл того, что читают и поют. Это очень важно, ведь обычно человек в храме занят своими суетными мыслями и почти ничего не слышит, что поют или читают, включается сознание лишь тогда, когда скажут: «С миром изыдем!» – закончилась служба, «отмолились».
На клиросе воспринимается богослужение совсем по-другому, особенно вся глубина постовых богослужений, пасхальных, ведь тексты перед глазами, каждый тропарь канона остается в памяти. В богослужебных текстах очень глубокий смысл, потому что Церковь воспринимала все лучшее и оставляла в своем наследии. А подается это в необычайной форме церковной поэзии. Я считаю, что те, кто хотят воцерковиться, должны становиться на клирос. И бабушка рассказывала, что в селе всех детей ставили на клирос. Во-первых, у них звонкие голоса, во-вторых, все быстро обучались пению, от которого развивается слух, память, и люди на всю жизнь становились церковными, то есть носителями духовной культуры.
Семинарская дружба
Потом я поступил в семинарию и, конечно, тогда для меня началась другая жизнь. Ведь в семинарии нас было 500 человек единодушных людей. На первый курс набрали несколько классов, и все выпускники этих классов стали священниками. У нас были прекрасные преподаватели и из Москвы, и из Петербурга, они просто были энтузиастами. Наши учителя многое восприняли от дореволюционной школы, они были верующие люди, и нас многому научили. Я помню, если подойдешь к преподавателю с вопросом, он и побеседует, и книги даст, и радуется тому, что ты к нему обратился. Некоторые преподаватели в сане священнослужителя были людьми высокой духовной культуры.
Нам советовали хотя бы на часок каждый день заглядывать в библиотеку. Не прочитывать все книги подряд, а по каталогу выбирать то, что тебе понравилось, по автору и по теме, и заводить свою собственную картотеку. Книгу не всегда необходимо читать «от корки до корки», но обязательно надо прочитывать предисловие и оглавление и выбирать раздел, который тебе интересен. А по своей карточке всегда можно найти и вернуться к этой книге. Так за один час можно познакомиться с десятком книг, а потом использовать их в последующем.
Я старался дружить с теми, кто часто ходит в храм. Бабушка всегда говорила: «Дружите с умными – они, может, вас принимать не будут, а вы все равно к ним ходите». Церковные ребята почему-то не хотели со мной дружить, у них был свой круг, они вместе молились, читали книги, общались, меня не особенно принимали, но я все равно ходил только к ним, и они меня не выгоняли. Мне много дала семинарская дружба, со многими ребятами я там познакомился – теперь они священники и епископы, и мы до сих пор поддерживаем отношения. О дружбе говорить трудно, потому что все несут послушания в разных местах. Но здесь мой помощник в Вознесенском соборе отец Борис Свинин – мы с ним как раз учились вместе, и еще с одним священником нашей Епархии – отцом Василием Мезенцевым.
Первые церковные послушания
В семинарии через два года меня пригласил к себе Митрополит Питирим (Нечаев; † 2003) – глава Издательства Московской Патриархии. Сначала я был у него иподиаконом, затем был назначен сотрудником в богословский отдел, вел раздел «Проповедь». Потом Владыка Питирим назначил меня уже начальником отдела, и так постепенно я дошел до первого заместителя главного редактора.
Когда мне исполнилось 30 лет, я решил определяться в жизни. Мама познакомила меня со схиархимандритом Макарием (Болотовым; † 2001). Он как-то сразу сказал, что мне надо принимать монашество, что мой путь в жизни монашеский.
В 1978 году я был рукоположен во диакона в состоянии целибата, а в 1981 году принял монашество и священный сан. В том же году я закончил Академию, написал кандидатскую работу и дал себе слово больше не учиться. Вдруг ректор меня вызывает и говорит: «Вы зачислены в аспирантуру». Аспирантура была заочная, учиться было легче, и я подумал, что лишние знания не повредят. Преподавали в аспирантуре самое актуальное: современное состояние христианского мира, церковный протокол, а лекции о международном положении читали сотрудники МИДа.
По окончании аспирантуры в 1984 году меня возвели в сан архимандрита, и до 1986 года я трудился в Издательском отделе.
Под началом Митрополита Питирима
Десять лет моей жизни связаны с Митрополитом Волоколамским Питиримом, главой Издательского Совета Русской Православной Церкви. Это был человек энциклопедических знаний. В свое время он был иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского; † 1970), и тот его и поставил главой Издательства. В 60-е годы Патриарх Алексий возвел на ключевые посты в Русской Православной Церкви многих молодых архимандритов. Они быстро стали архиереями, и жизнь Церкви потекла по-новому.
В то время Издательством выпускался только один «Журнал Московской Патриархии», иногда какие-то книги и брошюры, но Владыка Питирим превратил редакцию журнала в огромный Издательский дом. Мы занимались не только журналом. И как здесь в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска были сконцентрированы все епархиальные структуры, так и в Издательстве Московской Патриархии все церковные средства массовой информации были сосредоточены в этой редакции. При Митрополите Питириме Издательству было выделено одно из помещений при Успенском соборе Новодевичьего монастыря, но Владыка добился, что на улице Погодинской нам отдали сразу три здания – целый комплекс, в которых был сделан капитальный ремонт.
Мы издавали богослужебные книги, богословские труды, пособия для священнослужителей, церковные календари. Начали заниматься и аудиозаписями: ездили по епархиям, записывали хоры кафедральных соборов. Проводили киносъемки всех церковных событий. Также делали слайд-фильмы, организовывали церковные выставки. Раньше Торговая палата всегда на международных выставках устраивала отдел о церковной жизни в СССР, и мы готовили эти выставки.
В Издательстве была очень хорошая фототека, и почти все наши журналисты были фотографами. Когда в отдел приходил новый человек, Владыка сразу вручал ему фотоаппарат и магнитофон. Сам он был коллекционер фотоаппаратов марки «Лейка». Даже с немецкого завода, на котором выпускали «Лейки», приезжали к нам посмотреть эту коллекцию – не все модели у них были.
Велась также очень большая научная работа, сам Владыка дружил со многими учеными, часто у нас в гостях были академик Борис Викторович Раушенбах, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Многие другие ученые общались с сотрудниками Издательства, читали нам лекции, помогали готовить книги и статьи. Борис Раушенбах в зрелые годы под влиянием православной иконописи перешел из протестантизма в православие и в конце жизни бросил заниматься проблемами космоса и начал изучать духовную культуру и искусство. В храмах он всегда рассматривал росписи и иконы, и однажды задал вопрос: «Почему Бог-Отец изображен на облаках – это же атмосферное явление, чуждое для духовного мира?» Владыка Питирим попросил меня, тогда еще студента семинарии, ответить. Я сказал: «Это явление Божественной силы, энергии, и в Священном Писании часто упоминаются облака: при Преображении Спасителя на горе Фавор, при Вознесении, в пророчествах. То есть в духовном мире это явление присутствует, но имеет совершенно другое значение». И он согласился со мной.
Владыка Питирим сам много работал в архивах, библиотеках, и нас к этому приучил. В богословском отделе мы распределили между собой для работы архивы четырех дореволюционных академий: Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской. Мне досталась Казань, и несколько лет я ездил и работал там. Сейчас архив частично утрачен, а частично передан Казанской семинарии. На такой исследовательской работе росли наши кадры. Для журналистов, для церковных писателей важно уметь работать с неопубликованными материалами – редкими рукописями, книгами, и эти материалы очень важны, интересны и полезны для читателей – фактически это научные открытия.
Потом меня пригласили заместителем в Отдел внешних церковных связей, который тогда возглавлял митрополит Филарет (Вахромеев), я уволился из издательства, пришел к нему, а он меня не принял, и я остался без всякого церковного послушания. Полгода жил и служил в Троице-Сергиевой лавре. Затем многие архиереи начали приглашать на должности, но я оставался в обители.
Тысячелетие Крещения Руси в Даниловом монастыре
В октябре 1986 года в Троице-Сергиеву лавру приехал архимандрит Пантелеимон (Долганов) (нынешний ростовский владыка). Тогда он был наместником Свято-Данилова монастыря. Планировали, что этот монастырь будет центром празднования тысячелетия Крещения Руси. Отец Пантелеимон пригласил меня в Даниловскую обитель и поставил помощником эконома, потом экономом. С 1987 года Патриарх Пимен поставил меня наместником монастыря. Оставался год до празднования, и мы приложили все усилия, чтобы завершить подготовку к 1000-летию и ввести все объекты в эксплуатацию. В монастыре было три с половиной тысячи рабочих – неуправляемая масса. Руководство часто менялось, доделать все никак не могли. Много сил и здоровья отдано Данилову монастырю, но все-таки мы все сделали и празднование тысячелетия Крещения Руси 12 июня 1988 года прошло в Даниловом монастыре. Все было хорошо организовано, на открытом воздухе. У храма Святых отцов семи Вселенских Соборов был сделан подиум, на празднование прибыло много гостей – около пяти тысяч человек из разных стран мира, были представители разных церквей. Празднование прошло успешно.
Через год Митрополит Владимир (Сабодан), в то время Управляющий делами Московской Патриархии, пригласил меня и спросил: «Желаешь ли быть епископом?» Я ответил: «Не хочу». Тогда Владыка сказал: «Ну, будем считать, что ты согласился». И на ближайшем заседании Священного Синода под председательством Патриарха Пимена решено было меня направить в Новосибирск. Это было 22 января 1990 года, но я попал в аварию и полгода пролежал в больнице. В это время умер Святейший Патриарх Пимен. Рукополагал меня уже Патриарх Алексий II. В Новосибирск я приехал под праздник Успения Пресвятой Богородицы, и здесь началось новое для меня архипастырское послушание. Через год Новосибирскую Епархию посетил Святейший Патриарх Алексий II.
Глава Издательского Совета
В 1994 году Митрополит Питирим ушел на пенсию, и в 1995 году меня назначили главой Издательского Совета Русской Православной Церкви, главным редактором «Журнала Московской Патриархии». После ухода Владыки Питирима Издательство рухнуло, от 900 человек (с внештатными), что тогда работали, осталось 80 – в основном, это были охранники, повара и шоферы, а редакторы почти все уволились. И когда я пришел, оставалось человек 10 редакторов, и они сразу начали просить у меня деньги – им уже 9 месяцев не выдавали зарплату.
За пять лет нам удалось все восстановить, погасить все задолженности по «Журналу Московской Патриархии» – он почти год не выходил, а ведь были подписчики. Мы создали книжную редакцию и начали издавать Богослужебные указания, отдельные богослужебные книги на большие праздники, к 2000-летию Рождества Христова издали юбилейную Библию. Конечно, Издательство сильно «подкосил» дефолт 1998 года, но все равно наладили работу, издавали хорошие, нужные книги, и Святейший Патриарх Алексий II часто нас за это благодарил.
На Новосибирской кафедре
Когда в 1990 году я прибыл на Новосибирскую кафедру, обстановка была очень сложная. Из духовенства – четыре священника, и двести тысяч атеистических работников из общества «Знание», которые с нами боролись. Храмы и молитвенные дома только-только начали открываться, все было не обустроено. Даже в кафедральном соборе помощник настоятеля, бухгалтерия размещались в каких-то сарайчиках.
Составил себе план: в каждом районе города и райцентре области должен быть храм. Начинал со знакомства с главами администраций районов города и области, налаживал с ними отношения. В 1995 году был организован первый миссионерский Поезд Памяти, а до этого были поездки в районы области с просветительскими визитами. С собой мы приглашали артистов, писателей. Ведь в сельских районах в 90-е годы все рухнуло, никто туда не ездил – даже руководство области. Все пришло в полный упадок и убожество, колхозы начали разваливаться.
Но постепенно началось восстановление народного хозяйства, и новосибирские губернаторы приложили к этому большие силы. Есть и наш вклад – везде появились храмы, и обстановка стала оздоравливаться, а люди вдохновились: раз строятся храмы – значит, жизнь будет возрождаться.
С 2001 года, когда я вновь прибыл в Новосибирск, началась активная епархиальная работа во всех социальных сферах: проводится большая работа с больными, наркоманами, заключенными, бездомными, детьми-сиротами и инвалидами, с военнослужащими. Несколько лет назад было создано 20 Епархиальных отделов, сейчас их уже больше 30-ти, и во многих есть подотделы, которые курируют различные направления и сферы церковной деятельности.
Многие сейчас говорят: «Церковь везде лезет». Но ведь в государственные структуры просто так не проникнешь. Церковь востребована, и поэтому нас приглашают во все структуры – во многих госструктурах обстановка очень сложная, и без духовной основы сделать ничего невозможно. Победить преступность, коррупцию невозможно без духовно-нравственного возрождения. А это зависит от духовной культуры каждого человека. Если до каждого не дойдет, что необходимо собственное перерождение, то ничего не получится. В этом вопросе мы возлагаем большие надежды на введение в школах курса «Основ православной культуры». Но это тоже очень большая проблема, так как приходится доказывать директорам и учителям школ, министерству образования, что предмет этот важен и необходим для школьников, и что российское правительство вводит этот предмет на основании тщательного анализа обстановки в стране.
Создание Митрополии
8 января 2012 года Святейший Патриарх Кирилл возвел меня в сан митрополита, и Новосибирская Епархия была преобразована в Митрополию. В составе Новосибирской Митрополии четыре епархии. На вновь образованные епархии были поставлены три архиерея, в феврале-марте 2012 года они были рукоположены и прибыли на свои кафедры.
День образования Новосибирской Митрополии был особо торжественно отмечен в Новосибирске 30 марта 2012 года. На это событие был приглашен Губернатор Новосибирской области, главы районов, где будут находиться новые кафедры. Вместе с новыми епископами мы освятили храм во имя священномучеников Николая и Иннокентия, пресвитеров Новосибирских в Официальной резиденции нашей Епархии. Было объявлено, что теперь это здание будет являться Официальной резиденцией Новосибирской Митрополии. Теперь там проводятся Архиерейские советы, секретарем Новосибирской Митрополии является игумен Гурий (Прокичев).
Самое первое решение, которое было вынесено на Архиерейском совете, касалось раздела некогда общей Епархии и передачи приходских документов и личных дел священнослужителей в новые епархии.
Новопоставленные владыки, приехав на места своего служения, первым делом нанесли визиты во все районы своих епархий, познакомились с главами районных администраций, побывали во всех приходах и совершили там богослужения. Также они взяли на заметку все стройки и все новообразованные приходы, чтобы помогать им в строительстве. Общая цель была поставлена следующая: открытие новых храмов, в которых очень нуждаются селяне. И первоначальный результат был достигнут – в 2012 году в епархиях Митрополии было открыто около десяти храмов.
В каждой епархии создан печатный орган, в котором публикуется информация о епархиальных событиях, социальной работе, служениях архиереев. В новых епархиях проводятся важные образовательные форумы: Рождественские чтения, Дни славянской письменности и культуры, а также много других просветительских мероприятий.
В Новосибирской Митрополии есть особые, святые места, которые находятся под особым контролем архиереев: это святые источники, места, где пострадали новомученики и исповедники земли Русской в XX веке. Некоторые из этих мест и святыни – общие для всей Митрополии: Святой источник на станции Ложок, чудотворная Иверская икона Пресвятой Богородицы на станции Мочище – там проводятся совместные богослужения.
На праздник Вознесения Господня владыки приезжают на службу в Вознесенский кафедральный собор – главный храм Новосибирской Митрополии, также все владыки принимают участие в крестном ходе Новосибирской Митрополии в День славянской письменности и культуры.
Нужно отметить, что Архиерейские советы проходят очень плодотворно. Например, на последнем совете мы обсуждали вопрос упорядочения наших взаимоотношений по монастырским подворьям. В Новосибирской Епархии осталось четыре монастыря, остальные монастыри теперь в ведении других епархий. У монастырей могут быть свои подворья в других епархиях, а статус монастырских подворий для Новосибирской Митрополии еще не определен. Епископу Филиппу было поручено создать комиссию по данному вопросу для рассмотрения предложений на следующем совете.
Также необходимо сказать о несомненно важной программе по открытию в Новосибирской Митрополии 120 новых приходов. Если в течение нескольких лет нам удастся выполнить эту задачу, мы восстановим историческую справедливость и приблизим количество существующих храмов к тому числу храмов, которое было которое было на территории нашей области до революции.
Подготовила Лилия Ткаченко
Опубликовано: 19.08.2015