Праздник Успения посвящен вовсе не смерти, как может показаться на первый взгляд. Славянское слово "успение" означает сон, и, согласно церковной традиции, смысл этого праздника сродни смыслу Пасхи — нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова. А раз ее нет, то нет и скорби о смерти и нет страха перед ней.
По преданию, Богородица знала о времени своего перехода из этого мира, готовилась к нему постом и усиленной молитвой — в воспоминание этого ее поста и установлен (с 450 года) в церкви Успенский пост – и, как поется в этот день в церковном песнопении, "во успении мира не оставила еси".
"Господь нам приводит пример для подражания - Свою Мать. Она была такой же, как и мы, жила в обычной семье. Нам трудно проникнуть в тайны нашего спасения, в тайны человеческой души, но этот день святые отцы называли днем "высшей славы" Божией Матери. Казалось бы, мы должны плакать - но мы радуемся. Потому что Ее материнская слава - пример для всех нас, потому что сегодня умирает грех. Ведь если человек идет по пути христианской жизни, все ветхое умирает в нем, и мы входим в Царствие Небесное новыми людьми", - сказал иерарх после богослужения, обращаясь к прихожанам.
Он вспомнил слова знаменитого отца Церкви, преподобного Симеона Нового Богослова, который говорил, что каждый человек от рождения подобен Богородице и должен прожить жизнь, подобную Ее жизни. "Все мы получаем при рождении зернышко святости, и мы должны приложить все усилия, чтобы это зернышко проросло. Чтобы вовремя был дождь - наши покаянные слезы, чтобы вовремя было солнце - наши добрые дела", - подчеркнул Митрополит.
На Руси Успение издавна один из самых любимых праздников: со времен святого князя Владимира Успенские храмы стали строить повсюду — первый соборный киевский храм, Десятинная церковь, был посвящен Успению Богородицы, а к XIV веку Успенские храмы были главными в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде и, наконец, в Москве, где Успенский собор Кремля стал главным храмом Русской Православной Церкви, в котором венчались на царство все русские цари и императоры, а во времена патриаршества возводились на престол патриархи.
"Как мы засыпаем каждый вечер, так однажды мы заснем для этой, земной жизни. Сегодня особенно мы должны обратить наш взор к цели и смыслу жизни. Для чего мы живем? Не погубит ли наша ежедневная суета наших трудов? Достигнем ли мы Царства? Очень строго говорит преподобный Симеон: кто не увидел света Божиего в этой жизни, не увидит и в будущей, а так и останется в сени смертной. Кто не стремился к небесам, ничего не получит, и миллионы лет будут только началом наших страданий", - предостерег верующих правящий архиерей.
Также Русская Православная Церковь 28 августа отмечает 100-летие с момента начала работы всероссийского Поместного собора 1917-1918 годов, на котором было принято историческое решение о восстановлении патриаршества. В этот день Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил праздничную Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, а во всех храмах было зачитано его обращение. По словам Предстоятеля, значение Собора до сих пор не до конца осмыслено и оценено церковным народом.
"Двести лет, начиная с царствования Петра Первого, в России не было патриарха, и именно в революционные годы, несмотря на всю разруху, с кровью и страданиями оно было восстановлено", - отметил Митрополит Тихон.
Владыка вручил церковные награды духовенству храма - настоятелю протоиерею Иакову Конкину и протоиерею Вячеславу Шубину, отметил труды старейших прихожан, преподавателей воскресной школы, администрации района и благотворителей прихода.
В Иерусалиме на месте, где, по преданию, скончалась Богородица, крестоносцы построили подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами во имя ее святых родителей Иоакима и Анны и Иосифа Обручника. Он имеет крестообразную форму: в центре — гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры — жертвенник, в каменном киоте — чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма. Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда, по традиции, перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы — тем же путем, каким, по преданию, апостолы несли на погребение Ее Тело.