Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Священник Димитрий Миронов: «Я познакомился здесь с добрыми, умными, талантливыми людьми»

Священник Димитрий Миронов: «Я познакомился здесь с добрыми, умными, талантливыми людьми»

Странное дело, приезжая в Мошково, я всякий раз сворачиваю не на ту улицу. Вот и сейчас, уверенно кручу руль влево, однако тут же понимаю, что снова не доехал до нужного поворота. Впрочем, это не беда. Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, в который я еду, находится в центре рабочего поселка, не найти его невозможно, все дороги в Мошково ведут к нему. Однако ж, тенденция налицо…

Я люблю этого святого, и храм этот сельский, освященный в честь преподобного, тоже люблю. Какой-то он по-домашнему тихий, уютный, намоленный… Батюшка здесь служил замечательный – отец Олег Половников, протоиерей. Много лет настоятельствовал, его тут все знали и любили. И до сих пор вспоминают добрым словом: когда он нет-нет да приезжает в поселок по епархиальным делам, встречают как родного.

После отца Олега приход не то чтобы осиротел, просто за относительно кроткое время им по очереди управляли три священника, и такая быстрая смена батюшек приносила людям огорчение.

Но вскоре в Искитимской епархии заговорили о новом батюшке, с появлением которого «преобразилась не только церковь, но и жизнь поселка». Весть эта не сразу долетела до Новосибирска, прошло два года, прежде чем я получил редакционное задание написать о настоятеле мошковского Свято-Алексиевского храма отце Димитрии Миронове.

Поднимаюсь по ступеням в храм, захожу внутрь и сразу натыкаюсь на широкую спину отца настоятеля. Батюшка могучий, руки огромные, рабочие… Отец Димитрий только-только разъяснил что-то одной женщине, как его тут же с вопросом останавливает другая. Следом за ней подходит мужчина. Батюшка очень доброжелательный, говорит со всеми просто, по-свойски. Дождавшись своей очереди, благословляюсь и представлюсь. Отец Димитрий предлагает пройти в здании Воскресной школы, которое располагается рядом с храмом, в церковной ограде: «Там и поговорим!»

Пока идем, он рассказывает о Воскресной школе. Признается, что по приезду у него сразу появилось так много дел, что зачастую на школу просто не хватало времени. Богослужение, требы, исполнение послушаний епископа Искитимского Луки (оказалось, что отец Димитрий еще и возглавляет епархиальный отдел по связям с вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством), встречи с должностными лицами районной и поселковой администрациями, представителями культурной и педагогической общественности поселка и района не давали возможности вплотную заняться этой работой. Но Господь послал помощников. Уже есть и преподаватель Закона Божьего, и учитель по изобразительному искусству. Подготовлена первая выставка детских рисунков, старшеклассники изготавливают батики – вручную расписывают ткани. Желающих учиться в школе так много, что для всех места не хватает: большая классная комната вмещает только 25 человек. Столько детей и ходит.

К детям у батюшки отношение особое. У самого их пятеро! Старшему Игнатию – 19, в этом году оканчивает Новосибирский медицинский колледж, каждый день на электричке ездит на занятия. Григорию – 18, в этом году он также оканчивает одиннадцатый класс общеобразовательной школы, Марку – 15, дочери Марии - 12. Самому младшему Ванечке пять лет. Отец Димитрий с матушкой Татьяной живут душа в душу вот уже двадцать лет.

«Моя семья – это моя крепость, мой Баязет, который охраняет меня, а я охраняю его, - говорит отец Димитрий, - такое обоюдное доверие друг к другу и хранение друг друга умножает наши силы».

Про Мироновых здесь говорят: вся семья служащая. Батюшка служит у престола, дети алтарничают, звонят в колокола, поют с матушкой Татианой и сестрой на клиросе. И самый младший – тоже послушник, уже в стихаре. В воскресный день вся семья в храме.

Отец Димитрий говорит, что если его направят даже в самый дальний заброшенный приход, у него всегда будет кому петь и читать на клиросе, помогать в алтаре…

«Когда старшему исполнилось три года, мы пошили ему стихарь. С тех пор стихарь переходит от брата к брату», – улыбается батюшка.

Вдруг, подумалось: Бог весть, может еще и пригодится это облачение, батюшка с матушкой молоды, а детей – где пять, там и шесть…

Отец Димитрий любит, когда в храме много детей. Во время чтения часов народа в церкви маловато, но постепенно храм наполняется, многие приходят с детьми, чтобы их причастить. Батюшка говорит, что к Символу Веры в храме как будто ощущается детское дыхание, а во время Евхаристического канона уже хорошо слышно как они шебаршатся, и начинаешь осознавать, что вот оно – единое тело, живёт!

Конечно, храм небольшой, человек на 50, прикидывает отец Димитрий. Летом, за счет дачников, молящихся становится больше – на Святых Петра и Павла обычно вступить некуда. А зимой прихожан заметно убавляется. Но детей мошковчане все равно стараются причащать круглый год, и это очень радует отца Димитрия.

«Теперь перед крещением у нас обязательно проводится катехизация, - говорит священник. – Часто люди приходят креститься или крестить детей, имея очень слабое представление о том, что такое Таинство Крещения, для чего оно нужно. Раньше, до катехизации, как было? Покрестят ребенка – и исчезают насовсем, мол, дело сделано, зачем еще нужна церковь? А после огласительной беседы у людей появляется понимание, что Крещение – это, конечно, очень серьезно, но это только первый шаг на пути воцерковления и спасения. В результате, глядишь, нет-нет, да принесут ребеночка на Причастие. И слава Богу!»

Батюшка говорит, что самое важное – это воспитание в православной вере. «Нас с матушкой часто спрашивают, как мы воспитываем своих детей. Ну, как! В Церкви есть общая задача: чтобы дети росли в атмосфере родительской любви и любви к Богу. Мы хотим, чтобы дети понимали, что кровное братство и братство христианское должны быть взаимодополняемыми, твердыми и непоколебимыми».

Случалось, вспоминает отец Димитрий, что старшие мальчишки в начальных классах приходили домой в слезах. Начинал разбираться, и оказывалось, что их поколотили сверстники за то, что они «поповские дети». Что это, если не испытание на твердость веры? И ведь это не советское время, а вот – совсем недавно было. Что ждет христианина в будущем, никто не знает, кроме одного – Церковь всегда будет гонимой. Господь говорит: «Если Меня гнали, будут гнать и вас». Поэтому и самим нужно укрепляться в вере, и детей в вере укреплять, чтобы быть готовыми к трудностям – так говорит батюшка.

Кстати, в 97 процентах мошковских средних школ преподают предмет Основы православной культуры. Отец Димитрий отмечает, что школы, выбравшие «мировые религии» и «светскую этику» находятся в отдаленных и малочисленных сёлах. «Отсталые» школы. Но их нужно «подтягивать».

Рассказывает: «Наш приход выступил инициатором провести собрание учителей, преподающих предмет Основы православной культуры в районных школах. Руководитель Управления образования Мошковского района Наталья Михайловна Ковальчук нас поддержала, и такая встреча состоялась. Я предложил учителям чаще проводить практические занятия. То есть если мы говорим о православном зодчестве, об иконописи, то лучше всего провести выездной урок в храме. В результате, договорились, что к нам будут приезжать на экскурсии. Ну и, наконец, преподаватель должен соответствовать преподаваемому предмету. Например, носить нательный крест. Да, основы православной культуры – это не религиозный, а культуроведческий предмет. Но ведь крест – это не только символ нашего спасения, и его ношение на груди — это не просто напоминание самому себе, что ты христианин. Но это еще и знак того, что мы по своему мировоззрению относим себя к нашей родной культуре, которая сформировалась и развивалась под влиянием Православия».

«В общем, поговорили в тот раз очень хорошо, - вспоминает батюшка, - расстались приятелями. Даже договорились провести совместную паломническую поездку в соседнее Мочище к чудотворной иконе Божией Матери «Иверская». Такие поездки сплачивают».

Батюшка говорит, а сам все время посматривает на часы. Оказывается, через десять минут ему нужно быть на встрече в местном Доме культуры. Не успеет! «Успею, - успокаивает отец Димитрий. – здесь всё рядом. Собирайтесь, вместе пойдем, это ненадолго».

На улице встречные мошковчане – и стар, и млад – тепло приветствуют батюшку. Он со всеми раскланивается, и пока идем, все время говорит по телефону. Звонят ему бесконечно. И прихожане, и не прихожане. Вопросы, вопросы, вопросы, а он всем отвечает и отвечает. Уловив мой взгляд, объясняет: «Я всем даю свой номер телефона, и в храме сказал: если что, пусть сразу мне звонят».

- О чем спрашивают?

- О-о-о! Вопросы самые разные, и духовные, и житейские.

- Население приняло вас?

- Думаю, что да…

- А как вас называют невоцерковленные люди: «отец», «батюшка»?

- И отцом, и батюшкой, и Дмитрием Ивановичем… По имени и отчеству – редко, но я спокойно отношусь к такому обращению, ведь обращаются с уважением. В Славгороде я духовно окормлялся у покойного ныне отца Иоанна Кизюна. Когда идем с ним по улице, все ему улыбаются, кланяются: «Здравствуйте, Иван Прокопьевич!» Приятно, когда у народа такое отношение к священнику.

В Доме культуры батюшка просит немного подождать, и в этот момент к нам подходит Глава администрации Мошковского района Сергей Васильевич Евстефиев.

- Вот, корреспондент из митрополии приехал, писать о нашем приходе будет, - представляет меня священник.

Сергей Васильевич кивает, мол, хорошо, что приехал. Я спрашиваю его, как ему новый батюшка. Он отвечает, что с батюшкой они сразу нашли общий язык, теперь вот совместно трудятся на благо жителей района. Упомянул частую когда-то смену священников, и выразил надежду, что отныне такого уже не будет, в шутку и всерьез пожелав отцу Димитрию стать «невыездным». И добавил: «У батюшки ярко выражена хозяйская жилка, мы таких людей ценим!»

- То есть взаимоотношения с местными органами власти сложились, - констатирую я, когда Сергей Васильевич уходит.

- Слава Богу, - отвечает батюшка. – И с главой рабочего поселка Николаем Владимировичем Завалишиным тоже. Если возникают какие-то вопросы по храму – сразу к нему!

На обратном пути отец Димитрий говорит: «Когда начинаешь жить на новой земле, самое первое, с чем сталкиваешься, так это, конечно же, с людьми. Так вот за то недолгое время, которое я имею честь служить в районе, я познакомился с таким количеством добрых, умных, талантливых людей!..»

Наконец-то, задаю вопрос, который хотел задать с самого начала встречи: «Батюшка, а как вы вообще оказались в Мошково?»

«Пути Господни неисповедимы», - говорит отец Димитрий и начинает рассказывать. Он человек южный, родина его предков – Северная Осетия, город Моздок. Когда подрос, поступил в Ставропольскую семинарию, нёс послушание на подворье митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедиона (Докукина): владыку перевели с Новосибирской кафедры, но в Сибири его не забыли, и новосибирцев к нему приезжало немало. Вскоре его пригласил служить на Алтай епископ Антоний (Масендич). В 1999 году отец Димитрий ехал в Барнаул через Новосибирск. Когда проезжал мимо «Речного вокзала», подумал: «А я бы жил в этом городе»…

Спустя годы, во время промыслительной, как ее называет отец Димитрий, встречи с митрополитом Тихоном (Емельяновым), который до 2018 года включительно возглавлял Новосибирскую митрополию, архиерей предложил ему перейти в Новосибирскую митрополию. Отец Димитрий обещал подумать. В 2016 году состоялась еще одна встреча с митрополитом – на Новосибирской православной ярмарке. «Ну что, не надумал еще?», - спросил митрополит. И тогда он дал свое согласие.

«Мне говорили, - замечает отец Димитрий, - что Мошково – это чуть ли не ссыльное место, даже отговаривали, но у меня в таких случаях возникает обратная реакция: если плохо, значит нужно сделать так, чтобы было хорошо. И в результате нисколько не пожалел. Тем более что мы с матушкой сельские жители, без земли и скотины не можем, держим подсобное хозяйство».

- Постойте, батюшка, когда же вы все успеваете? Скотину же нужно накормить, напоить, выгулять, помыть… И поди еще куча всяких дел!

- Так, помощников вон сколько! У нас в семье заведено: хотя бы один час каждый должен посвятить хозяйству. Это, как и Литургия (слово, напомню, переводится как «служение», «общее дело»), тоже есть наше общее дело. Ну и потом старшие-то уже совсем взрослые, снисхождения к ним не должно быть. И среднему 15 лет! Раньше в эти годы на хозяйственных работах уже никого не жалели, пятнадцатилетние трудились наравне со взрослыми. Но мы, конечно, следим, чтобы работа по хозяйству не была в ущерб учебе.

Мне уже пора возвращаться в город, но…

- Вот это попробуйте, кефирная закваска, это наш хендмейд, продукт домашнего приготовления, матушка старалась. Хлеб, хлеб берите!..

Кажется, что ничего вкуснее я не ел…

А отец Димитрий уже рассказывает о том, что начинает задумываться об исследовательской работе по историко-церковному краеведению. На досуге он стал наводить справки о Мошково. Собрал кое-какие материалы. На дореволюционной карте село обозначено жирной точкой. Значит, уже тогда было значимое место. И называлось раньше оно Алексеевское - в честь Цесаревича Алексия, небесным покровителем которого является преподобный Алексий, человек Божий. В богоборческие времена сельскую церковь разрушили. Есть сведения, что священник, который служил в Алексеевском, канонизирован как священномученик. То есть Мошково тоже имеет большую православную историю. И это значит, что есть, чем заняться. Нужно поднять клировые ведомости, прочие архивные материалы.

«Архивная работа кропотливая, занимает много времени, но мне это интересно, - поясняет отец Димитрий. - Я еще в семинарии этим занимался, когда писал диплом, так что хотелось бы возобновить эту деятельность. – Делает паузу и добавляет, - Но это уже по мере сил и возможностей».

Помоги ему, Господи! 


Поделиться публикацией:

Статьи

Священник Иаков Конкин: «Мы призваны свидетельствовать о вере»

Благочинному III Градского благочиния, руководителю епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятелю храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кировском райо... 

Церковь – наша учительница

Юбилею настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Новосибирска протоирея Александра Матрука 

Главное в сердце своем хранить веру!

К 20-летию православного центра глухих.  

Пою Богу моему

30 сентября протодиакону Вознесенского кафедрального собора, руководителю канцелярии Новосибирского Епархиального Управления Александру Егорову исполнилось 50 лет.  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «В Александро-Невском соборе состоялось архиерейское богослужение» перейти в фотогалерею
Система Orphus