Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

История Сибири – в истории алтайских миссионеров

История Сибири – в истории алтайских миссионеров

В сентябре прихожане храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима посетили крупнейший за Уралом музей-заповедник – Томскую Писаницу. Вот уже четыре тысячи лет поднимающаяся из вод Томи скала хранит свидетельства пребывания на земле Сибирской разных племен и народов. Скала Писаная, то есть «с письменами» (рисунками), является объектом пристального изучения историков, этнографов, культурологов.

Основная часть наиболее ценных и хорошо сохранившихся петроглифов Томской Писаницы отличается крупными размерами и находится на плоскостях скалы, ориентированных в сторону реки. Насчитывается 280 изображений, нанесенных при помощи камня или нарисованных охрой.

Исследователи памятника делают всё новые и новые находки. Несколько лет назад были открыты изображения, выполненные тончайшими линиями. Они не видны днем, но становятся четко различимыми в определенное время суток – при косых лучах заходящего солнца. Другие рисунки скрыты охрой, которая не видна на природной красновато-коричневой поверхности камня, но удивительно ярко проявляется при намокании. Например, в дождь на пестрой скале становится видно стадо бегущих лосей, а между ними собака.

В начале XVII века отряд томских казаков во главе с Остафием Харламовым основал Кузнецкий острог. В XVII веке казаки прошли с севера на юг почти всю территорию современного Кузбасса. По берегам Томи возникли первые русские поселения, и полетели русским царям донесения об удивительных сибирских скалах с загадочными письменами: «Не дошед острогу на краи реки Томи лежит камень велик и высок, а на нем писано: звери и скоты, и птицы, и всякия подобия; а егда по некоторому прилучаю отторжется камень, а внутри того писано якож и на краи».

История исследования Томской Писаницы насчитывает без малого 300 лет. Самые первые сведения о ней появились в Русском Хронографе в XVII веке, а первая публикация петроглифов Томской Писаницы вышла за границей – в Швеции, в1730 году. Начало научному изучению памятника положили Иоанн Георг Гмелин и Степан Крашенинников, участники первой академической экспедиции по исследованию Сибири и Дальнего Востока (1733-1743). Придя на земли Притомья, исследователи обнаружили местное население – шорцев (самоназвание – «шор-кижи»), искусных в выплавке руды, из-за чего и прозванных кузнецкими татарами. До середины XIX века шорцы оставались язычниками, пока не оказались освещены солнцем Русской Миссии на Алтае – протоиереем Василием Вербицким. Этот священник был поистине ученейшим человеком своего времени. Обладатель энциклопедического ума, он внес неоценимый вклад в культуру шорцев. Неудивительно, что, имея такого учителя, врача и защитника, кузнецкие татары вскоре приняли православие.

По воспоминаниям современников, «отец протоирей был прост, прямодушен и всех привлекал к себе своим обращением. Кузнецкие татары так его любили, уважали и доверяли, что зайсанские печати всех кузнецких зайсанов (старшин) хранились у отца протоирея до самого его выезда из Кузнецкого округа. Пользуясь таким расположением к себе народа, он больше всех миссионеров окрестил инородцев (более двух тысяч)».

Василий Иванович Вербицкий вошел в историю как один из исследователей и собирателей алтайского фольклора, выдающийся этнограф и лингвист XIX столетия, один из первых тюркологов и член ряда научных обществ. Поражает круг его интересов: история, ботаника, медицина, лечение лекарственными травами. Кроме этого Вербицкий вел метеорологические наблюдения. И в настоящее время не потеряли своего значения лингвистические, естественнонаучные и этнографические труды выдающегося миссионера.

В 1858 году отец Василий переселился в улус Кузедеевский и сделал Кузедеево центральным станом Кузнецкого отдела Алтайской Миссии. В этом улусе прошла большая часть миссионерской службы отца Василия – 27 лет. Отсюда он начинал свои миссионерские путешествия по Кузнецкому отделению Алтайской Духовной Миссии и сюда возвращается, посетив свою паству. Здесь написана им большая часть его миссионерских Записок, исследований по истории Алтайской Миссии и научных трудов, здесь же по последнему слову пчеловодства им была организована пасека, для которой он посадил и вырастил липовую рощу. Он штудировал литературу по своим интересам, переписывался с известными пчеловодами Европы, учил пчеловодству алтайцев и шорцев.

В 1860-1870-х гг. печатаются Миссионерские Записки отца Василия Вербицкого. Они публикуются в журналах «Христианское Чтение», «Душеполезное Чтение», «Странник», «Православное Обозрение», «Миссионер». Ежегодно в «Томских Губернских ведомостях» печатаются его труды по этнографии и фольклору алтайцев, по географии и метеорологии, тексты преданий и сказаний. Большое внимание миссионер уделял изучению алтайского языка. Вершиной писательских трудов отца Василия стал выход в 1884 г. в Казани большого «Словаря алтайского и аладагского наречий тюркского языка», над составлением которого он трудился 30 лет.

В 1871 г. Императорское Русское Географическое Общество, членом которого являлся отец Василий, присудило миссионеру серебряную медаль; в 1878 году он был избран членом-сотрудником Западно-Сибирского отдела Общества. Также протоиерей Василий являлся действительным членом Императорского Общества акклиматизации животных и растений.

15 февраля 1884 г. назначен помощником начальника Алтайской и Киргизской миссий и старшим миссионером Улалинского отделения. Вел переписку Миссии, заведовал архивом, заботился о деятельности школ и монастырей, обучал детей алтайцев Закону Божию и русской грамоте.

Около 40 лет протоиерей Василий Вербицкий прослужил в Алтайской Духовной Миссии, и за это время лично окрестил 2117 человек.

2 августа 1890 г. гуманист-просветитель Василий Вербицкий подал прошение об увольнении на покой по состоянию здоровья, в том же году, 12 ноября, скончался в селе Улала (современный Горно-Алтайск). Свои небольшие сбережения завещал Миссии. Еще при жизни Вербицкого по его заказу были сшиты около 20 ряс, для того, чтобы «по смерти оставить каждому миссионеру по ряске». За свою жизнь он прошел дорогами Сибири, проплыл на лодках 36 тысяч верст, пользовался любовью и уважением алтайцев. Награжден орденами святой Анны 3-й (1870) и 2-й (1882) степеней, орденом святого Владимира 4-й степени (1886), однако самым дорогим подарком отец Василий считал наперсный крест, поднесенный ему прихожанами.

В 1909 году была издана книга Александры Ивановны Макаровой-Мирской (1872-1936) «Апостолы Алтая», которая повествует о жизни и трудах священнослужителей Алтайской духовной миссии, учрежденной в 1830 году для проповеди Евангелия среди инородческого населения Алтайской возвышенности в Сибири. Составительница так описывает Вербицкого: «Красавец старик с длинной серебристой бородой, тонкими чертами лица, глазами добрыми и прекрасными, немного грустно смотрящими на Божий мир. Всю жизнь один, в ранней молодости потерявший всё, что ему дорого – жену и сына, – целую жизнь принесший на служение».

 

Ты знаешь ли тот край, где коротка весна,

Где гор стоят высокие громады,

Где с шумом, как стрела, несутся водопады,

Где темный лес шумит, и гладь озер светла?

Ты знаешь ли, мой друг, ты знаешь ли тот край,

Который я люблю?.. Его зовут Алтай…

 

Ольга МАТРУК

Поделиться публикацией:

Статьи

Краткая летопись Новосибирской епархии

100-летию Новосибирской епархии 

Новосибирские архипастыри

Без истории Новосибирской иерархии невозможно полноценное изучение истории Новосибирской епархии в целом. Каждый из новосибирских иерархов в свое время внес свой благодатный вклад в утверждение Святой... 

Соработничество Богу

О миссионерской деятельности Новосибирской епархии  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «В Александро-Невском соборе состоялось архиерейское богослужение» перейти в фотогалерею
Система Orphus