Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Священник Феодор Лукьянов: «Многодетная семья – это норма»

Священник Феодор Лукьянов: «Многодетная семья – это норма»

В начале этого года в Новосибирске в кинотеатре «Победа» прошел закрытый показ художественного фильма «Право выбора», в котором снялись известные российские актеры. Фильм со всей полнотой раскрывает проблему абортов в России. Премьера кинокартины состоялась в конце прошлого года в Москве в Большом зале Центрального дома кинематографистов. «Ревели даже мужики», - написала на своей странице ВКонтакте режиссер картины многодетная мама Елена Пискарева.

На показе в Новосибирске были митрополит Новосибирский и Бердский Никодим и председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьяновов.

В тот же день в Епархиальном доме по благословению правящего архиерея иерей Федор Лукьянов встретился со священниками Новосибирской митрополии. Разговор шел об искусственном прерывании беременности и вспомогательных репродуктивных технологиях (ВРТ), к которым в частности относятся экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).

Аборты, как средство «планирования» семьи

Аборт – убийство не родившегося ребенка, и «это беда нашей страны», сказал священник Феодор Лукьянов. Он считает, что статистика по абортам в значительной степени занижена, это связано с тем, что медицинские аборты выполняют в том числе и в частных клиниках, которые не спешат делиться сведениями на этот счет. Да и почва для абортов в стране плодородная. Часть женского населения все еще не избавилась от «абортивного мышления» («абортивной культуры»), при котором медицинский аборт остается в умах многих женщин эффективным средством решения проблемы «нежелательной» беременности и одним из основных компонентов планирования семьи.

Существуют определенные показания к аборту, но при желании их можно значительно расширить, отмечает священник. Забеременевшим женщинам с некоторыми хроническими заболеваниями некоторые врачи не рекомендуют рожать, предупреждая их (хотя здесь больше подходит слово «устрашая») о высокой вероятности тяжелой патологии у родившегося ребенка и возможного риска обострения имеющегося хронического заболевания у самой женщины. Хотя при должном подходе к беременности у женщин с хроническими заболеваниями, риск осложнений, который всегда существует даже при здоровой беременности, можно в значительной степени минимизировать. Это касается и риска рождения ребенка с синдромом Дауна. Из-за относительно высокой вероятности рождения такого ребенка, женщинам дают понять, что им лучше сделать аборт. Хотя существуют множество примеров, когда женщины наотрез отказавшись от такого предложения, вынашивали и рожали здоровых детей.

К сожалению, приходится признать, что за каждый проведенный аборт клиника получает средства из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и поэтому напрямую или косвенно делать аборты выгодны медицинскому учреждению. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно призывал вывести аборты из ОМС, и тогда количество их значительно уменьшится. Но всякий раз его призывы встречали сопротивление как со стороны отдельных руководителей системы здравоохранения, так и депутатов.

Следует помнить, что аборт, чаще всего, не медицинская помощь. Он оправдан разве что при угрозе жизни матери. И в любом случае чреват осложнениями. Аборт не напрасно называют «ударом по гипофизу». Гипофиз – центральный орган эндокринной системы, ответственный за нормальную работу всего организма. Специалисты подсчитали, что с абортом связаны десятки различных соматических и психо-эмоциональных нарушений. Например, в некоторых случаях может развиться постабортный синдром (ПАС), признаки которого обычно появляются не сразу, а спустя год, или даже два. Симптомами ПАС являются периодические переживания аборта, обостренное чувство вины, ночные кошмары, частичная или даже полная непереносимость эмоциональных нагрузок, повышенная раздражительность. Но одно из самых тяжелых последствий аборта – это, конечно, бесплодие.

Неужели современная женщина не вправе сама решать, делать ей аборт или не делать, вынашивать ребенка или нет? И неужели ПАС переживали женщины в СССР, не знавшие оральных контрацептивов и в среднем делавшие за свою жизнь по три-четыре аборта? Такие вопросы задают до сих пор.

Дело в том, что при аборте уничтожается человек, маленький человек, и подсознательно это понимали и понимают все женщины. До 1917 года аборт в российском законодательстве вообще рассматривался в согласии с ветхозаветной заповедью «не убий» и квалифицировался как вид смертоубийства. После 17-года аборты в России были разрешены («Если Бога нет, то можно всё»). Эмбрион был объявлен придатком женского организма. И пусть советская медицина активно транслировала это своё мнение на население, советские женщины все равно подспудно ощущали высшее предназначение женщины – рожать и воспитывать детей. Отказ от этой миссии – это все равно что пойти против природы, поэтому аборт не мог не оставить след на их психоэмоциональном состоянии.

Однако современная позиция ведущих специалистов кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова такова: «С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением человека как биологического индивидуума».

Иными словами, с момента зачатия эмбрион на любой стадии развития является индивидуальным организмом, независимо от того, представлен он одной (зигота) клеткой или группой клеток.

А медикаментозный аборт? Учитывая, что зигота, согласно мнению ученых, является индивидуальным организмом, то прием таблетки, убивающей плод, и даже «безобидные» гормональные контрацептивы, нарушающие рост слизистой оболочки эндометрия, в результате чего оплодотворенная яйцеклетка не может закрепиться в матке, тоже вид убийства.

Согласно статистике, приведенной отцом Феодором Лукьяновым, чаще на аборт дают согласие женщины в возрасте от 25 до 35 лет уже имеющие детей. Для них рождение третьего, четвертого ребенка, как они считают, непосильное бремя, да и зачем «нищету плодить»? И вот здесь, отмечает священник, очень важна просветительская работа. Пастырям необходима разъяснять, что семья – это как произведение искусства, и нельзя вмешиваться в замысел Художника. Дети принадлежат Богу, и наша задача, принять их от Него, воспитать в христианской вере, наставить на путь Истины.

Внимание на детей

На приходе многодетным семьям следует уделять особое внимание. Дети должны стоять на службе в первых рядах, петь на клиросе, помогать в алтаре, следить за подсвечниками, на территории храма во-возможности нужно организовать детские площадки, чтобы женщины, впервые пришедшие в храм, видели как относятся к детям в церкви. И, конечно, женщинам нужно помогать не только словом, но и делом. Один продуктовый набор способен изменить решение женщины сделать аборт, и здесь одним из основных факторов выступают конечно же не столько сами продукты, сколько внимание, которое ей было оказано и будет оказываться на приходе.

Русские женщины в 95 процентах случаев недорожавшие, говорит священник. Женщине нужно родить трех-пятерых, а она рожает одного. Поэтому у них и возникают проблемы, когда приходит время отдавать дочь замуж или женить сына. Нежелание расставаться с дочерью, ревность к невестке – эти и другие нестроения усложняют и ее жизнь, и жизнь молодых, решивших создать семью. Такие матери совершают ошибки за ошибками, лезут в жизнь взрослых детей, испепеляясь раздражением, гневом, напрасными обидами. И совсем другая история в многодетных семьях. Здесь не существует какого-то особенно повышенного внимания ко одному ребенку, в таких семьях все равны, и дети не растут эгоистами, и если создают семьи, то не отрываются от своих корней, не бегут от общения с родителями, братьями и сестрами.

Многодетные семьи – это не подвиг, многодетные семьи – это норма, заключает отец Феодор, который сам является многодетным отцом.

Сначала аборт, потом ЭКО

Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) – реалия сегодняшнего дня. В стране становится все больше бездетных семей по причине мужского или женского бесплодия. Основными первопричинами бесплодия называют инфекции, передающиеся половым путем, и медицинские аборты.

Доля бесплодных браков в России, по разным данным, превышает 15-20 процентов. Такой показатель, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), говорит об угрозе национальной безопасности страны. И на ВРТ эксперты возлагают большие надежды.

О бесплодии говорят, если после 12 месяцев регулярной половой жизни без контрацептивов, беременность не наступает. Лечение бесплодия длительное, нередко дорогостоящее. Часто требуется противовоспалительная терапия, хирургическое лечение. На всё про всё может уйти до двух-трех и более лет. Но даже столь скрупулезный подход не дает стопроцентной гарантии излечения от бесплодия.

И здесь на передовые позиции вышли вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ). Одной из наиболее популярных таких технологий стало экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). По мнению Всемирной организации здравоохранения, ЭКО является эффективным методом, позволяющим бесплодной паре иметь ребенка. Больше того, ЭКО начали называть средством борьбы с демографическим кризисом в стране.

Насколько эффективен метод? Согласно статистике, при условии четкого соблюдения технологии ЭКО, каждая третья женщина получает долгожданную беременность. Правда, количество попыток может быть разным. Иногда беременность наступает сразу, кто-то делает по 10-20 и более попыток. И это только чтобы достичь беременности. Но ведь нужно еще выносить ребенка! А до родов доходит лишь половина из забеременевших с помощью ЭКО, и это при условии обязательной медикаментозной поддержки.

Во время беседы отец Федор Лукьянов спросил, к кому из священников обращались с вопросами об ЭКО и оказалось, что большинству из них приходилось отвечать прихожанам на этот вопрос.

А ответ, по словам священника, может быть только один: в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются <…> все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов».

Получить и пересадить одну оплодотворенную яйцеклетку возможно, но какова вероятность, что она прикрепится к слизистой оболочке полости матки, начнет развиваться и в конечном счете все закончится рождением ребенка? Средняя выживаемость оплодотворенной яйцеклетки составляет семь процентов. Поэтому получают несколько оплодотворенных яйцеклеток, из которых выделяют наиболее жизнеспособные. Для повышения эффективности ЭКО в полость матки обычно внедряют сразу несколько оплодотворенных яйцеклеток. Поэтому проблема возникновения многоплодной беременности в этом случае весьма актуальна. Сможет ли женщина справиться с такой нагрузкой? Если нет, то как решается этот вопрос? Все просто: на определенных сроках беременности возможно проведение редукции (удаления) «лишних» эмбрионов. Другими словами - проводится аборт.

Оставшиеся клетки, не участвующие в пересадке, помещают в криокамеру – попросту замораживают, чтобы по истечении определенного времени либо воспользоваться ими вновь, либо уничтожить. Понятно, что в случае пересадки клеток пониженной жизнеспособности, к тому же прошедших через криокамеру, которая только усугубляет положение, их выживаемость будет еще ниже. Если они вообще переживут заморозку. Насколько допустим такой подход с точки зрения христианской нравственности?

Какие еще могут возникнуть проблемы? Отец Феодор Лукьянов ссылается на мнение Почетного председателя исполкома Союза педиатров России, члена президиума РАН Александра Александровича Баранова, который предупреждает, что ЭКО наносит ущерб здоровью женщины и ребенка. Основываясь на собственных наблюдениях, и данных коллег, Александр Александрович заявляет о высоком проценте «экошных» детей с врожденными пороками развития и заболеваниями иммунитета.

Что касается угрозы ЭКО женскому здоровью, то врачи предполагают, что после ЭКО может возрастать риск гормонозависимых онкологических заболеваний. Связано это с тем, что перед ЭКО женщинам назначается гормонотерапия. Любое гормональное воздействие, приводящее к повышению уровня гормонов в организме, может стимулировать пролиферативные процессы (процессы усиленного деления клеток). Поэтому считается, что чем старше женщины, тем осторожнее нужно относиться к применению гормональных препаратов во избежание повышенного риска развития онкологических заболеваний.

Конечно, в этой ситуации христиан не может не волновать проблема здоровья матери и ребенка, но главная причина критики ЭКО заключается все-таки в уничтожении эмбрионов (и замораживании эмбрионов, в результате которого снижается их жизнеспособность).

Письмо женщины

Священник Феодор Лукьянов представил аудитории письмо 35-летней православной женщины, решившейся на ЭКО. В письме она рассказывает, что сначала они с мужем хотели усыновить ребенка и даже прошли школу приемных родителей, но в результате засомневались в своих силах, поскольку посчитали, что приемные дети слишком сложные. К ЭКО они относились настороженно, поэтому, возможно, история на этом бы и закончилась. Но однажды в Instagram она увидела выступление священника, он говорил, что главное не убивать остальные эмбрионы и тогда ЭКО вполне допустимо, и даже высказался о том, что социальная концепция РПЦ, принятая в 2000 году, устарела. По словам женщины, она зацепилась за эту информацию, как за соломинку. Батюшка на приходе пытался ее отговорить. Она много молилась, чтобы Господь ее вразумил. Желание иметь ребенка любой ценой все-таки победило. Она решилась и вступила в протокол ЭКО. «Главное, не убивать эмбрионы», крутилось у нее в голове, а если погибнут, то это как при естественном отборе. Накануне забора яйцеклеток с ней составил разговор другой священник – жесткий разговор. Но она все равно поступила по-своему. У нее забрали 27 яйцеклеток, 20 оплодотворились. Но поскольку у нее обнаружили полип, то сразу подсаживать клетки не стали, отправили на заморозку, но до заморозки дожили девять. Девятая яйцеклетка была очень слабой, но жила. Однако врачи от нее отказались. Женщина просила, чтобы заморозили и её, но ей сказали, что «малыш» (именно так она и написала – «малыш») все равно не выдержит заморозки. Всё ею содеянное она до конца осознала только на очередной исповеди. Батюшка сказал, что у неё теперь кладбище из 12 детей. Скоро ей будут производить подсадку яйцеклеток (имплантировать собираются по две яйцеклетки), но как пишет женщина, теперь она не может найти себе место, и покоя ей не будет ни в этом веке, ни в будущем.

В качестве эпилога

И тем не менее интерес к ЭКО растет: слишком велико желание бесплодных супругов иметь детей. Интересуются методом и христиане. Православные супруги тщательно просчитывают каждый этап в этом процессе, пытаясь исключить любые риски, дабы не нарушить заповедь «не убий». Однако по мнению специалистов такой подход на сегодняшний день является малоэффективным (вероятность, что две пересаженные оплодотворенные яйцеклетки выживут, достаточно мала) и очень затратным для супругов. Затратным, потому что провести ЭКО по ОМС не всегда представляется возможным из-за достаточно большого списка противопоказаний.

Некоторые священники не исключают, что с дальнейшим развитием ВРТ детально отработанный путь экстракорпорального оплодотворения будет легче вписываться в рамки православного сознания. Практика ЭКО осуждается преимущественно потому, что она связана с замораживанием и уничтожением «избыточных» эмбрионов, говорят они. Ассистент кафедры гуманитарных наук Первого МГМУ имени Сеченова, священник Роман Тарабрин полагает, что с учетом последних достижений вопрос ЭКО вновь требует церковного обсуждения. Существует несколько вариантов ЭКО. Возможно ли определить критерии, в рамках которых терапия бесплодия может быть допустима для христиан, «если не происходит убийства эмбрионов и не нарушается связь супругов «в единой плоти» даже на уровне половых клеток»? Священников, говорящих о необходимости пересмотра устойчивого в Церкви мнения об ЭКО, стали обвинять в либерализме, начали говорить о том, что с возможным ободрением такого шага будет открыт ящик Пандоры.

В настоящее время разработан проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения». Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на интернет-порталах «Приходы» и Богослов.ru. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 29 марта 2021 года. 


Автор: Дмитрий Кокоулин

Поделиться публикацией:

Статьи

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Очерк истории Новосибирской епархии

Глава 1. Эпоха, в которую родилась епархия 

Милосердие - путь ко спасению души

100-летию Новосибирской епархии  

Наши культурные утраты и наши духовные надежды

Доклад митрополита Новосибирского и Бердского Никодима на IX Парламентских Рождественских встречах  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Протоиерей Александр Новопашин встретился с сотрудниками подразделений Управления на транспорте МВД по Сибирскому федеральному округу» перейти в фотогалерею
Система Orphus