В этом году возросло количество заявок: более 160 учащихся школ, гимназий и лицеев области из 66 образовательных учреждений приняли участие в очно-заочной форме чтений. В онлайн-режиме выступали со своими проектами 42 участника, проживающие в отдаленных районах области, остальные ребята защищали свои проекты на площадке Новосибирской классической гимназии. Примечательно, что несколько образовательных учреждений приняли непосредственное участие в чтениях, преодолев большое расстояние: среди них Кочневская школа Татарского района, школа № 47 Барабинского района, Верх-Красноярская СОШ Северного района, Кыштовская СОШ № 1. Работа девяти секций прошла в отдельных учебных кабинетах на третьем этаже: «Православная культура», «История», «Семья в летописи страны», «Человек и общество», «Литературное краеведение», «Экологическое краеведение». Самыми многочисленными оказались секции «Краеведение» и «Филология», они были разделены на две подсекции.
В этом году состоялся дебют новой секции «Цифровая этика и медиаобразование». Доклады выступающих в каждой секции оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли священник Валериан Давыдов, сотрудник общеепархиального духовно-просветительского центра, священник Антоний Коваленко, младший научный сотрудник отдела редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН, научные сотрудники НГПУ, СГУГиТ, ФГБОУ ВО «НГУЭУ», Музея истории Новосибирска, Новосибирской государственной областной научной библиотеки, Музея истории развития Ленинского района, Городского архива Новосибирска. Лучшим проектом на секции «Краеведение» была признана работа девятиклассника Виктора Лазукова из лицея № 28 Калининского района Новосибирска. Его выступление «Ради жизни на земле» было связано с тем, как музей лицея хранит память о героях-земляках на примере выпускницы довоенной школы № 28 Плотниковой А.П.
Актуально прозвучали слова девятиклассника: «Если внимательно проследить историю, то мы увидим, что сейчас вновь повторяется миссия России-миротворца и заступника за слабых. Солдаты, выполняющие свой воинский долг на специальной военной операции в Донбассе, повторяют подвиги героев Великой Отечественной войны, и в этом и проявляется сила русского характера, патриотизма и его преемственности». Большой интерес вызвало выступление Анжелики Кондратьевой, которая в своем исследовании доказала, что музей «У истоков города» Новосибирской классической гимназии № 17 стал территорией исторической памяти, а первой его площадкой стало восстановление белых пятен в судьбах семьи Н.М. Тихомирова, Г.М. Будагова, а заключительной главой – история установки памятного стенда на станции Тихомирово летом 2022 года.
Еще одним лауреатом на секции стала Дарья Марьяненко, ученица 8 класса Верхурюмской средней школы Здвинского района. Тема ее работы звучит интригующе: «Откуда есть пошла земля Урюмская?» Исследовав архивные карты Сибири и документы, автор проекта установила время появления своего села, убедила аудиторию, что важно развивать интерес к историческому наследию своей малой родины, чтобы как можно меньше становилось «Иванов, не помнящих родства». Победителями на секции «Православная культура» в номинации «Исследовательская работа» были признаны проекты восьмиклассницы Анны Павловой из НГПЛ имени А.С. Пушкина, Анны Педяевой и Софьи Щербицкой, девятиклассниц из школы № 56. Темы их работ связаны с историей храмов Ново-Николаевска–Новосибирска. Вера Завьялова, ученица 8 класса школы № 3 Барабинского района взяла за основу своей работы интересные факты, объединяющие трех русских святых: Московского князя Димитрия Иоановича, митрополита Алексия и преподобного Сергия Радонежского.
София Мамонтова (Вознесенская СОШ Венгеровского района Новосибирской области, 6 класс) заинтересовала жюри своим трепетным и чутким отношением к храмам своей малой родины. Семиклассник Вьюн Данил из лицея № 22 в своей работе многогранно раскрыл тему «Путь внешнего охранения веры в «Житии Александра Невского». Старшеклассники Максим Дерягин, Сергей Микенин и Павел Туркия из православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского в своих докладах затронули, как отметили члены жюри, актуальные и в наше время темы: 1. Кампания по изъятию церковных ценностей 1922 года. 2. Стояние за веру: исповеднический подвиг Патриарха Тихона. 3. Шуйский, Московский и Петроградский процессы 1922 года. Все три доклада получили высокую оценку жюри в отдельной категории. На секции «История» ученицы средней школы № 148 Дарья Подкосова и Полина Каракуло представили успешный опыт изучения вопроса заселения и освоения территории своего Купинского района в период переселения крестьян из европейской части России в Сибирь.
На секции «Экологическое краеведение» особенный интерес вызвали работа ученика 6 класса гимназии № 17 Евгения Кротова, представившего модель игры-стратегии «Муравейник», а также Маргариты Филиппович (лицей № 136, 10 класс), выступившей с разработкой мероприятий по внедрению экологического транспорта – электробусов в городе Новосибирске. На секции «Литературное краеведение» юные исследователи из Кожурлинской школы Убинского района, из Буготакской школы Тогучинского района в своих докладах рассуждали о поэтическом образе малой родины, об исторической и просветительской роли сибирских поэтов, о художественной ценности наследия земляков.
Настоящим открытием стало проект о литературном клубе «Седьмое небо» Татарского района. Понятия цифрового образования стали неотъемлемой частью жизни самих школьников. Нужно отметить, что работы, представленные в новой секции «Этика и цифровое пространство. Отражение событий в зеркале медиа», действительно отличались новизной и актуальностью. Ребята анализировали и оценивали уже существующие медиа-источники информации, например, Константин Меркулов, девятиклассник из школы № 3 города Татарска, рассказал об истории телевидения в своем районе. Алексей Сотников, ученик 10 класса Каргатской школы № 1, поделился удивительными фактами периода Великой Отечественной войны, размещенными на страницах районной газеты «За изобилие».
Масштабную работу проделала Анжелика Романовская, десятиклассница из гимназии № 17, создав продукт в виде актуального для нашего времени сайта, демонстрирующего вехи эволюции во взаимоотношениях России и Китая по версии публикаций информационного агентства «Синьхуа». Итоги подводились на каждой секции отдельно, в целом дипломами министерства образования НСО были отмечены 52 проекта: дипломами победителей – 21 человек, лауреатов – 31 участник, 16 человек награждены грамотами отдела образования и просвещения Новосибирской епархии. Участники в своих итоговых рефлексивных анкетах отметили высокий уровень организации чтений, работу кураторов, профессионализм и доброжелательность жюри. Чтения завершены, но совместная работа всех участников процесса продолжается.
Впереди новые, уже XIII Тихомировские чтения, впереди XXVII Новосибирские Рождественские образовательные чтения.
Людмила Демьяновна Яковлева,
координатор Чтений,
руководитель краеведческого музея
«У истоков города»
Новосибирской классической гимназии № 17,
Заслуженный учитель РФ
Поделиться публикацией: