Уникальная традиция с празднованием Пасхи сложилась в исправительных учреждениях Новосибирской области: заключенным разрешают ночную службу и крестный ход. Об этом и о том, почему тюрьма – место спасения, как заключенные социализируются после освобождения и насколько важно увидеть в них образ Христа, рассказывает руководитель тюремного отдела, помощник начальника ГУФСИН Новосибирской области протоиерей Олег Просенков.
– Тюрьма – это место спасения, – произнес протоиерей Олег Просенков в начале нашей беседы. Слова неожиданные для обычного человека, который никогда не попадал и не сталкивался с местами заключения. Отец Олег знает об этом, поэтому добавляет: «Многие не поймут. Люди, которые отбывают наказание, такие же, как и мы. Они ничем не хуже нас, а может, еще и лучше. И отношение к ним должно быть такое же».
Уклад жизни в тюрьме похож на монастырский
Традиция строить тюрьмы, заключать людей в неволю, появилась в середине XVI века. До этого преступников наказывали другими способами, включая материальный, но тюрем, в которых люди сидели годами, не существовало. Всё началось с появления пенитенциарных учреждений, как особых мест, где человек должен был принести покаяние в содеянных преступлениях.
– С тех пор тюремные учреждения очень изменились, но всё равно остались местами, где люди должны принести Богу покаяние и восстановить поврежденное грехом внутреннее состояние. Такая возможность там есть. Особенно в наше время, когда общество стало более демократичным, и в исправительные учреждения допустили священнослужителей. Там появились храмы, осужденные стали молиться и отмечать церковные праздники. Человек получил возможность покаяться, по-другому посмотреть на свою жизнь и не только исправить допущенные ошибки, но и подрасти духовно. С этой точки зрения я говорю, что это место спасения, – объяснил отец Олег.
Батюшка с 2009 года окормляет исправительную колонию № 18, в которой заключенные своими силами возвели храм в честь иконы Божией Матери «Владимирская», и говорит, что на службах в тюрьме не так суетно, как в городских храмах. Заключенные стоят неподвижно, внимательно слушают, молятся и никуда не торопятся. В некотором смысле, уклад жизни в тюрьме похож на монастырский. У заключенных свой строгий распорядок дня, как и у монахов, которые живут по уставу. И хоть монастыри не ограждены колючей проволокой, без благословения монахи выйти за ворота не могут. Заключенные, отделенные от всего мира решетками, пусть и вынужденно, становятся похожими на иноков. Но только те из них, кто имеет веру и старается выстраивать свою жизнь по Евангельским заповедям.
Перед освобождением заключенные задаются вопросом: «Как я буду жить на воле?». Эта мысль побуждает их, выйдя на свободу, искать духовного наставления в храме во имя Михаила Архангела, где базируется отдел тюремного служения. Здесь они продолжают получать окормление, исповедуются, причащаются, сюда же приводят своих близких. Связь у освободившихся со священниками настолько крепка, что администрация исправительных учреждений разрешает организовывать особые дни, когда освободившиеся вновь заходят на территорию колонии, молятся в храме вместе с теми, кто еще отбывает наказание. Заключенные видят ребят, которые сидели вместе с ними и на свободе связь с храмом не потеряли. Опыт их жизни помогает отбывающим наказание поверить, что у них тоже всё получится.
Пасхальные дни проникнуты духовной свободой
В нашей области уникальная традиция с празднованием Пасхи в колониях. В двух учреждениях руководство главного управления ГУФСИН разрешает ночью совершать Пасхальные службы и проходить крестным ходом по территории.
– Конечно, не все заключенные участвуют, только желающие по заранее составленным спискам, обычно это человек 20-30, – поясняет отец Олег. – Остальные смотрят в окна и в ответ на возглас: «Христос воскресе!» восклицают: «Воистину воскресе!»
Территория исправительного учреждения разделена решетками на сектора. Каждый запирается. Крестный ход проходит по кругу мимо храма и жилых зданий, чтобы перейти из одного участка на другой, нужен сопровождающий. Рядом с крестным ходом двигаются сотрудники учреждения, отпирают решетки, пропускают верующих в следующий сектор и снова запирают решетчатые двери. Так же заключенные передвигаются по территории в дни обычных церковных служб. Стоят каждый в своем локальном секторе и ждут сотрудника, который собирает желающих и ведет в храм.
К Пасхе в колонии готовятся заранее: с разрешения администрации заключенные пекут куличи, красят яйца, проводятся праздничные конкурсы. Например, в прошлом году был конкурс на лучшее пасхальное яйцо. Яйца вытачивали из дерева и раскрашивали, в женской колонии вышивали пасхальные яйца бисером. В этом году ожидается два конкурса: колонии представят на конкурс пасхальные куличи, а на Светлой седмице свое мастерство покажут звонари. Колокольный звон зазвучит во всех колониях Новосибирской области. Звоны запишут на видео и отправят в Москву для участия во Всероссийском конкурсе среди осужденных, где выберут лучших.
Утром после пасхального служения в столовой всех ждут красиво украшенные столы: маленькие куличи, сложенные пирамидой крашеные яйца. Священник читает молитву, христосуется с заключенными. Немного отдохнув, обходит закрытые помещения: штрафные изоляторы и помещения камерного типа. Сотрудник колонии открывает маленькое окошко в двери, отец Олег приветствует: «Христос воскресе!» И спрашивает: «Православные есть? Поздравляем вас!» Православные оказываются в каждой камере, через окошко им подают по куличу и крашеному яйцу, батюшка кропит людей святой водой.
– В тюрьме священник востребован, к Пасхе все готовятся и рады, – рассказывает отец Олег. – Перед Пасхой на праздник Благовещения заключенные просят: «Батюшка, давайте, голубей выпустим». Голуби улетают на свободу. Для осужденных это имеет особое значение.
На Пасху в храм в честь иконы Божией матери «Владимирская» приходят даже те заключенные, которые обычно на службы не заходят.
– У них душа возрождается, воскресает на Пасху, для них эти дни проникнуты духовной свободой, – продолжает отец Олег. – Для колонии это как глоток свежего воздуха. Они за колючей проволокой находятся, а тут заборы как будто рушатся. В храм может сотрудник зайти помолиться. Заключенный стоит, а рядом сотрудник молится. Перед Богом они равны. Вот что такое Пасха. На Пасху я хожу по изоляторам со всеми христосуюсь, и разницы нет, штрафник человек и сидит в специальной камере, или находится в отряде, пришел в церковь или не пришел – мы сами к нему идем.
Благодатное послушание
Отца Олега к служению в местах заключения Господь подводил постепенно. Долгие годы тюремным отделом руководил старейший клирик Новосибирской епархии игумен Владимир (Соколов). Он стоял у истоков, заложил фундамент для тюремного служения. Когда пришло время, в 2019 году, передал отдел протоиерею Олегу Просенкову. Он тогда работал еще и с курсантами военного института Росгвардии, расположенного через дорогу от колонии.
– Батюшка Владимир мне говорит: «Раз ты в институте служишь, то и в колонию сходишь, тебе только дорогу перейти». Раз батюшка сказал, надо идти. Вот и пошел. Благодарю Бога, что так случилось. Благодатное, спасительное послушание.
Отец Владимир до сих пор в строю – он духовник тюремного отдела. Беседует с осужденными, проводит исповедь, участвует в богослужениях.
– В тюремном служении заключены все направления духовной деятельности Церкви: катехизация, миссионерство, работа с несовершеннолетними, совместная с инославными межрелигиозная деятельность, профилактика деструктивных культов и многое другое, – говорит отец Олег. – В исправительных учреждениях, например, мы вместе с представителем Духовного управления мусульман регулярно делаем обходы, призываем осужденных к миру, взаимопониманию и взаимопомощи. Там ребята живут все вместе и им просто необходимы взаимное уважение и духовная поддержка священнослужителей.
Темы любви, семьи, материнства тоже есть в тюремном служении. В апреле отец Олег планирует крестить новорожденного ребенка в следственном изоляторе. Женщина совершила преступление, ее задержали, в изоляторе родила ребенка.
– Бывает и такое. Ребенок не виноват. Благодать Духа Святого коснется его, и ангел-хранитель будет ограждать от зла. Дай Бог ему здоровья и помощи Божьей.
Не остаются без внимания и подростки Новосибирской воспитательной колонии. На территории учреждения действует православный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в котором несовершеннолетние имеют возможность помолиться, исповедаться в грехах, причаститься Святых Христовых Таин, посоветоваться со священником. Ежегодно в День знаний, когда священники обычно едут в образовательные учреждения, отец Олег – в среднюю школу воспитательной колонии, чтобы благословить учащихся и преподавателей, поддержать и разделить вместе с ними радость праздника.
Протоиерей Олег Просенков помощник начальника ГУФСИН с 2017 года:
– Работы в тюремном служении много. Пока стараюсь совмещать работу в уголовно-исполнительном ведомстве со служением в храме во имя Михаила Архангела. Семья у меня большая, она тоже требует внимания.
У отца Олега с матушкой Ириной семеро детей – четыре девочки и три мальчика. Младшему сыну 7 лет, старшей дочери в этом году будет 30. Двое внуков. Ожидают рождения еще одного у третьей дочери.
Талант иконописца открылся в колонии
Освобождающимся из мест лишения свободы трудно заново устроить свою жизнь на воле. У кого-то проблема с жильем, у кого-то с родственниками, у кого-то с оформлением документов, кто-то не может найти работу, кто-то болен. Сейчас многое делается для ресоциализации бывших заключенных. Существуют реабилитационные центры помощи людям, отбывшим наказание и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Людям, действительно, непросто освоиться в обществе, которое ушло на десяток или несколько десятков лет вперед.
В тюрьме жизнь не останавливается. Заключенные пробуют разные занятия. У одного из них дар рисовать открылся именно в колонии. Сначала рисовал красивые открытки. Когда в зоне появился приход, стал ходить в храм, заинтересовался иконами. Попросил благословение написать икону. Первая работа выглядела непрофессионально, но начало было положено. Отец Олег, увидев, что интерес к иконе у него не пропадает, пригласил в колонию преподавателя по иконописи:
– Преподаватель несколько раз приходила, рассказывала об иконах, давала советы. И он стал потихоньку совершенствоваться, у него стало хорошо получаться. На Всероссийском конкурсе среди заключенных занял первое место. Община учреждения была награждена Святой Чашей для причастия с дарственной надписью, которая теперь хранится в алтаре храма исправительного учреждения и регулярно используется для причащения осужденных. Это важный воспитательный момент.
Отец Олег посоветовал талантливому заключенному учиться иконописи, преподаватель помогла подготовиться, и пока он отбывал наказание, сумел поступить и дистанционно окончить 3 курса иконописной школы имени преподобного Алипия Печерского в городе Дубна. Освободившись, уехал в Подмосковье и завершил обучение. Его посвятили в иконописцы по особому чину. Отучившись, вернулся в Новосибирск, расписал алтарь и стены в храме во имя Михаила Архангела, написал две храмовых иконы: Николая Угодника и Михаила Архангела. Женился. Жена тоже иконописец.
– Вот пример ресоциализации. Человек отбывая наказание, пришел к вере, получил образование, нашел любимое дело, им живет и зарабатывает. Семью обрел. По воле Божьей в жизни все встало на свои места.
Наше дело не судить, наше дело – помочь
Тюремное служение – очень важное направление в деятельности Церкви. Обращаясь к священнослужителям, несущим тюремное послушание в следственных изоляторах города Москвы, Святейший Патриарх Кирилл отмечает:
«В отличие от обычного взгляда на человека, преступившего закон, у нас в Церкви, а значит и у священнослужителей, должен быть совершенно другой взгляд. Для нас преступником является каждый, кто совершает грех, кто преступает Божий закон. Если человек преступил человеческий закон, его сажают в тюрьму, а Божий закон преступил – ходит по земле, иногда и высокие должности занимает, других учит. Поэтому взгляд на преступление, на тех, кто преступил человеческие законы с точки зрения Церкви иной, чем у светских людей. И поэтому для вас в первую очередь все те, с кем вы имеете дело, все, кого пастырски окормляете, – это чада Божии, это наши братья и сестры. Не наше дело судить этих людей, наше дело – помочь им, попавшим в тяжелейшую жизненную ситуацию, исправиться, по возможности выйти из мест заключения, начать новую жизнь, не потерять надежды» (из речи Патриарха в Бутырской тюрьме).
Всего в Новосибирской области 15 исправительных учреждений, за каждым закреплены священники.
– Почему Церковь благословляет священников работать в тюрьме? – задает вопрос отец Олег. – Это не место скорби, это школа жизни. Может и погибнуть, конечно, человек, но может и обрести себя. Не все это понимают. Думают, если бывший заключенный, значит, на человеке какое-то клеймо. А может быть, совсем наоборот. Святейший Патриарх хорошо об этом сказал. Недавно он посещал колонию в Норильске, беседовал с заключенными и сотрудниками. Рассказывал про своего дедушку, который отбыл наказание за веру в тюрьмах и лагерях 30 с лишним лет. Это должно было его сломать. Но когда дедушка вернулся, Патриарх увидел человека полного сил, тюрьма его нисколько не надломила, наоборот, укрепила духовно. Это позволило ему впоследствии стать священнослужителем. Его пример очень вдохновил Святейшего Патриарха. Почему говорят: от тюрьмы и от сумы не зарекайся? Это тоже своего рода крест и нужно принять его. Поэтому, если уж так определено, неси его до конца. Некоторые заключенные домой рвутся, а духовник не благословляет, говорит: «Не торопись, досиди». Есть те, кто выходит по УДО досрочно и признает: «Я не досидел, батюшка же говорил».
То, что в тюрьмах служат священнослужители, что Церковь пришла в места, где люди несут наказание за преступления, как епитимью за свои грехи – благословлено Богом. Это одно из важных направлений деятельности Церкви, неслучайно был утвержден Синодальный отдел Русской Православной Церкви во главе с епископом Раменским Иринархом.
– Важно видеть в заключенном образ Божий, – говорит отец Олег. – Мы приходим к нему и встречаем Христа. В Евангелии от Матфея говорится: «…в темнице был, и вы пришли ко Мне». Да как же это не место спасения, если там Христос? Там Господь, мы к Нему и идем.