Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Проповеди, послания и воззвания Святейшего Патриарха Тихона как исторический источник

Проповеди, послания и воззвания Святейшего Патриарха Тихона как исторический источник

25 марта 2025 года (7 апреля по новому стилю), в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, исполняется 100 лет со дня блаженной исповеднической кончины великого святителя Церкви Христовой Православной — Святейшего Патриарха Тихона (1865–1925).

 

«Образ святителя Патриарха Тихона все ярче сияет на небосклоне истории Русской Церкви XX века. Время проясняет масштаб его многотрудного подвига в годы невероятного разгула зла, обрушившегося на Россию».

Н.А. Кривошеева. Из предисловия к сборнику «В годину гнева Божия…» (2009 г.)

 

Избрание на престол Патриархов Московских и всея Руси святителя Тихона состоялось 5 ноября 1917 года, когда в России еще не было так называемого нового стиля (он был введен в нашей стране лишь на рубеже января-февраля 1918 года). Теперь воспоминание этого славного события — избрания на Патриаршество святителя Тихона — приходится на 18 ноября (по н.ст.). И сейчас в нашем Православном церковном календаре этот день означен как день соборной памяти Отцев Поместного Собора Церкви Русския 1917–1918 годов.

В состав Поместного Собора входили 564 участника, в том числе 265 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян. Более сорока из них вошли в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Соборная память новомучеников и исповедников Церкви Русской, участвовавших в Поместном Соборе 1917–1918 годов, была установлена Священным Синодом Русской Православной Церкви 4 мая 2017 года.

Установление нового церковного празднования не случайно совпало со столетием революционных событий 1917 года. В 2017 году сохранившиеся сторонники большевизма возвысили голос в защиту своей хвалебной оценки тех событий, считая, что именно в 1917 году их идейные предшественники успешно стали строить «свой новый мир», для чего по их планам непременно требовалось «до основания разрушить» проклинаемый ими старый мир. Но на кровавой революции построить «счастье на века» большевикам, разделившим народ на классы, не удалось.

Теоретическим обоснованием целенаправленного разделения народа являлось большевистское учение о классовой борьбе как движущей силе революции и всякого прогресса. Тот, кто не желал идти за большевиками в безбожный коммунизм, объявлялся контрреволюционером и врагом народа. Разделение это резко обозначилось во времена «красного террора» 1917–1918 годов и закрепилось в последующие годы братоубийственной Гражданской войны. В то время широко применялся термин «бывший». «Бывшие» — это те, кому не было места в обещанном большевиками «светлом будущем». Страшная рана разделения нашего народа — разделения, изначально заложенного большевиками в основание всех своих мировых революционных планов, — до сих пор, к сожалению, не залечена.

Столетие со дня исповеднической кончины святителя Тихона позволяет вновь обратиться к самому болезненному для православного гражданина России вопросу: «Как же могло случиться то, что произошло в ту прискорбную эпоху губительного разделения нашего народа, которую Патриарх Тихон называл смутой?!» — смутой более страшной и губительной, нежели Смута начала XVII века.

О революции 1917 года и последующих до 1925 года (года кончины Святейшего Патриарха Тихона) семи годах написано бесчисленное множество книг, диссертаций и статей на разных языках народов мира. Для описания и исторической оценки смуты того времени, кажется, были привлечены все сохранившиеся исторические источники, в том числе архивные с грифом «совершенно секретно». Сохранилось также великое множество воспоминаний современников постреволюционных событий. Но при всем изобилии исторических источников и литературы вопрос о причинах и последствиях революционной смуты по-прежнему остается актуальным.

Яркий и убедительный ответ на этот мучительный для нас, православных граждан России, а также для наших соотечественников, живущих за рубежом, вопрос дан в книге митрополита Симферопольского и Крымского Тихона «Гибель империи: Российский урок» (2023). В этом исследовании сняты многие предубеждения и предрассудки, касающиеся отечественной истории первой четверти ХХ века. Ведь в советской историографии за столетие накопилось много лжи и клеветы — как на Русскую Православную Церковь и ее многовековую историю, так и на историю России в целом.

Отмечая в 2025 году столетие со дня исповеднической кончины Патриарха Тихона, уместно вспомнить и о таких уникальных исторических источниках, как проповеди, послания, воззвания и обращения Святейшего Патриарха Тихона. В советское время они были доступны по преимуществу ученым, изучавшим жизненный путь Патриарха и современную ему эпоху. В настоящее время открыт путь к полноценному изучению его проповеднического наследия, а также его воззваний и обращений по жгучим вопросам церковной и церковно-общественной жизни России, возникавшим с конца 1917 года до его блаженной кончины 7 апреля 1925 года.

Пламенные проповеди, бесстрашные воззвания и обращения святителя Тихона, Патриарха Московского, яснее всего свидетельствуют о том, чем явились для Православной России богоборческая революция, братоубийственная Гражданская война, гонения на верных Православию и России священнослужителей и мирян, разрушение святынь, уничтожение сокровищ русской культуры, а также начинавшееся строительство новой «вавилонской башни» по проекту бродившего по Европе с середины 19-го столетия «призрака коммунизма».

В 2009 году Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ) выпущен в свет сборник посланий, слов и речей Святейшего Патриарха Тихона под названием «В годину гнева Божия…».

В этой книге особое внимание привлекает послание Патриарха Тихона от 19 января 1918 года. Это послание — драгоценный источник по церковной и гражданской истории России. Это важнейший документ, свидетельствующий о подлинном отношении советской власти к православной вере и Русской Православной Церкви. Это бесстрашная апология, обращенная к жестоким гонителям на веру и Церковь:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной.

Властью, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «Измите злаго от вас самех» (1 Кор. 5, 13)».

 

19 января 1918 г.

Смиренный Тихон,
Божией милостью Патриарх Московский и всея России,
возлюбленным о Господе архипастырям,
пастырям и всем верным чадам
Православной Церкви Российской.

«Да избавит нас [Господь] от настоящаго
века лукаваго» (Гал. 1, 4)

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въяве, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостию, без всякого суда и с попранием всякого права и законности — совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей Отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.).

Все сие преисполняет сердце Наше глубокою болезненной скорбью и вынуждает Нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету святого апостола: «Согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут» (1 Тим. 5, 20).

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной.

Властью, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «Измите злаго от вас самех» (1 Кор. 5, 13).

Гонение жесточайшее воздвигнуто и на Святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля московского), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви Православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это — народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законной волей самого народа. И, наконец, власть, обещавшая водворить порядок на Руси, право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности — над Святой Церковью Православной.

Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери нашей.

Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силой смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.

А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч» (Рим. 8, 35).

А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в нашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброй волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и Мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18).

Тихон, Патриарх Московский и всея России

 

Составитель предисловия к сборнику «В годину гнева Божия…» Н.А. Кривошеева, характеризуя это послание, пишет следующее: «Время начала советской власти было временем самосуда озверевшей в революционном угаре толпы над лицами, занимавшими видное положение в обществе, и над известными деятелями, не принадлежавшими к социалистическим партиям. При попустительстве и молчаливом одобрении правительства распропагандированные солдаты, матросы и рабочие в публичных местах набрасывались на генералов и офицеров, на епископов и священников и подвергали их зверскому избиению. Первая половина послания имеет в виду именно эти самосуды толпы и обращается к безответственным убийцам, подвергая их отлучению от Церкви и анафеме. В действительности, Патриарх анафематствует не власть, а уличных убийц, «творящих беззакония». Что касается власти, Патриарх выступает с безусловным осуждением чинимых ею от имени народа насилий и ее религиозной политики, призывая верующих к борьбе с нею, но не силою оружия, а легальным путем заявления воли народной. Большевики, о которых Патриарх ни словом не упомянул в своем послании, приняли, и не могли не принять, его на свой счет (послание позднее стало широко известно как «анафематствование советской власти»). Конечно, анафемы они не устрашились, но в опасении народного гнева поспешили повсюду наклеить листовки:

«В связи с декретом Народных комиссаров об отделении церкви от государства высшим церковным органом в лице патриарха Тихона выпущены воззвания контрреволюционного направления, превратно толкующие этот декрет. На почве такой пропаганды могут возникнуть народные волнения, ответственность за которые всецело падает на духовенство, если оно не разъяснит народу истинного значения этого декрета. Все церковнослужители, замеченные в распространении таких контрреволюционных воззваний, а также пропаганды в этом направлении, будут караться со всею строгостью революционного времени вплоть до расстрела».

Послание по поводу позорного «Брестского мира» (5/18 марта 1918 г.) Святейший Патриарх Тихон начинает грозными словами великого пророка Божия Иеремии: «Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их? [Они говорят]: «мир, мир!», а мира нет» (Иер. 8. 9, 11).

В этом же послании Святейший Патриарх Тихон с пророческой ревностью обличает впадший в революционную смуту несчастный русский народ и также пророчески призывает свой народ к покаянию:

«К тебе же, обольщенный, несчастный русский народ, сердце мое горит жалостию до смерти. «Оскудеша очи мои в слезах, смутися сердце мое» (Плач. 2, 11) при виде твоих тяжких страданий, в предчувствии еще бо́льших скорбей. Не радоваться и торжествовать по поводу мира призываем Мы вас, православные люди, а горько каяться и молиться пред Господом. Братие, настало время покаяния; наступили святые дни Великого поста, очиститесь от грехов своих, опомнитесь, перестаньте смотреть друг на друга как на врагов и разделять родную страну на враждующие страны. Все мы братья, и у всех нас одна мать родная русская земля, и все мы чада одного Отца Небесного, Которого молим: «Отче наш, остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6. 9, 12)».

Слова вразумления Святейшего Патриарха были сказаны в то время, когда в России начиналась эпоха величайших в истории гонений на православную веру — эпоха новомучеников и исповедников Церкви Русской. Православные люди России, «пытавшиеся противостоять воинствующему безбожию, становились безвинными жертвами, повторившими крестный путь своего Спасителя» (Н.А. Кривошеева).

Крестный путь стояния за православную веру и Церковь Христову Православную Патриарха Тихона начался с самого избрания его на Патриаршество и интронизации, которая совершилась в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вот краткая хронология событий, произошедших в те особые для Церкви и России дни. (Все даты приводятся по церковному календарю, теперь называемому старым стилем.)

 

15 августа 1917 года, праздник Успения Пресвятой Богородицы — открытие Всероссийского Поместного Собора, на котором совершилось избрание Патриарха Московского.

Октябрь 1917 года — в Москве проходят заседания Поместного Собора.

В ночь на 25 октября 1917 года в Петрограде произошел военный государственный переворот, в ходе которого было свергнуто Временное правительство и объявлено о создании временного правительства рабочих и солдатских депутатов (в советской историографии этот переворот называется «Великой октябрьской социалистической революцией»).

28 октября 1917 года, во время революционной смуты в Москве — юнкера, противоставшие революционерам, защищают Московский Кремль.

29 октября 1917 года — обстрел большевиками Московского Кремля.

2 ноября 1917 года — новый, усиленный артиллерийский обстрел Кремля большевиками. Событие описано очевидцем — епископом Камчатским и Петропавловским Нестором (Анисимовым) в книге «Разстрел Московскаго Кремля» (1917). Члены Поместного Собора, как и епископ Нестор выходившие на улицы Москвы для примирения враждующих, для помощи раненым, докладывали Собору о страшных событиях, происходивших в городе.

3 ноября 1917 года московские революционеры заявили, что «вся власть в Москве — в руках военно-революционного комитета».

Проходивший в те дни в Московском епархиальном доме Поместный Собор обратился к противоборствующим сторонам: «Во имя Божие Всероссийский Священный Собор призывает дорогих наших братьев и детей ныне воздержаться от дальнейшей ужасной кровопролитной брани». Собор просил победителей «не допускать никаких актов мести, жестокой расправы и во всех случаях щадить жизнь побежденных». Собор также призывал не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу «во имя спасения дорогих всей России святынь, разрушения и поругания которых русский народ никому и никогда не простит». Отцы Собора, скорбя о пагубном разделении народа революцией, считали, что «для тех, кто видит единственное основание своей власти в насилии одного сословия над всем народом, не существует Родины».

5 ноября 1917 года на Поместном Соборе состоялось избрание митрополита Московского и Коломенского Тихона (Белавина) на престол Московских Патриархов.

11 ноября 1917 года Собор выпустил обращение «Ко всем чадам Церкви», в котором произошедшие события описывал как начавшуюся «великую междоусобицу», в ходе которой в течение ряда дней «русские пушки обстреливали величайшую святыню России — Московский Кремль». Собор призвал победителей-большевиков «не осквернять себя пролитием братской крови, умерщвлением беззащитных, мучительством страждущих».

21 ноября 1917 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля состоялась интронизация Патриарха Тихона.

 

Эта краткая хронология событий октября-ноября 1917 года приведена для того, чтобы показать, что избрание Святейшего Патриарха Тихона и посаждение его на престол Московских Патриархов проходило во дни страшной революционной смуты и междоусобной брани в России. Именно тогда Промыслом Божиим у кормила Русской Православной Церкви был поставлен Великий Святитель, положивший душу за всероссийскую паству свою и спасший Церковь Русскую от безбожных соблазнов в самый трудный ее исторический период. Слова и обращения, сказанные святителем Тихоном в те страшные дни, остаются свидетельством о том, как начинался крестный путь его патриаршего служения.

В послании по вступлении на Патриарший престол Православной Российской Церкви от 18 декабря 1917 года Святейший Патриарх писал: «В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные вступили мы на древлее место патриаршее. Испытание изнурительной войной и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобной брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и сама вера, неистовствует беспощадный дух мира сего. Но среди свирепеющей бури слышится верному сердцу слово Господа: «Что тако страшливи есте? Како не имате веры?» (Мк. 4, 40), и чаем спасения от Божественного прещения ветру и морю бушующему: «молчи, престани» (Мк. 4, 39). От небрежения чад своих, от хладности сердец страждет наша Святая Церковь, а с нею страждет и наша Российская держава. Но имеем с нами святых печальников и молитвенников за Русскую землю. И в народе православном не все преклонили колена пред Ваалом; они неотступно взывают ко Господу о спасении. Ныне потребно сие дерзновение веры, бестрепетное ее исповедание во всяком слове и делании. Да возгорится пламя светоча вдохновения в Церкви Российской, да соберутся силы, расточенные во безвремении. Пусть верные чада в союзе любви соединяются с архипастырями и пастырями своими и вкупе являют служение в духе и силе. Молим Господа сил о ниспослании нам сей ревности к делу Божию, Нам же благодати, укрепляющей к неукоризненному служению первосвятительскому, к любви отеческой к чадам церковным».

Еще задолго до восстановления Патриаршества на Руси будущий Патриарх предвидел много мрачного и тяжелого в судьбах мира, в судьбах Русской Церкви и России на последующие годы. Об этом свидетельствуют его проповеди, начиная со времени служения в Америке (1898–1907). Но тогда же он укреплял христианскую надежду на помощь Божию во время грядущих страшных испытаний: «История разных народов красноречиво свидетельствует о том, что только тот народ является великим, сильным и славным, в котором живет твердая вера в Бога и крепкая надежда на Него. Верою побеждает он царства, укрепляется от немощи, силен на войне; если он и грешит пред Господом, то пред Ним же и кается, и в своих бедах обращается за помощью не к богам чужим, а только к Единому Истинному Богу, от Него же и получает помощь и спасение» (из слова в городе Джексон (штат Калифорния), 3 октября 1899 года).

Разжигая революционную смуту, большевики обещали народу свободу. Святейший Патриарх Тихон безбоязненно обличал этот обман:

«Вы обещали свободу. Великое благо — свобода, если она правильно понимается как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы и не дали — во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств и грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, переехать из города в город? Это ли свобода, когда семьи, а иногда населения целых домов выселяются и имущество выкидывается на улицу и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и на разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники; голос общественного и государственного обсуждения и обличения заглушен; печать, кроме узкобольшевистской, задушена совершенно. Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства» (из «Обращения к Совету народных комиссаров в связи с годовщиной Октябрьской революции», 7 ноября 1918 года).

Все проповеди, послания, воззвания и обращения Святейшего Патриарха Тихона 1917–1925 годов являются уникальными первоисточниками для изучения и понимания событий неделимой церковно-гражданской истории России той страшной эпохи, определившей течение дальнейших десятилетий вплоть до возрождения Православия в России после славного празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. Уже в следующем 1989 году Святейший Патриарх Тихон был прославлен в лике святых.

Столетие со дня блаженной кончины Патриарха Тихона является важной вехой для обновления историографии Русской Православной Церкви и России в целом. Святая жизнь, исповеднический подвиг и творения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, помогут нам лучше познать свою родную историю.

* * *

XXXIII Международные Рождественские Образовательные Чтения были посвящены очень важной и актуальной теме: «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе на пленарном заседании этих чтений (28 января 2025 года) не только коснулся прошедших восьмидесяти лет, но и ясно обозначил значение революции 1917 года, когда начинался крестный путь патриаршего служения святителя Тихона.

Пленарное заседание Рождественских чтений по сложившейся традиции проходило в Государственном Кремлевском дворце, где ранее — с 1962 года по 1990 год — проводились съезды КПСС. Поэтому в начале своего доклада Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно всех вас приветствую. И всякий раз, когда мы все вместе собираемся в этом огромном зале, я, как человек, заставший очень трудные времена для жизни нашей Церкви в Советском Союзе, не могу оторваться от воспоминаний. Потому что этот зал был связан с партийными съездами, на которых, в том числе, провозглашались всякие, простите, бредовые идеи о том, что произойдут радикальные перемены в жизни страны и мы достигнем какого-то особого уровня развития, который не предполагает присутствия религии в жизни народа. Именно здесь, с этих трибун, провозглашались подобного рода идеи, которые, будучи озвучены самыми высокими представителями власти, воспринимались народом и нижестоящими руководителями как прямое указание к действиям. Но вот могли бы представить представители власти и те, кто наполнял тогда этот зал, что наступят времена, когда именно здесь, в зале, где проходили партийные съезды, где, в том числе, строились планы по полной ликвидации Церкви, религии, веры в стране, будут проходить такие собрания, как Рождественские чтения? И как не вспомнить слова «Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 76, 14)? Наверное, в то время никто даже представить не мог этой картины, которую мы сегодня воспринимаем как торжественную, очень важную, но, в общем-то, практически обыденную. Здесь мы собираемся каждый год для того, чтобы обменяться мыслями, подумать о нашей работе, в первую очередь в области образования, воспитания, и, конечно, всем вместе помолиться. Помолиться о нашей стране, о наших властях православных, о народе нашем, о мире, дабы никакие силы не мешали поступательному развитию нашей страны и нашего народа».

Затем в основной части доклада Святейший Патриарх прямо сказал об историческом значении революции 1917 года: «Революция 1917 года и приход к власти атеистических сил ознаменовали строительство не только нового, исключительно материалистического государства, но и создание «нового типа человека». Кровавые репрессии в отношении Церкви и верующих были призваны искоренить всякие «религиозные предрассудки», окончательно разорвать связь времен. Но когда пришла беда и началась Великая Отечественная война, руководство страны обращается именно к христианским ценностям, к православному духовному наследию. <>

Христианские качества самопожертвования и мужества, готовности людей отдавать самое дорогое — свою жизнь — ради ближних и высоких идеалов защиты Родины проявились в полной мере в годы Великой Отечественной войны. Неслучайно война была объявлена священной, что обращало сознание людей к религиозной идее святости. И этот духовный ресурс, несомненно, был одним из факторов, вдохновлявших народ на борьбу до Победы».

Эти слова были сказаны совсем недавно — 29 января 2025 года. А 30 января, выступая с докладом на открытии XIII Рождественских Парламентских встреч в Государственной Думе Российской Федерации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вновь сказал о том, на чем зиждется единство нашего народа:

«Одержанная 80 лет назад Победа стала результатом огромного самоотверженного служения нашего народа, единства русских людей. В условиях современных вызовов эти качества также приобретают особую значимость и являются залогом духовной и нравственной силы российского общества. Единство народа — не просто политическое или социальное явление: это духовная реальность, которая зиждется на общих ценностях, на осознании общего целеполагания и общей ответственности за судьбу страны. В нынешних непростых обстоятельствах глобализации, информационных войн, навязывания чуждых нам идеологий и беспрецедентного внешнего давления мы призваны прилагать максимум усилий для защиты наших традиций, нашей культуры и нашей веры».

Будем благодарить Бога за Победу 1945 года и свято хранить духовные заветы Святейшего Патриарха Тихона.

Протоиерей Борис Пивоваров


Поделиться публикацией:

Статьи

Проповеди, послания и воззвания Святейшего Патриарха Тихона как исторический источник

25 марта 2025 года (7 апреля по новому стилю), в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, исполняется 100 лет со дня блаженной исповеднической кончины великого святителя Церкви Христо... 

Священник Иаков Конкин: «Мы призваны свидетельствовать о вере»

Благочинному III Градского благочиния, руководителю епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятелю храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кировском райо... 

Церковь – наша учительница

Юбилею настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Новосибирска протоирея Александра Матрука 

Главное в сердце своем хранить веру!

К 20-летию православного центра глухих.  

Пою Богу моему

30 сентября протодиакону Вознесенского кафедрального собора, руководителю канцелярии Новосибирского Епархиального Управления Александру Егорову исполнилось 50 лет.  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил Литургию в праздник Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus