Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Пасха Крестная Патриарха Тихона

Пасха Крестная Патриарха Тихона

Блаженная исповедническая кончина Святейшего Патриарха Тихона последовала 100 лет тому назад — в светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — 7 апреля 1925 года. Погребение почившего Патриарха совершалось в великий праздник Входа Господня в Иерусалим — 12 апреля. Пасха Христова в 1925 году прилучилась на 19 апреля, то есть на один день раньше, чем в нынешнем 2025 году.

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное Воскресенье — особый церковный праздник, который является предпразднством Пасхи Божией спасительной, Светлого Христова Воскресения. Об этом прямо свидетельствует молитва на освящение верб: «Господи Боже наш, седяй на Херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и Воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем».

Хотя между праздником Входа Господня в Иерусалим и Светоносным Воскресением еще шесть дней, каждый из которых в Церковном календаре именуется Великим, сердца молящихся Грядущему на вольную страсть Христу Спасителю уверяются радостной надеждой Воскресения: «Се бо прииде Крестом радость всему миру». Так и величайшая всенародная скорбь о кончине Святейшего Патриарха Тихона, кормчего Церкви Русской в лютую годину постреволюционных гонений, при погребении его растворялась особой атмосферой предпасхального празднования победы Христа над смертью. «Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

Враги Христовы хотели убить Иисуса Христа, а Господь воскрес и спас мир Крестом и Воскресением Своим. Враги Церкви Русской хотели уничтожить Святую Русь, а Господь сохранил достояние Свое, чему мы сами стали свидетелями. Богоборцы более семи лет люто боролись со Святейшим Патриархом Тихоном, который не давал им скомпрометировать православную веру и до конца разорить Церковь Русскую, а Господь прославил Патриарха-исповедника. Погребение Святителя, совершившееся в Вербное Воскресенье 1925 года, его участники с вербами в руках, «яко отроцы победы знамения носяще», воспринимали как его прославление!

Ко гробу Патриарха Тихона стеклось до семидесяти архиереев, велик был сонм пастырей и диаконов. Сотни тысяч почитателей почившего Патриарха молились в ограде и за оградой Донского монастыря. Чин отпевания длился пять часов. Звучали теплые слова проповедников. Пел хор под управлением великого композитора и дирижера Павла Григорьевича Чеснокова. Среди диаконского чина первенствовал протодиакон Максим Михайлов. История не знает более торжественных погребений патриархов, нежели погребение Святейшего Патриарха Тихона.

Общее грядущее воскресение удостоверяя, Спаситель мира Господь наш Иисус Христос накануне крестных страданий воздвиг из мертвых друга Своего Лазаря. Потому знаменательно было то, что, возвращаясь из Малого собора Донского монастыря, после погребения Святейшего Патриарх Тихона, архиереи и все священнослужители, принимавшие в нем участие, пели тропарь праздника Входа Господня в Иерусалим: «Общее Воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». Был восьмой час вечера Вербного Воскресенья…

Крест и Воскресение неразлучны в православном Богослужении и церковном самосознании: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!» Пасха Христова — это спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа, разрешившиеся Его преславным Воскресением. «Престаните от слез, яко Христос воскресе», — утешали Ангелы Божии плачущих жен-мироносиц. Поэтому блаженную кончину и торжественное погребение Святейшего Патриарха Тихона можно именовать Крестной Пасхой Патриарха Тихона.

Проповедь на причастном стихе Литургии, вслед за которой началось отпевание Святейшего Патриарха Тихона, священномученик профессор-протоиерей Илия Громогласов (1869–1937), принявший священный сан от Патриарха Тихона, начал словами апостола Павла: «Радуйтесь всегда о Господе и еще раз говорю: радуйтесь» (Флп. 4,4). А далее проповедник сказал: «Эти слова для многих могут показаться странными: здесь гроб, люди пришли оплакать своего Великого Господина и Отца Святейшего Патриарха Тихона, и время ли призывать к радости сугубой? Можно ли тут радоваться, когда великая скорбь теснит наши сердца? По-человечески это так законно, и было бы неестественно, было бы чудовищно, если бы ее не было. Да, но я, несмотря на это, я все-таки повторяю: «Радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю: радуйтесь». Если это говорит Апостол, если Святая Церковь предлагает нам в этот день такое наставление, то я не дерзну даже мыслить, вопреки призыву Церкви, изменить это наставление. Как же мы можем радоваться при гробе Святейшего Отца нашего и Патриарха?» И проповедник указал основания для этой радости: «Воскресение Христа, Который есть Начаток умерших», а также «постоянное пребывание Христа в Церкви: «Аз есмь с вами до скончания века».

«Мы лишились нашего Отца и Патриарха, — говорил далее отец Илия, — но Христос вечно пребывает в Своей Церкви и Сам спасет ее. Сам посылает делателей на жатву Свою. За судьбу Церкви нам бояться нечего. Личная печаль о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Тихоне умеряется нашей верой, что упокоит Господь верного служителя Своего в селениях праведных. За загробную участь Святейшего Отца нашего Патриарха Тихона мы не беспокоимся. Мы верим и знаем, что он, как непостыдный делатель Церкви, будет стоять пред Престолом Всевышнего и ходатайствовать «воздыханием неизглаголанным» о Церкви Русской, ангелом которой был здесь среди нас. И мы верим, что Господь смилуется над Русской Православной Церковью по молитвам Святейшего Отца нашего Патриарха Тихона».

Общецерковное прославление Патриарха Тихона совершилось в 1989 году, но почитание нашим народом Великого Святителя Церкви Русской не переставало в нашем Богом хранимом Отечестве с момента его святого погребения в Вербное Воскресенье 1925 года. В Соборном деянии о канонизации Святейшего Патриарха Тихона среди его великих церковных заслуг, в частности, указаны:

– мужественное стояние за веру, в котором святитель Тихон перед лицом смертельной опасности являл подлинную святость и силу христианского духа;

– исповедничество святителя, который противостоял раскольникам, претерпевая от них поругание. С именем Патриарха отождествлялась Русская Церковь, хранящая неповрежденным Святое Православие, и он сохранил единство возглавляемой им Церкви;

– миссионерскую деятельность, где раскрылись апостольские труды и подвиги сего святителя.

В гомилетическом наследии Святейшего Патриарха Тихона можно найти замечательные фрагменты его пасхальных проповедей. Многие великие проповедники в пасхальных словах и поучениях использовали символическое сравнение весны и Светоносного Воскресения Христова. Так и Святитель Тихон, будучи архипастырем в Северной Америке, в 1901 году в Галвестонском храме (штат Техас) в Неделю о Фоме сказал: «Вразумимся же бывшим посещением Божиим и воспрянем от сна греховного! Празднуя обновление храма сего после его разрушения, обновим и сердца свои и жизнь свою. Се ныне и время благоприятно сему: вот, прошла зима, перестал дождь, цветы показались на земле, смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы издают благовоние (Песн. 2, 11–13). Днесь царица времен — весна благоухает. Днесь и весна душам, зане Христос от гроба, якоже солнце возсия тридневный, мрачную бурю отгна греха нашего (канон Антипасхи, 1 песнь, тропарь 1); новыя вместо ветхих совершив нас, в обновлении жизни жительствовати достойно повелел (3 песнь, тропарь 1). Как весною земля омывается дождями, согревается солнцем, покрывается зеленью и цветами, так и вы, возлюбленные, омойте душу свою слезами покаяния, согрейте ее лучами благодати Божией и покройте цветами благих мыслей, святых чувствований и намерений, которые и произрастят в вас плод духовный — любовь, радость, мир, долготерпение, кротость и веру (Гал. 5, 22–23)».

А в мае 1903 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, Неделю святых жен-мироносиц, Преосвященный Тихон, посетив Мэйфилд (Пенсильвания), обратился к прихожанам храма святого Иоанна Крестителя со следующим пасхальным приветствием: «Христос Воскресе! Мир вам (Ин. 20, 19)! Первое мое пришествие к вам, возлюбленные братья, совпадает с днями, когда Святая Церковь радостно воспоминает явления воскресшего Господа ученикам Его. Сущу позде, в день Воскресения впервые явившийся апостолам воскресший Христос изрек им первое слово: мир вам (Ин. 20, 19). С этим святым приветствием обращаюсь и я к вам, братие: «Мир вам».

Христос Спаситель Своими страданиями умиротворил всяческая, примирил нас с Богом, разрушив клятву, даде благословение и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Ныне ни едино убо осуждение сущим о Христе Иисусе. Бог оправдаяй, — кто осуждаяй? Христос Иисус умерый, паче же воскресый, Той есть правда и мир наш.

Да будет же и у вас, братья, мир Христов!..»

В истории Русской Православной Церкви сохранились документальные свидетельства о знаменитом Крестном ходе на Красной площади 9 (22 н.ст.) мая 1918 года, в день праздника Святителя и Чудотворца Николая. Это был последний Крестный ход на Красной площади: большевики, напуганные грандиозным церковным шествием, запретили впредь проводить Крестные ходы на главной площади России.

В том году Пасха была 22 апреля (5 мая н.ст.). А 1 мая (н.ст.) на Красной площади свой парад проводили большевики. Для того чтобы не смущать революционно настроенных трудящихся и красноармейцев, большевики закрыли образ Святителя Николая на Никольской башне Кремля красным плакатом со словами «Да здравствует Третий Интернационал». Однако «кумачовая завеса» внезапно начавшимся ураганным ветром разодралась, и это привлекло внимание многих людей. Люди приходили к Никольской башне, молились, а большевики разгоняли молящихся.

И вот, 9 мая (22 по н.ст.) на Красной площади состоялся грандиозный Крестный ход с пасхальными песнопениями, затмивший предшествовавшее ему первомайское празднование большевиков. Святейший Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе, что на Красной площади, а после Литургии возглавил Крестный ход и молебен у Никольской башни Кремля. Союз православных приходов Москвы призвал на молебен Крестные ходы из всех московских храмов и монастырей. По количеству участников это великое молебствие затмило все прежде совершавшиеся в Москве Крестные ходы. Сверкающими лентами тянулись с разных концов Москвы по направлению к Кремлю хоругви, сопровождаемые несметными толпами богомольцев. Стройное пение пасхальных песнопений не мог заглушить даже городской шум. К 11 часам Красная площадь была переполнена, а Крестные ходы продолжали подходить к Кремлю. Трамвайное движение в центральной части города прекратилось.

В 12 часов началось торжественное молебное пение, которое продолжалось в течение часа. Церковные процессии шли до часу дня, проходя мимо благословлявшего народ Патриарха. Только с двух часов начался отлив этого великого народного собрания с Красной площади, оглашавшегося пением «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!» и тропаря Святителю Николаю. И в три часа дня на площади еще оставались группы молящихся… Судить о численности участников этого великого Крестного хода можно по тому, что мимо Патриарха Тихона Крестные ходы от приходских церквей проходили беспрерывно в течение двух часов. Все это происходило несмотря на декрет большевиков, объявивший день 9 (22 н.ст.) мая непраздничным и призывавший всех в этот день к работе.

На следующий день, 10 (23 н.ст.) мая, в газете «Заря России» общественный деятель В.Н. Муравьев написал: «Так же как девятого мая социалисты не могли помешать Крестному ходу, они не могут помешать начавшемуся внутреннему воскресению великой России. Прошлое в виде обстрелянного Кремля с остатками красных флагов остается с ними. Но будущее с Кремлем колокольным, с Кремлем пасхальным, со свежими цветами, увенчавшими иконы, — это будущее им уже не подвластно». Вскоре газета была властями закрыта.

В годы лютого владычества большевиков три имени были особо ненавистны богоборцам: праведного Иоанна Кронштадтского, императора Николая II и Патриарха Тихона. Праведный Иоанн Кронштадтский за десять лет до октябрьского переворота открыто обличал разорительную для православной Руси революционную смуту. Император Николай II укрепил верных Церкви и России великим подвигом страстотерпца. А Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, провел отечественный церковный корабль по бушующему морю революционной смуты в самые опасные для Русской Церкви годы. И ни большевики-богоборцы, ни обновленцы-предатели — никто не смог оклеветать Великого Святителя и вырвать из его рук кормило церковное.

Святейший Патриарх Тихон не убоялся возвысить свой голос за правду. Когда приближалась годовщина октябрьского переворота 1917 года, он обратился с Посланием Совету народных комиссаров. Эпиграфом были взяты слова Спасителя, сказанные в Гефсиманском саду перед пленением от воинов, посланных врагами Христовыми: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Послание это имело подзаголовок: «К 25 октября 1918 г. — по поводу годовщины владычества большевиков». Начинается Послание грозными словами: «Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции: но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?»

Владычество большевиков вскоре же превратилось в систематические гонения на православную веру и Церковь. Во дни самых суровых испытаний Святейший Патриарх утешал, ободрял и укреплял свою паству свидетельством о Христе Воскресшем, словами о вере и любви. В 1922 году, когда по стране прокатилась грабительская кампания по изъятию церковных ценностей, он писал, обращаясь к пасомым: «Близ Пасха Господня. Наступает праздник величайшей любви Бога, явленной Им к сущим в мире человекам (см.: Ин. 13, 1). «Возлюбленные! — говорит апостол любви. — Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4, 11). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, — сказал Христос, — если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35)».

Воинствующим богоборцам не удалось истребить веру православную и Церковь Русскую. Слова Патриарха оказались пророческими, ибо неложно обетование Христа Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18).

Ныне, когда исполнилось 100 лет со дня исповеднической кончины Святейшего Патриарха Тихона, мы видим его на вершине сонма святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Очень важные слова о миссии Патриарха-исповедника и сути богоборчества сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это произошло 18 ноября 2017 года, в день празднования 100-летия избрания Святителя Тихона на Патриарший престол.

«Вскоре после интронизации Святителя Тихона на Красной площади состоялся грандиозный Крестный ход, в котором приняли участие сотни тысяч людей. Когда Патриарх Тихон преподал благословение тем, кто с восторгом молился о его предстоящем служении, вся площадь опустилась на колени в знак признания того, что Патриарху вручена особая миссия — молиться за народ Божий, за Русь Святую в самое тяжелое время ее исторического бытия. Люди действительно видели в Патриархе того, кто вдохновляет и духовно укрепляет всех, кто не утратил национального самосознания, кто сохранил любовь к Родине, кто мечтал о возрождении страны. Но это понимали и те, кто пришел к власти и с первых дней стал уничтожать архиереев, священников, активных мирян.

Гонения обрушились на нашу Церковь с первых дней октябрьского переворота. Мы знаем, что революция совершалась под очень привлекательными для народа лозунгами. Говорили о мире, что было так важно для истерзанной войной страны. О передаче земли тем, кто на ней трудится, что было так важно для тех, кто реально трудился и производил материальное богатство страны. Но, как заявила новая власть, для достижения этих целей необходимо бороться с нажившими свое богатство за счет народа. <…> Но при чем же здесь Церковь? Если есть желание строить справедливое общество, то зачем уничтожать Церковь и веру в Бога? А только потому, что вера в Бога дает людям внутреннюю силу и автономию от внешних давлений, способных разрушить сознание человека и его внутреннюю духовную жизнь. Вот и сегодня то, что происходит в мире, в так называемых просвещенных странах удивительным образом напоминает случившееся после нашей революции. <…>

Сегодня наступило, казалось бы, совсем другое время, но в глобальном измерении Церковь Божия сталкивается с теми же вызовами, что и при Патриархе Тихоне. Вызовы мимикрируют под местную культуру, под обстоятельства жизни, но целеполагание то же самое. И потому так актуальна для нас сегодня молитва перед ракой Святителя Тихона, чтобы он помог Церкви нашей хранить себя, хранить веру, хранить свой народ, никогда не ослабнуть в свидетельстве о Христе Воскресшем, никогда не преклонить колени перед силой, которая стремится увести людей в бездну. Святитель Тихон, как и его поколение в большинстве своем, погибли в этой борьбе. Физически погибли, но как же много они сделали! Какой светлый луч в нашей церковной истории — их жизнь, их подвиг! Этот луч имеет такую силу, что он и для нас высвечивает дорогу в будущее».

О нашем уповании на предстательство пред Богом Святейшего Патриарха Тихона гласит тропарь 9-й песни канона новой Службы Святителю Тихону, в котором прославляется его блаженная кончина и погребение:

«Скорбь погребения твоего, Святителю Тихоне, в радость преложися, яко в Бозе упокоился еси и дерзновение велие обрел еси. Темже у престола Божия предстоя, Церковь и Отечество наше утверди молитвами твоими».

Протоиерей Борис Пивоваров

Поделиться публикацией:

Статьи

Пасха Крестная Патриарха Тихона

Блаженная исповедническая кончина Святейшего Патриарха Тихона последовала 100 лет тому назад — в светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — 7 апреля 1925 года. Погребение почившего Патриарха... 

Проповеди, послания и воззвания Святейшего Патриарха Тихона как исторический источник

25 марта 2025 года (7 апреля по новому стилю), в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, исполняется 100 лет со дня блаженной исповеднической кончины великого святителя Церкви Христо... 

Священник Иаков Конкин: «Мы призваны свидетельствовать о вере»

Благочинному III Градского благочиния, руководителю епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятелю храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кировском райо... 

Церковь – наша учительница

Юбилею настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Новосибирска протоирея Александра Матрука 

Главное в сердце своем хранить веру!

К 20-летию православного центра глухих.  

Пою Богу моему

30 сентября протодиакону Вознесенского кафедрального собора, руководителю канцелярии Новосибирского Епархиального Управления Александру Егорову исполнилось 50 лет.  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил Литургию в праздник Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus