Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

«Исполним вечернюю молитву нашу Господеви!»

«Исполним вечернюю молитву нашу Господеви!»

От людей нецерковных часто можно услышать: «Что-то давно я не был в церкви, завтра утром пойду в храм». Почему утром? Церковный день начинается с вечера и, по-хорошему, именно вечером и нужно пойти в храм, чтобы увидеть богослужение (для того чтобы стать его полноценным участником, зачастую нужно время и серьезные усилия) что называется от начала.

Продолжаем наш разговор с настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы протоиереем Александром Матруком.

- Чтобы было понятнее: в давние времена христиане молились всю ночь, с вечера до утра, а утром совершали Божественную литургию и причащались Святых Христовых Таин. В годы гонения на христиан вечер, ночь и раннее утро было для них самым безопасным временем суток и удобным для молитвы. Ночные богослужения, которые святитель Василий Великий называет по-гречески «агрипниями», то есть «бессонными», имели по его словам, повсеместное распространение на Востоке, совершались под воскресные дни в течение всего года, в святую пасхальную ночь, на праздник Богоявления и в дни памяти святых мучеников.

- Отец Александр, в прошлый раз вы обещали рассказать о вечернем богослужении, или, точнее о всенощном бдении, чтобы люди, впервые оказавшиеся в это время в храме, имели представлением о том, что происходит.

- Сегодня под всенощным бдением понимают вечернюю службу, которая проводится накануне великих церковных праздников, а также воскресных дней, именуемых малой Пасхой, и включает в себя три богослужения – великую вечерню (в обычные дни совершается повседневная вечерня), утреню и первый час.

Предваряет всенощное бдение, конечно же, благовест – колокольный звон, приглашающий христиан принять участие в праздничном богослужении. Сначала благовестит большой колокол, затем начинается трезвон малых колоколов.

Начинается всенощное бдение обычно в 17 часов вечера великой вечерней.

Вечерня отображает историю Церкви Божией в ветхозаветное время и показывает, что Ветхий Завет имеет свое логическое завершение в Новом Завете. Общая богословская мысль вечерни – спасение человечества в Ветхом Завете, через веру в грядущего Мессию – обещанного Богом Спасителя мира.

В самом начале богослужения открываются Царские врата, священнослужители совершают каждение алтаря, который являет собой образ Царства Божиего. Это священнодействие знаменует Божественную благодать, наполняющую рай и блаженное пребывание в нем наших прародителей Адама и Евы.

А затем на солею выходит дьякон со словами…

- Восстанете!..

- Да! Раньше этим возгласом диакон призывал христиан, ожидающих начала службы, подняться с сидений (в греческих храмах и сегодня есть сиденья для молящихся), сейчас он больше соответствует призыву сосредоточиться, быть внимательным. В греческом языке это слово еще означает побуждение к действию.

- То есть можно сказать: начинаем!

- Изначально этот возглас заимствован из придворного церемониала: «Восстанете!», – возглашает особый царедворец, призывая собравшихся приветствовать входящего в зал императора стоя.

Сразу после возгласа священник торжественно и громко произносит: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троицевсегда, ныне и присно, и во веки веков!» Этим показывается, что христианам известна тайна триединства Бога. Хотя сама вечерня отсылает нас к ветхозаветным временам с темиеще представлениями о Боге, но в то же время показывает, что человечество через веру в грядущего Мессию, Спасителя мира, обещанного Богом, уже находится на пути спасения. И хор поет «Аминь!» То есть «да будет так».

Сразу после «аминь» священнослужители в алтаре поют «Приидите, поклонимся…», призывая людей поклониться Небесному Царю и начинается пение 103 псалма, принадлежащего, скорее всего, пророку Моисею. В нем говорится о сотворении мира, прославляется Творец и выражается восхищение тем блаженством, которое испытывал человек в раю.

Одновременно совершается каждение фимиамом. Это очень древний обычай, еще дохристианский. Так на Востоке приветствовали желанного гостя, входящего в дом. И в наше время священнослужитель таким образом также приветствует христиан, пришедших на богослужение. С другой стороны, каждение имеет глубокое символическое значение – это и действие Святого Духа, обымающаго все творение Божие и преобразующего его, и молитвы, которые подобно фимиаму возносятся к Престолу Всевышнего, и призыв благодати Божией на предстоящих людей, и воздаяние чести святыням в храме, и освящение чувств молящихся.

Совершив каждение, священнослужитель входит в алтарь, врата закрываются. Закрытие Царских врат напоминает нам об утрате благодатного общения с Богом согрешивших пред Ним прародителей, в результате чего пребывание их в раю становится невозможным.

- Батюшка, а вот когда священник находится в алтаре, он ведь все это время не просто так, молча, предстоит перед Богом, он ведь еще и молится? Это какие-то произвольные молитвы?

- Священник в алтаре читает семь – по числу дней творения мира – тайных молитв, от лица падших прародителей и их потомков молит Бога о прощении. Но это и прошение о просвещении людей, о даровании нам страха Божиего, радости духовной. Эти молитвы еще называют вечерними, или светильничными, потому что в древности служба совершалась поздно вечером при зажженных светильниках.

- Итак, Царские врата закрываются и начинается Великая ектения – усердная молитва ко Господу о прощении человека, при этом диакон предлагает молиться всем миром…

- Диакон призывает молиться миром – «Миром Господу помолимся», – не в том смысле, что всем вместе, соборно, а в мирном состоянии духа. В русском языке слово «мир» писалось как через «и», так и через «i»; в первом случае оно означало состояние человеческой души, во втором – общество людей. В служебнике слово «мир» («Миром Господу помолимся») написано через «и».

И есть здесь еще один интересный нюанс. В греческом служебнике прошение «Миром Господу помолимся» имеет желательное наклонение, а у нас – повелительное, то есть не приглашение к молитве, а косвенное повеление.

- Для нашей же пользы…

- Несомненно. В ектении содержатся прошения и о всяких нуждах, потребностях человеческих. Но главное – «и весь живот наш Христу Богу предадим». То есть несмотря ни на что вся жизнь христианина должна быть посвящена делу спасения, посвящена Богу.

- И в подтверждении этому далее следует пение псалма «Блажен муж», который сторонится нечестивцев…

- Да, поются избранные стихи из первой кафизмы Псалтири: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Здесь подразумевается Блаженный Муж, не имеющий греха – Господь наш Иисус Христос. Но блаженны также и праотцы Авраам, Исаак, Иаков, пророки и праведники. В этом смысле в псалме изложена краткая история всех ветхозаветных праведников, которые среди нечестия и неверия не теряли упования на обетованного Мессию. И нам нужно внимать словам псалма, чтобы осознать свою греховность и избрать путь веры для восстановления духовного общения с Богом.

Сразу после псалма снова звучит ектения – уже малая, и после нее поются стихи из 140 псалма «Господи, воззвах к Тебе» (в ветхозаветные времена во время пения 140 псалма на жертвенник возлагалось закланное жертвенное животное – прообраз Божественного Агнца, Спасителя, Который принес Самого Себя в жертву за род человеческий) со стихирами, которые раскрывают значение празднуемого события.

- Я сейчас вспомнил: старец Паисий Святогорец говорил, что люди должны с благоговением следить за стихирам, чтобы находиться в празднуемом событии, потому что когда ум человека пребывает в Божественных смыслах, то человек преображается.

- И чем важнее праздник, тем больше стихир поется. Последняя стихира именуется догматиком, или богородичном – это песнь во славу Пресвятой Богородицы, в ней раскрывается учение Церкви о воплощении Господа Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии. Во время пения догматика Царские врата, символизирующие двери рая, открываются.

Совершается вход с кадилом. Это очень важное священнодействие, оно символизирует сошествие на землю Сына Божиего. Из северных врат выходит процессия: впереди идет свещеносец, символизирующий свет учения Христова, за ним – диакон, являющий собой образ Предтечи, а за диаконом шествует священник, он прост, с опущенными руками, как уничиженный, его внешний вид означает: Бог стал человеком. Во время входа священник молится Богу, чтобы Тот избавил людей от духов злобы. Подойдя к раскрытым Царским вратам, диакон начертывает кадилом в проеме врат крест. Это означает, что вход в рай, который символизируют Царские врата, даруется людям только через Крест Христов.

Хор поет песнь «Свете Тихий», в которой прославляется Спаситель мира, явивший миру Свет славы Своего Небесного Отца и пришедший на землю тихим светом этой славы.

- Батюшка, во время всенощного бдения на вечерне читаются паремии – отрывки из Священного Писания, но не всегда. Почему так?

- Паремия по-гречески значит притча, поучение. Часто читаются пророчества из Бытия, Исхода, пророка Исайи. Во время чтения паремий Царские врата закрыты, кроме тех случаев, когда читаются паремии из Нового Завета. Паремии включаются в богослужение только по особым, большим праздникам. Накануне рядовых воскресных дней чтений не бывает.

Если паремий не было, то после «Свете Тихий» моление Церкви усиливается в сугубой ектении: диакон от лица Церкви испрашивает для христиан великих и богатый милостей у Бога; после каждого прошения звучит троекратное пение хора «Господи, помилуй!», усиливающее молитву. Собственно, поэтому ектению и называют сугубой, усиленной.

Затем следует молитва о низпослании нам безгрешного вечера, славословие Богу – и вновь звучит ектения, на этот раз просительная: каждое прошение завершается пением «Подай, Господи!» А священник в этот момент в тайной молитве умоляет Бога помиловать христиан.


Продолжение следует 



Поделиться публикацией:

Статьи

Пасха Крестная Патриарха Тихона

Блаженная исповедническая кончина Святейшего Патриарха Тихона последовала 100 лет тому назад — в светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — 7 апреля 1925 года. Погребение почившего Патриарха... 

Проповеди, послания и воззвания Святейшего Патриарха Тихона как исторический источник

25 марта 2025 года (7 апреля по новому стилю), в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, исполняется 100 лет со дня блаженной исповеднической кончины великого святителя Церкви Христо... 

Священник Иаков Конкин: «Мы призваны свидетельствовать о вере»

Благочинному III Градского благочиния, руководителю епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятелю храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кировском райо... 

Церковь – наша учительница

Юбилею настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Новосибирска протоирея Александра Матрука 

Главное в сердце своем хранить веру!

К 20-летию православного центра глухих.  

Пою Богу моему

30 сентября протодиакону Вознесенского кафедрального собора, руководителю канцелярии Новосибирского Епархиального Управления Александру Егорову исполнилось 50 лет.  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «В Александро-Невском соборе состоялось архиерейское богослужение» перейти в фотогалерею
Система Orphus