Еще относительно недавно в нашей стране о святители Спиридоне знали немного, что, конечно, во многом являлось следствием мощной атеистической пропаганды со стороны богоборческой власти. А до революции как раз наоборот, имя святого было хорошо известно россиянам: в честь него в России воздвигались храмы, писались иконы.
В Греции же о святом никогда не забывали. Святитель Спиридон – один из самых почитаемых греческих святых. При жизни святой прогонял эпидемии, воскрешал умерших, исцелял неизлечимо больных, сокрушал идолов, изгонял бесов. Но и после земной кончины он не оставил свою паству: свидетельств о его помощи людям очень много, об этом написаны целые книги.
Святитель Спиридон – небесный покровитель Греции, и прежде всего жителей греческого острова Корфу. Для корфинян просто немыслимо начинать новое дело, не попросив благословения у святого. Любые семейные торжества связываются с теплой заботой святого Спиридона о своих духовных чадах. В болезнях, других неприятностях греки прежде всего просят помощи у своего небесного заступника.
Его святые мощи покоятся в Свято-Спиридоновском храме в островной столице – городе Керкира. Сюда на поклон ко святому съезжаются православные христиане со всего мира, и в последние годы среди них немало россиян. Во время Божественной литургии в Свято-Спиридоновском храме нередко служат русские священники, приехавшие в одиночку или с группой паломников помолиться у мощей святителя.
Сегодня имя святого Спиридона столь же хорошо известно в нашей стране, как и имя Николая Чудотворца. Больше того, иконы, на которых этих двух святых изображают вместе, уже не редкость.
История иконографии святителя Спиридона – многовековая. Сохранились изображения святого на фресках афонского Ставроникитского монастыря, афонского монастыря Дионисиат, относящиеся к XVI веку. В России старинное изображение святого можно увидеть в церкви Преображения Господня на Ильине улице в Великом Новгород, некоторых других древних храмах.
Часто святого изображают в епископском облачении, восседающим на троне, в руках он держит Евангелие или свиток. Сейчас распространены иконы, на которых святой Спиридон изображен с плинфой (кирпичом) в правой руке. Святой сжимает кирпич, в кулаке у него остается глина, вверх вырывается огонь, а на землю стекает вода. История этого события такова. В 325 году вместе со святым Николаем Чудотворцем святитель Спиридон стал участником I Вселенского Собора. Здесь святой вступил в диспут с весьма искусным защитником арианской ереси, утверждавшим, что Христос не обладает единой природой с Богом Отцом, а сотворен Им. Святитель отвечал еретику настолько просто и в то же время с такой особой внутренней силой, что философ, с которым до этого никто не смог совладать, признал правду за святым Спиридоном. «Его устами говорит сам Бог, а я не могу противиться Богу», – сказал он. Но святитель пошел еще дальше. Сотворив крестное знамением, он сжал в руке кирпич, из которого тут же истекла вода, а верх вырвался язык огня. «Вот вы видели три стихии, – возвысил голос святой, – но плинфа одна. Так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино!» Никаких вопросов к святому у адептов арианской ереси после этого уже не возникало.
Сельские жители не без оснований считают святителя Спиридона своим небесным покровителем. По молитвам святого во время засухи на землю сходили обильные дожди и, напротив, силою молитвы он останавливал ливни, угрожающие наводнением. Святой хорошо знал сельскую жизнь, в юности он был пастухом, пас овец и коз и, конечно, болел душой и за самых крестьян, и за их скотину, без которой крестьянину трудно прожить. Все это нашло отражение в иконографии святителя. Например, на иконе святых Власия и Спиридона, святитель Спиридон восседает напротив Власия, а коровы, козы и овцы, вверенные человеку Богом, с трепетом взирает на своих пастырей, ибо, по слову Апостола, «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».
Или другая известная икона святых покровителей домашних животных – трехъярусная. В верхней ее части изображены святые братья Флор и Лавр, которым Архангел передает поводья для управления лошадьми, в центре – святые Свевсипп, Мелевсипп, Елевсипп, покровительствующие коневодам и вообще животноводам, а внизу опять же Власий и Спиридон в окружении коз и коров.
Одна из наиболее распространенных икон святителя – икона с клеймами, то есть сценами жития святого. В центре изображается святитель Спиридон, восседающий на троне, а клеймы расположены на полях иконы. На них представлены наиболее яркие моменты из жизни святого, а именно победа над последователями арианской ереси (святой Спиридон повергает ниц Ария), исцеление царя от тяжелой болезни, обращение змеи в золото, воскрешение дочери Ирины, избавление сельских жителей от проливного дождя, переход святителя через бурную реку «яко по суху» и т.д.
Исключительной иконографической чертой святителя Спиридона в отличие от иконных образов других святых является его необычный головной убор. По одним данным так выглядела пастушья шапка из овечьей шерсти, которую святитель надевал в память о своем пастушеском прошлом и из-за глубокого смирения. По другим – это старинная греческая митра. Привычная нам современная митра была заимствована греками у византийских императоров несколько позже. Интересно то, что простые корфиняне, с которым мы обратились с этим вопросом, говорят, что о шерстяной шапочке вообще слышат впервые и что «Батюшка был настолько бедным пастухом, что у него не было денег вообще ни на что, и шапку он носил, сплетенную из ивовых прутьев, конусообразную, напоминающую по форме перевернутое птичье гнездо».