В 1956 г. Митрополит Нестор получает назначение на Новосибирскую и Барнаульскую кафедру.
Несмотря на перенесенные испытания и болезни, он снова усердно начал налаживать богослужебную жизнь и дела в епархии. По записям А.К. Караулова, «владыка возобновил регулярные архиерейские богослужения в Воскресенском кафедральном соборе и в кладбищенской Успенской церкви. Много ездил по епархии, бывая даже в таких местах, где никогда не проводилось архиерейское служение (например, в самом северном городе епархии Колпашево). Владыка умел придать службе особую атмосферу молитвенности и высокой торжественности. Это привлекало большие массы молящихся и, в том числе, молодежи.
В службах участвовало до двадцати иподиаконов, многие из которых впоследствии навсегда связали свою судьбу с Церковью. Регентом был назначен Константин Павлючек, бывший регент харбинской церкви в Доме Милосердия, что значительно повысило профессиональный уровень хора. Стали проводиться (2–3 раза в год) духовные концерты»[1].
Но не все проблемы устранялись быстро: «Но есть и печальная страница нашей епархиальной жизни, – пишет владыка Нестор епископу Афанасию. – В отдаленных приходах, куда невозможно добраться, где ездят, как на Камчатке, на собаках и оленях, там скрываются самозванцы-священники, а также и миряне, и женщины служат, причащают, крестят, мажут елеем и всяким маслом, отпевают. Много сектантов, баптисты, прыгуны и прочие разлагатели верующих... В епархии группы, ссоры, раздоры, местничество и т.п. В ответ – мои послания, прещения, перемещения, заштаты и проч... Вот слабый фон нашей жизни... Все же самое отрадное – это путешествие по епархии, радость верующих. Богослужение, проповеди, беседы, попутные дела, умиротворение и награждение. Недавно объехал всякими способами одиннадцать приходов».
А.К. Караулов продолжает: «В почти миллионном Новосибирске в те годы было всего две церкви. владыка Нестор постоянно ставил перед “уполномоченным” вопрос о передаче епархии бывшего Александро-Невского кафедрального собора, где в те годы находилась кинокопировальная фабрика. Это не устраивало местные власти. Собор находился на центральной улице – Красном проспекте, прямо напротив Новосибирского обкома партии. Наоборот, власти требовали закрытия Вознесенского кафедрального собора, по-другому – Турухановская церковь, так как построена на Турухановской улице, а также других церквей епархии. Владыка категорически возражал.
Весть об освобождении митрополита Нестора из заключения быстро облетела весь мир. владыка стал получать письма и поддерживать переписку с его почитателями в США, Англии, Франции, Бельгии, Австралии, Бразилии, Аргентине и других странах. Нужно знать атмосферу тех лет, чтобы понять насколько это не приветствовалось властями.
Личность владыки Нестора притягивала многих. Часто посещали владыку архиереи ближних и дальних епархий. Получали приют бывшие заключенные, сидевшие вместе с владыкой в лагере. Принимались монахи, получившие тайный постриг в «катакомбной церкви», общение с которыми по тем временам считалось опасным, и редко кто из архиереев отваживался встречаться с ними.
До приезда владыки епархиальное управление и архиерейские покои ютились в двух маленьких домиках в частном секторе на улице Пушкина[2]. По инициативе владыки было скуплено несколько соседних участков с домами и сделаны пристройки к ним. В результате резко улучшились условия работы епархиального управления, появилась маленькая гостиница для приезжих батюшек.
Раздражало власти и то, что владыка пытался наладить работу с детьми. Помню, как в Новосибирске в архиерейском доме владыка устроил на Рождество утренник для детей священнослужителей, служащих епархиального управления и хора. Вслед за этим последовал окрик уполномоченного и запрет на дальнейшую работу в этом направлении.
Сам владыка очень тяготился обязанностями епархиального архиерея. Необходимость согласования каждого своего шага с уполномоченным, отсутствие возможности заниматься милосердной деятельностью и строительством храмов очень угнетало его»[3].
На 50-летний юбилей служения в священном сане, в 1957 году, Святейший Патриарх Алексий даровал митрополиту Нестору право ношения двух панагий[4].
Власти не долго терпели ревность владыки и постарались его убрать с Новосибирской кафедры. Это им удалось. Е.С. Громов, бывший сотрудник хозяйственного управления Московской Патриархии, свидетельствовал: «...его настолько полюбили и настолько он был там в фаворе у верующих, что с этим никак не могли согласиться, – его оттуда, из Новосибирска, перевели – и перевели в Кировоградскую епархию»[5]. Поводом была провокация и последующее волнение среди прихожан. А.К. Караулов вспоминает: «В Московскую Патриархию и Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР посыпались многочисленные жалобы на архиерея. Были собрания, голосования и всевозможные акции.
В постановлении Святейшего Патриарха и Священного Синода от 8 сентября 1958 года было сказано: «...Во избежание возможных непоправимых последствий, гибельных для здоровья и архипастырского достоинства Преосвященного митрополита Нестора, Святейший Патриарх и Священный Синод постановляет: 1. Освободить Митрополита Нестора от управления Новосибирской епархией, с увольнением его для восстановления здоровья на покой, с жительством и служением в Жировицком монастыре Минской епархии»[6].
Из дипломной работы выпускника НПДС диакона Илии КУМАРЕВА
[1] Письмо А. К. Караулова к О. В. Косику от 21 мая 2004 г.
[2] Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митр. Нестора (Анисимова): В 2 т. / Авт.-сост. О. В. Косик,- М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. С. 94.
[3] Там же.
[4] 75 лет Новосибирской епархии. Новосибирск. Вознесенский Кафедральный собор. 1999.
[5] Громов Е. С. Воспоминания. Расшифровка магнитофонной записи (Архив ПСТГУ).
[6] ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 83. Л. 18