XIX век называют Веком Пушкина. Но иногда добавляют: «И святителя Филарета», того самого, который многим известен по стихотворной переписке с великим поэтом. Знаменитый проповедник, образованнейший и мудрейший из людей, которого еще при жизни называли «московским Златоустом», митрополит Филарет написал однажды:
«Несчастье нашего времени в том, что количество погрешностей и неосторожностей, накопленное не одним уже веком, едва ли не превышает силы и средства исправления».
Эти слова в полной мере применимы и к нашему времени. Все мы единодушны в том, что воспитывать и обучать детей становится всё сложнее.
Сама школа сегодня работает в режиме бесконечных перемен. Серия так называемых модернизаций по сомнительному западному образцу оказала на нее разрушительное воздействие. Нацеленность на ЕГЭ привела к механическому заучиванию неосознанных, непонятых, непостигнутых, а потому поверхностных и неукорененных, непрочных знаний, поскольку из школьного арсенала оказалась по существу изъята важнейшая компонента обучения, целая логическая категория – доказательство. В результате учащиеся утрачивают, если уже не утратили, способность мыслить, рассуждать, обосновывать, анализировать.
Чтобы убедиться в справедливости и правомерности такой оценки, достаточно поприсутствовать хотя бы на одном заседании ректората университета или деканатов, скажем, математического, физического, да и любого другого факультета.
Ситуация усугубляется агрессивностью шквального информационного потока, который обрушивается на сознание школьников, утратой важнейших нравственных норм, традиционных для России, и как следствие – размытостью жизненных ориентиров молодежи.
Педагогическое сообщество начинает осознавать, что необходимы срочные меры к обновлению содержания образования и возвращению в школу духовно-нравственного воспитания. Очевидно, что эти процессы должны быть тесно связаны между собой. Без ценностей, общественных идеалов и нравственных принципов, выстраданных и выверенных за века отечественной истории, нельзя считать наше образование полноценным.
А если вспомнить, что на протяжении многих веков все классики отечественной и мировой педагогики на обучение смотрели «только как на средство к нравственному возвышению человека и нравственность ставили выше учености», то мы должны утвердиться в том, что главная задача школы – формирование у детей целостного мировоззрения и нравственного иммунитета. Это особенно актуально сегодня.
Возникает естественный вопрос: как решать эту задачу?
Выдающийся русский педагог, профессор Киевского, Белградского, Пражского и Парижского университетов Василий Васильевич Зеньковский считал: «Для того, чтобы воспитание было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. Воспитание представляется сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого-либо другого. Если это понять, то упраздняется самый вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить» (из книги В.В. Зеньковского «Педагогика»).
А на знаменитой горе Афон принято считать, что невозможно отречься от греховного мира, пока не встретишь человека, на лице которого отображается сияние вечности.
Кто из нас, родителей и педагогов, может сказать, что соответствует этому образцу? – Ответ не озвучиваю, он – увы ! – очевиден.
Но врач, даже если он болен, продолжает лечить других людей. Так и мы, педагоги, можем и должны стараться формировать вокруг себя такое культурное пространство, которое будет способствовать духовному возрастанию наших детей.
За тысячелетнюю историю нашего Отечества накоплено богатейшее духовное и культурное наследие, которое позволяет знакомить учащихся с памятными историческими событиями, литературными, музыкальными и художественными шедеврами, воспевающими красоту души, красоту добра, красоту подвига.
Огромный потенциал содержится в литературе.
Но для того, чтобы литература смогла выполнять свою главную – воспитательную миссию, необходимо прежде всего проработать и переосмыслить само содержание предмета.
«Ведь невозможно представить себе нашу литературу, равно как и живопись, архитектуру или музыку, без евангельских мотивов и сюжетов. Пронизанные христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения вводят нас в богатый духовный мир православной веры и призывают задуматься о вечных вопросах бытия и смысле человеческой жизни» (Патриарх Кирилл, 28 июля 2018).
Не менее важно суметь донести это содержание до сознания ребенка, до его сердца, чтобы он стал задумываться, размышлять над смыслосодержащими вопросами, чтобы внутри него начался процесс обретения духовных ценностей.
А духовные ценности отличаются тем, что их невозможно сообщить или просто транслировать другому человеку. Каждый открывает их для себя заново, как будто впервые в мире.
Как суметь учителю литературы добиться такого восприятия материала в условиях, когда изучение гуманитарных предметов нацелено на подготовку к ЕГЭ и все сводится к простой репродукции материала, к его запоминанию?
К сожалению, в наши дни смысл гуманитарного образования, подразумевающего духовное преображение человека, его возвышение, подменяется рациональным многознанием или, того хуже, замещается простым информированием. Предмет становится скучным, тяжелым, неинтересным. Теряется мотивация школьника к чтению, к изучению предмета.
Времени на понимание и нахождение смысла уже не остается, с учетом того, что часов на русскую литературу в учебном плане отводится порой меньше, чем на иностранный язык.
Как избежать опасности такого поверхностного изучения предмета, не затрагивающего душу ребенка? Это, вообще говоря, становится уже вопросом педагогической виртуозности.
Один из возможных способов преодолеть барьер к изучению гуманитарных дисциплин, сложившийся в системе образования, – это использование внеурочного времени для театрализованных постановок изучаемых произведений или литературно-музыкальных композиций.
Дети вживаются в текст, сопереживают героям, начинают многое осознавать и понимать из того, что было сокрыто при пассивном прослушивании или прочтении текста. Происходит та самая встреча с нашими великими писателями, поэтами и созданными ими образами, которая действительно способна духовно преобразить ребенка.
Надо сказать, что активное участие в таких постановках – мощная альтернатива бессмысленному и крайне опасному времяпрепровождению наших детей в соцсетях и у экрана компьютера.
Воспитательная среда формируется не только
на уроках гуманитарного цикла.
Педагоги нашей гимназии серьезно занимаются и естественнонаучными дисциплинами и также зачастую вынуждены переосмысливать методику их преподавания.
Одним из главных критериев оценки качества образования школы сегодня является участие в предметных олимпиадах, которые якобы способствуют развитию творческого потенциала учащихся. Мы эту установку подвергаем сомнению, наблюдая, к каким последствиям она может привести. Гонка за результатом, тяжелый, изнурительный (не по возрасту) труд, который нередко сводится к натаскиванию, зависть, ревность, тщеславие – вот неизбежные спутники такого рода соревнований. Все это наносит мощный удар по психике ребенка, в котором еще не сформирован духовный стержень. Как результат – асоциальность и утрата смысла жизни. Парадоксально, но дети, прошедшие через олимпиады высокого уровня, зачастую не понимают, что такое научные исследования, – по большому счету научные исследования их не интересуют.
Можно ли считать, что такое обучение способствует нравственному возвышению человека?
Конечно, нет. Но, к сожалению, в настоящее время в качестве ценностного ориентира предлагается именно так понимаемая успешность. Уже появился термин «спортивная математика». Это когда предмет становится интересен для ученика не сам по себе, а как средство получить какие-то конкурентные преимущества.
Есть ли этому альтернатива? Есть. Это, на наш взгляд, ориентация школьника на поиск призвания – того, к чему лежит его душа.
Осмыслив сложившуюся ситуацию, наши педагоги переключились на работу учеников в командах, создали научно-исследовательскую лабораторию для подготовки к турнирам юных физиков, юных химиков, юных биологов и к олимпиаде «Научная технологическая инициатива».
В процессе подготовки к турниру, например, юных физиков ребята решают актуальные задачи научно-исследовательской и инженерной направленности, которые ежегодно отбираются ведущими мировыми специалистами в данной области.
Достичь успехов в турнире – это значит разобраться с современной литературой, включая англоязычные источники, решить инженерные вопросы, связанные с построением экспериментальных установок, исследовать вопрос в научном плане, подготовить доклад и защитить его в ходе «боя» при обсуждении с оппонентом и рецензентом. Подготовка к турниру – это работа всей команды, проходящей путь от идеи до ее реализации. Каждый участник находит свое место в коллективе, – как на корабле, где нет соперничества, но есть осознание того, что достичь цели можно только вместе, взаимодействуя и помогая друг другу.
Турнир способствует рождению современных инженеров и ученых, лидеров и организаторов для будущих наукоемких производств.
Важно заметить, что жесткого отбора в эту лабораторию у нас нет. Попасть в нее может любой желающий, независимо от способностей. Он вовлекается в творческий процесс, и мы видим – оказывается, он талантлив. Он придумал то, что никому в голову не приходило. Или он увлекся наблюдением какого-либо явления и обнаружил то, что не замечал никто, проявил пытливость и внимательность. А другой так сумел оформить презентацию задачи, что всем сразу стала понятна ее суть.
В предметных олимпиадах участвовать может лишь небольшой процент детей. Это те, кто умеет чрезвычайно быстро решать сложные задачи. Но одаренность – понятие гораздо более широкое, емкое, многогранное. Есть дети с заторможенной реакцией, что называется, тугодумы, но нередко они способны генерировать идеи, которые становятся потом великими научными открытиями, полезными обществу. А есть те, кто любит работать руками, создавать гениальные конструкции, находить практические решения для реализации сложных теоретических проектов.
То есть интеллектуальная элита не ограничивается теми, кто побеждает на олимпиадах. И по большому счету, задача педагога в том и состоит, чтобы открыть эти сокровища, помочь таланту прорасти.
Надо сказать, что за формальной победой мы не гонимся. Наша победа – это та изюминка, которую удается раскрыть в ребенке в процессе подготовки к турниру.
Тем не менее, выступления нашей команды «Синергия» во Всесибирских турнирах юных физиков всегда были результативными и отмечались дипломами первой степени. А в этом году ребята впервые решили поучаствовать во Всероссийском турнире юных физиков и выиграли турнир, выйдя в финал и заработав в финальной игре максимальный балл.
Надо сказать, что с самого начала гимназия работает в режиме школы-лаборатории, и в значительной мере – благодаря многогранной издательской деятельности, направленной как раз на обновление содержания образования российской школы и формирование у детей целостного мировоззрения.
.
Все мы встревожены разлагающим влиянием на детей внешней среды. Но и здесь мы вполне способны на неё воздействовать, например, – через социально значимые проекты, которые объединяют усилий не только всей системы образования, но и культуры, и даже медицины, в деле духовно-нравственного воспитания наших детей.
Это и Шествие школьников с буквами в День славянской письменности и культуры, и литературный конкурс «Души прекрасные порывы» среди педагогов и учащихся, и научно-педагогические конференции, которые посвящаются важнейшим церковно-государственным событиям. Все эти проекты реализуются у нас совместными усилиями Министерства образования НСО и Митрополии по инициативе Союза православных женщин.
Особого внимания заслуживает проект – курсы «Основы медицинских знаний» для старшеклассников школ Академгородка. Вот уже 17 лет более 30 практикующих врачей – докторов и кандидатов наук – из разных клиник благотворительно ведут занятия на этих курсах, священники проводят беседы о духовных основах милосердия. Документы об окончании курсов торжественно вручаются руководством медицинского колледжа в конференц-зале районной Администрации.
За год учебы ребята осваивают навыки оказания первой медицинской помощи, получают представление о здоровом образе жизни. А главное, – мы видим, как они духовно возрастают.
И в заключение – несколько слов о музыкальном образовании, которое получают почти все наши воспитанники. Это воспитывает у них хороший вкус, дисциплинирует. А кроме того, открывая возможность участвовать в обширной концертной деятельности на самых престижных площадках страны и за рубежом, мотивирует их к изучению греческого языка, знакомству с византийской культурой. Через греческие церковные песнопения они осваивают сложнейшие византийские гимнографические тексты и византийскую музыку.
Ценность музыкального образования еще и в том, что оно позволяет сформировать у детей понимание настоящего искусства как сферы деятельности, которая призвана возвышать, очищать, преображать человека.
Талышева Любовь Пантелеевна, директор православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского,
доцент кафедры применения математических
методов в экономике НГУ