«И был вечер, и было утро: день один», говорится в Книги Бытия о происхождении мира. Но изречение это трактуется по-разному. В православной литературе его часто представляют следующим образом: «утро» наступило для людей с пришествием на землю Спасителя, а до этого они прибывали в «ночи», в духовной мгле, но взошедшее Солнце Правды освятило мир.
Продолжаем наш разговор о всенощном бдении, а точнее – об утрени, с настоятелем Покровского храма протоиереем Александром Матруком.
– Отец Александр, вечерня совершается вечером и здесь не возникает никаких вопросов. Но почему утреня совершается вечером?
– Действительно, название каждой службы суточного круга богослужений – вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы – указывает на время, в которое она должна совершаться. А Божественная литургия стоит как бы отдельно, находится вне этого круга, а значит вне времени. Все другие богослужения служат тому, чтобы подготовить христиан к службе служб, как иногда называют литургию. То есть богослужебный устав постепенно подводит молящихся к духовной вершине, как бы воспитывает их «в духе истины». Земной порядок вещей, конечно, важен, но если смотреть на это с точки зрения вечности, то им можно управлять для пользы самого же человека. Иными словами, не человек для устава, а устав для человека. И если монахи, живущие в монастырях, способны строго выполнять все предписания, то для мирян это может стать слишком тяжелым грузом, «бременем неудобоносимым». В связи с этим еще святитель Иоанн Златоуст допускал сокращения в богослужениях. Поэтому сегодня некоторые богослужения в храмах уже не совершаются (например, полунощница, повечерие), по той же причине утреня была перенесена на вечер, чтобы утром длительным богослужением не утомлять христиан, собравшихся на литургию.
– Утреня начинается сразу после вечерни с шестопсалмия: читаются шесть псалмов из Псалтири. Сама же Псалтирь состоит из 150 псалмов. Почему для утрени были выбраны именно эти шесть псалмов?
– Если быть точным, то утреня начинается с ангельского пения, ставшим евангельским гимном: «Слава в вышних Богу…» (Лк. 2, 14). Этими словами ангелы известили вифлеемских пастухов о рождении Спасителя, олицетворяющего Утро, пришедшее на смену ночи бездуховности. И уже только затем звучат псалмы. Дореволюционный исследователь богослужебного устава Михаил Николаевич Скабалланович пишет следующее: «Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую от увеличения преследований и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге». Кроме того, шесть псалмов взяты из всех частей Псалтири равномерно, и поэтому они как бы представляют собой всю книгу.
– Во время чтения шестопсалмия в храме гасят свет…
– Этим показывается состояние души человека, которая пребывает в духовной тьме. Кроме того, темнота в храме символизирует тьму смертной ночи.
– Отец Александр, после прочтения трех псалмов на амвон выходит священник. Что это означает?
– Первые три псалма исполнены скорбью и покаянием. И священник, выйдя из алтаря, изображает Самого Спасителя, услышавшего скорбь падшего человечества и разделившего его страдания. Значения шестопсалмия, как говорил преподобный Нектарий Оптинский, очень велико: «это молитва Сына к Богу Отцу».
– Вот почему говорят, что христианам следует с особым усердием внимать словам этой молитвы?
– Преподобный Паисий Святогорец никому не советовал слушать шестопсалмие даже сидя. «Потому что оно символизирует Страшный Суд, – учил старец. – Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статии мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия».
Церковное предание говорит о том, что Страшный Суд будет длиться ровно столько, сколько читается шестопсалмие, то есть вот эти шесть-семь минут. Поэтому нужно не просто внимать, а стоять со страхом Божиим и молить Господа о прощении душ наших, как молился псалмопевец в одном из своих псалмов: «Господи!.. и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый».
Помните: шестопсалмие – это образ Страшного Суда.
– Но вскоре, после прошений ектении и песнопений храм вновь наполняется светом…
– Да, начинается полиелей. Эта служба символизирует Воскресение Христово. В переводе с греческого «поли» – это «много», а «елеос» – «милость». На полиелее мы прославляем Спасителя за Его многие милости к нам. Это очень торжественный момент. Священнослужители через царские врата выходят в центр храма, они держат в руках зажженные свечи, старший священник с дьяконом кадят благоухающим ладаном весь храм, звучат торжественные песнопения, а затем, после дьяконской ектении, читается отрывок из Евангелия, который уносит нас в ту далекую эпоху и делает свидетелями Воскресения Христова. После чтения Евангелия диакон поднимается с ним на амвон, поворачивается лицом к христианам и поднимает Евангелие над головой, как символ Воскресшего Христа. И все поют: «Воскресение Христово видевше...»
– Затем Евангелие устанавливают на аналое в центре храма, христиане по очереди прикладываются к нему, а священник крестообразно помазывает всем лоб освященным маслом – елеем… Зачем это делается?
– В древности елей символизировал собой радость и благословение Божие…
– Как-то я обратил внимание на то, что во время полиелея маслом помазали некрещенного человека. Это допускается?
– Если человек еще не принял Святого Крещения, но собирается это сделать и с верой прикладывается к Евангелию, а потом подходит к священнику для помазания – помазать его не возбраняется. Потому что елеопомазание – это не Таинство, но богослужебный обряд, знамение милости Божий.
– После помазания молящиеся начинают понемногу расходиться. Вечернее богослужение подошло к концу?
– Вовсе нет! Как раз в это время читается канон утрени. Можно сказать, что это центральная часть вечернего богослужения, ведь в каноне прославляются Воскресение
Христово, Пресвятая Богородица, угодники Божии, чествуемые в этот день. А между восьмой и девятой песнями канона поется Песнь Богородицы. Ее предваряет возглас диакона: «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим», который как бы предупреждает христиан о наступлении важного момента в богослужении и призывает выразить особое почтение Божией Матери. Песнь состоит из шести стихов хвалебной речи Девы Марии «Величит душа моя Господа»… и припева к каждой части «Честнейшую херувим…», поэтому песнь иногда называют «Честнейшая». Во время пения диакон совершает каждение всего храма.
– То есть, как я понимаю, все части богослужения особые, одинаково важные, второстепенных нет. Вот и вскоре после Песни Богородицы начинается Великое славословие…
– Совершенно верно. Великое славословие, по определению одного из православных авторов, является взрывом религиозного чувства. В этот момент открываются Царские врата. Великое славословие предваряет торжественный возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет!» В древности этим возгласом священник встречал первый луч утреннего солнца. Но поскольку сейчас утреня совершается вечером, то эти слова должны настраивать нас к созерцанию Бога как несозданного Света: «Во свете Твоем узрим свет». А затем поется Великое славословие. Его начало основано на ангельской песне «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!», которой, как я уже сказал в самом начале, ангелы известили вифлеемских пастухов о Рождении Спасителя мира. А затем поется молитва ко всем лицам Пресвятой Троицы с просьбой о помиловании с торжественным исповеданием Господа нашего Иисуса Христа.
После Великого славословия звучат сугубая и просительная ектении, то есть прошения, затем – возгласы и молитвословия и, наконец, отпуст – молитва, на которой поминаются празднуемое событие.
– На этом Всенощное бдение заканчивается.
– Нет, после нее следует короткая служба первого часа, соответствующая 7 часам утра, но для удобства молящихся перенесенная на вечер. И вот на этом уже всё.
– Спаси Господи, отец Александр!