Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Особенности богослужения в честь Рождества Христова

Особенности богослужения в честь Рождества Христова

В миру Рождество Христово часто называют рождественской сказкой. Праздник на самом деле яркий, по-особенному красивый и поэтому всеми любимый. В первую очередь детьми, которых завораживает рождественская атрибутика и повсеместные рождественские театрализованные представления с их празднично-волшебной бутафорией. Хотя, если уж начистоту, то какая же это сказка – Рождество Христово? Солнце Правды восходит над миром и входит в дом каждого православного христианина во всем своем духовном величие, во всей своей духовной красоте.

В преддверие праздника мы разговариваем с помощником настоятеля архиерейского подворья в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» на станции Мочище протоиереем Андреем Федоровым.

 

– Благословите, отец Андрей!

 

– Бог благословит!

 

– Рождественский пост завершается. Рождество Христово не за горами. И пост этот не самый строгий, в определенные дни можно есть рыбу!..

 

– Дело же не в том, строгий пост или нестрогий, можно есть рыбу или нельзя…  Кто-то вообще всегда ест немного, неприхотлив в еде, с этой точки зрения такие люди и Великий, и Успенский посты переносят легко. Если бы пост заключался только в этом, то есть в изменении обычного рациона питания, отказа от скоромной пищи, уменьшении количества съедаемого!..

 

– Можете и мясо есть, говорили святые, только друг друга не ешьте…

 

– Ну, конечно. Церковь что поет?! «Постясь телесно, братия, / поститься будем и духовно: / развяжем всякие узы неправды; / расторгнем путы подневольных соглашений. / Всякую несправедливую расписку разорвем, / дадим голодным хлеб / и нищих бездомных введем под кров, / чтобы принять нам от Христа Бога великую милость».

 

Зачем нам нужны посты, зачем нам нужен Рождественский пост? Да потому что нам необходимо подготовиться к пришествию Спасителя в мир. Господь приходит не для того, чтобы просто явить себя, но чтобы запечатлеться в душе каждого из нас. А мы знаем, что благодать Божия не входит в «злохудужную душу», чтобы это произошло, нужно находиться в телесной и душевной чистота. И поэтому в течение сорока дней мы постимся: ограничиваем себя в еде, развлечениях, больше читаем духовной литературы, изучаем Священное Писание, чаще исповедуемся, причащаемся Святых Христовых Таин.

– И настроение покаянное – тоже важно…

 

Тем более что есть в чем каяться. Но в то же время в течение поста во все воскресные и праздничные дни на утрени уже поются ирмосы Рождественского канона: «Христос рождается, — славьте! Христос с небес, — встречайте!», или «Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!», или «Вижу необычайное и непостижимое таинство: пещера — небо; Дева — престол херувимский; ясли — вместилище, в котором возлежит невместимый Христос Бог. Его мы, воспевая, величаем». Кроме этого, в дни памяти святого апостола Андрея Первозванного, а также - на святителя Николая Чудотворца и пророка Даниила и трех отроков в пещи огненной звучат очень светлые, пронзительные стихиры предпразднества, раскрывающие внутреннее состояние Девы Марии, принявшей в Себя «воплотившееся Слово неопально». Ну вот хотя бы это: «Как Тебя Моим Сыном нареку, Сама являясь ныне Рабой Твоею? Воспеваю, благословляю Тебя, подающего миру великую милость!" То есть пост - это не только покаяние, но и священный трепет и радостное ожидание чуда рождения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

 

Отец Андрей, вы упомянули сейчас пророка Даниила, но я где-то читал, что в богослужениях Рождественского поста большое внимание уделяется вообще всем пророкам, нет?

 

Предпоследний воскресный день перед Рождеством Христовым посвящен воспоминанию святых праотец, или праотцев, то есть всех древних родоначальников и патриархов еврейского народа и их потомков – от Адама до Иосифа Обручника. А воскресный день перед самим праздником – это Неделя святых отцев – святых сродников по плоти Господа Иисуса Христа. Все они либо возвестили народ о грядущем Миссии, либо прообразовали собой пришествие Христово.

 

Батюшка, вопрос о праздновании Нового года! Раньше и Церковь, и государство жили по юлианскому календарю, и проблем не возникало. Но с переходом государства на григорианский календарь все встало с ног на голову. В результате, гражданский Новый год отмечают теперь до Рождества Христова, и многим приходится нарушать пост в угоду светскому празднику, гражданским традициям, трудовому коллективу, невоцерковленным родственникам…

 

– Ну а зачем же нарушать? Прежде всего, пост – это трезвение, а трезвение есть рассудительность. Нужно ко всему подходить с рассуждением, стараться не обидеть окружающих категорическим отказом. Но даже если по человеческому разумению, отказаться от предложения нет никаких сил или возможностей, то ведь участие в празднике вовсе не должно сводиться к нарушению канонов, тем более какой-то вакханалии.

 

Насколько я знаю, некоторые христиане встречают Новый год за праздничным столом, и грехом это, по-видимому, не считают, если, конечно, не упиваться, не объедаться и не отплясывать всю ночь перед телевизором.

 

– Всегда должно присутствовать воздержание, не зависимо от того, пост на дворе или нет. Ведь и постной пищей можно объедаться, и лимонадом упиваться.

 

Но вот что я хочу сказать. По благословению Святейшего Патриарха, во всех храмах накануне Нового года совершаются новогодние молебны: христиане собираются в церкви и просят у Бога прощение за совершенные в течение прошедшего года грехи и благословение на следующий год. Больше того, теперь во многих храмах в новогоднюю ночь совершают Божественную литургию, славят и благодарят Господа за прошедший год, исповедуются, причащаются. Вот и мы у себя, в Мочище, в ночь с 31 декабря на 1 января будем служить новогоднюю Божественную литургию. А потом соберёмся на общую трапезу, которая, как говорили святые отцы, является продолжением литургии. Трапеза будет праздничная, но постная. Приглашаем.

 

Хочу также напомнить, что 1 января Русская Православная Церковь вспоминает подвиг мученика Вонифатия, который вел вольную, разгульную жизнь, не отказывал себе в удовольствиях, но однажды, увидев горячую веру христиан, шедших ради Христа на смерть, тут же сам уверовал и не задумываясь отдал за Него свою жизнь. О чем это говорит? Все эти временные развлечения, страстные привычки – ничто по сравнению с верой во Христа и вечной жизнью. 

 

– Почему после Нового года рекомендуется усилить пост?

 

– Дни предпразднества – 2-6 января – действительно рекомендуется провести в строгом воздержании. Приближается великое событие, в мир приходит Христос. Эти дни по литургической структуре напоминают Страстную седмицу перед Светлым Христовым Воскресением. При этом 6 января является кульминацией Рождественского поста. Этот день называют Навечерием или рождественским сочельником. Сочельник происходит от слова «сочиво» - это постное блюдо, приготовленное из крупы, орехов, сухофруктов и меда. Этой едой христиане поддерживали свои силы в течение всего рождественского сочельника.  Но некоторые христиане, по благословению своих духовников, в этот день вообще не пьют и не едят.

 

Богослужение, совершаемое в этот день, преисполнено событиями, предвещающими рождение в мир Спасителя - это очень важно знать! Многие невоцерковленные люди приходят ночью на праздничную Божественную литургию, полагая, что здесь и сейчас будет происходить все самое главное. Они правы, но отчасти. Великие часы с вечерней, совершаемые во время Навечерия, дают полное представление о празднике Рождества Христова как о земном и мистическом явлении. Великие часы называют «богослужением самого праздника». На каждом часе говорится о том, как все происходило до этого великого события, как будто наяву звучат слова пророков, предвозвещающих Рождество Спасителя.

 

Один батюшка сравнил суточное богослужение с полетом птицы, подчеркнув при этом, что приходить на Божественную литургию, не посетив накануне вечернюю службу, все равно что лететь с одним крылом.

 

Так вот всенощное бдение с Великими часами и последующая за ними литургия Василия Великого (она совершается всего-то десять раз в году и отличается от других литургий особенной торжественностью) накануне Рождества Христова, а затем и сама ночная праздничная Божественная литургия Иоанна Златоуста является в этой череде богослужений единым целым. Христианину нужно стараться не пропускать эти службы.

 

– Говорят, что ежедневные богослужения всегда отличаются друг от друга, никогда не повторяется. Есть, конечно, неизменяемые части, но в то же время каждый день в них обязательно привносится что-то новое, отличное от предыдущего: звучат иные каноны, песнопения, изменяются отдельные части богослужения – в зависимости от того, какое событие празднуется в этот день, читают Апостол и Евангелие дня. В этом смысле праздник Рождества Христова, наверное, особенно заметен?

 

Божественная литургия, совершаемая в день праздника, по большому счету, была и остается той же – те же действия, те же молитвы, литургических особенностей немного. Но она потому и называется Рождественской, что наполнена особой радостью – ведь в мир пришел Спаситель!  И праздничные антифоны богослужения извещают нас: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих!» Это «начало всех праздников», - так называл Рождество Христова святитель Иоанн Златоуст. Ну и потом сама служба – ночная. Временем суток совершаемое богослужение передает достоверность события, ведь Рождество Спасителя произошло ночью. Вот, Евангелие от Луки: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень…И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь…Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

По завершении праздничной службы люди расходятся по домам, разговляются… Однако организм-то отвык от скоромного!..

– Нельзя позволять себе излишеств, тем более в Рождественскую ночь после причастия Святых Христовых Таин. И сорокодневный пост, и усиленные молитвы, и длительные службы Навечерия, и ночная праздничная служба – все это для того, чтобы православный народ мог причаститься в Рождество Христово. Это – главное. А не разговение.

 

«Будьте как дети». В пост многие из них отказываются от сладкого, откладывают конфеты и шоколадки до праздника, накапливают, а в Рождество Христово раздают тем, кто лишен этой радости – отдают в дома сирот, дома престарелых, в детские колонии… Они и сами переживают радость светлого праздника и хотят этой радостью поделиться с другими – хотя бы таким способом.

 

Наше правительство пошло нам навстречу, устроило длительные рождественские выходные, и проводить их нужно не у телевизора. Некоторые сутками сидят у стола, и уже не знают, что еще съесть или выпить. Другие ездят каждый день в лес на прогулки, катаются на лыжах, то есть активно отдыхают. Это лучше. Но Рождественские дни – святки – нужно проводить не так. Это время для духовной радости, для особой молитвы. Бог пришел в этот мир! Мы не одиноки!

 

8 января Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. Мы прославляем Пресвятую Богородицу, благодаря Которой стало возможным Боговоплощение.  Традиционно в эти дни в наш храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» приезжают дети-паломники из Омска, Томска, Кузбасса, Горного Алтая, чтобы помолиться пресвятой Богородице у Ее чудотворных икон «Скоропослушницы» и «Иверской». Приезжают на несколько дней, останавливаются в нашей новой просторной гостинице, которая способна вместить до ста человек. В четверг, сразу после литургии, у нас читают акафист у чтимой Иверской иконы Божией Матери, на который собираются как местные жители, так и новосибирцы. Кто-то изъявляет желание потрудиться на подворье во славу Божию. Пожалуйста! Можно чистить снег, протирать пыль, мыть полы, помогать на строительстве нового двухэтажного храма, который милостью Божией понемногу достраиваем. Сейчас ведется роспись нижнего храма.

 

 

Дмитрий Кокоулин

 

 

Поделиться публикацией:

Статьи

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Очерк истории Новосибирской епархии

Глава 1. Эпоха, в которую родилась епархия 

Милосердие - путь ко спасению души

100-летию Новосибирской епархии  

Наши культурные утраты и наши духовные надежды

Доклад митрополита Новосибирского и Бердского Никодима на IX Парламентских Рождественских встречах  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «В Новосибирске завершился Кубок имени великомученика Георгия Победоносца по хоккею с шайбой» перейти в фотогалерею
Система Orphus