Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Выбор богомудрой женщины – великое в малом

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Выбор богомудрой женщины – великое в малом

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег, что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке целомудрие, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу – Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар – премудрость.

Богомудрость проявляется в делах, поступках, имеет «точку приложения» в ежедневной жизни. Для человека, по большому счету» жизнь состоит из выбора. Эта свобода выбора изначально дана нам Богом. Представляется, что именно в том, что мы выбираем и проявляется мудрость. Если в основу выбора своих действий у человека полагается духовность, особый духовный настрой, его называют премудрым или богомудрым. Почему это важно – сделать правильный выбор? Как это потом скажется на судьбе человека. Ответы попробуем найти в житие святой княгини Ольги.

Вспомним, как впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных.

Такие увещания к целомудрию, обращенные блаженною Ольгою к Игорю, образумили последнего, пробудив в нем чувство стыда. И удивился князь, столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы. Действительно, подобный поступок Ольги достоин удивления: не зная истинного Бога и Его заповедей, она обнаружила такой подвиг в защите целомудрия, тщательно охраняя чистоту своего девства, она образумила юного князя, укротив его словами мудрости. Он молчал, не находя слов для ответа; так они переплыли реку, а потом расстались. 

Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

Так в житие показан целомудренный образ Ольги, образ цельной личности, наделенной настоящим чувством собственного достоинства и житейски мудрой. Как важно и сейчас для современных девушек «беречь честь смолоду», для женщин – хранить целомудрие, какими великими могут быть последствия от твердого «нет», сказанного мужчине.

У преподобного Амвросия Оптинского мы видим еще одно значение увещевания княгини Ольги для воспитания. Он для исправления поступков сына так советует матери иногда говорить полушутливым тоном: «Ты ведь молодой князь; через такие поступки не ударяй себя лицом в грязь».

Ольга отказывает, но отказывает дипломатично, так, что князь не чувствует себя оскорбленным таким отказом. И мы увидим, что и в дальнейшем мудрость Ольги ляжет в основу дипломатического решения политических вопросов.

А как же ее жестокость? Какова страшная месть овдовевшей княгини древлянам за убийство мужа! Казалось бы, репутация Ольги, будущей христианки, скомпрометирована этой известной историей. Но обратимся к содержанию самого происшествия. Заметим, что события, связанные с древлянами, нельзя отрывать от общих примет времени и от той ситуации, того положения, в котором оказалась княгиня. Ольга была ответственна за общее положение на Руси, за судьбу будущего государства и уже неразрывно связанного с ним княжеского семейства. Не прими Ольга тех мер, жестоких, но «понятных» всем и каждому на бескрайних просторах Руси, то, безусловно, будущее для населявших ее территорию племен было бы другим. Княжеская власть утратила бы авторитет, ее бы нигде ни во что не ставили бы. Объединяющее начало оказалось бы подорванным в основе.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. Великая княгиня Ольга отправляется в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», – повествует житие святой Ольги. Сделав, казалось бы, свой, частный выбор в пользу христианства, великая княгиня Ольга, закладывает основы и для последующего цивилизационного государственного выбора.

Нельзя не отметить историю крещения святой Ольги в Царьграде. Вот Ольга ждет, ждет долго, месяцами, когда ее примет император. Ее достоинство великой княгини получает тяжкое испытание, как и испытывается ее стремление получить истинную веру, стать сопричастной вере через Святое Крещение. Главное испытание – перед самим крещением. Это знаменитое «предложение руки и сердца» восхищенного русской княгиней византийского императора. По летописи Ольга укоряет императора, как, мол, можно думать о браке до крещения, а вот после крещения – посмотрим. И просит императора быть ее восприемником, т.е. крестным отцом. Когда же после крещения император возвращается к своему брачному предложению, Ольга напоминает ему, что брака между «кумовьями» быть не может. И восхищенный император восклицает: «Перехитрила ты меня, Ольга!». Ольга отказала, и отказала, как это свойственно ей, дипломатично. Ведь дать отворот поворот императору впрямую – это оскорбить его.

Но что может стоять за словами летописи? На троне «всемирной» Византийской империи был тогда Константин «Багрянородный». Это был человек более чем незаурядного ума, прожженный политик и политик удачливый. И уж, конечно, он был достаточно образован, чтобы помнить о невозможности брака между крестным отцом и крестной дочерью. Но «предложение руки и сердца» все-таки было. И было оно, вероятно, вполне в духе знаменитого византийского коварства, а не простодушного восхищения княгиней далекой Руссии. Поставило же это предложение русскую княгиню в весьма неприятное положение. Отказать – это пренебрежение оказанной честью, прямое оскорбление императорскому трону. Согласиться стать императрицей Византии – показать, что честолюбие и гордость выше христианских ценностей, а значит взойти на императорский трон не честным путем, путем коварства.

Ответ Ольги прост и мудр. Благодаря своему ответу, она сразу получает искомое – Крещение в Православную Веру. Ее ответ – это ответ и политика, и христианки. Вот его смысл. «За честь породниться с великим Македонским (так называлась правящая тогда династия) императорским домом благодарю. Давай, император, породнимся. Но родство наше будет не по плоти, а духовное. Будь моим восприемником, крестным отцем!». А в скобках следует: «Мне, княгине, и нам, русским христианам, нужна истинная, спасительная Вера, которой вы, византийцы, богаты. И только. А ваш залитый кровью, опозоренный всеми пороками и преступлениями трон нам не нужен. Мы будем созидать свою страну на основании общей с вами Веры, а остальное ваше (и трон тоже) пусть остается у вас, как данное Богом на ваше попечение». Такова суть ответа святой Ольги, который открыл ей и России путь к Крещению. И искомая вера была получена, и честь России была спасена, и исторический выбор для России сделан! Этот выбор был сделан святой княгиней Ольгой. Он определил независимый путь России, как православной страны, в последующей мировой истории.

Исполнилось и пророчество святой о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира – Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории. «Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Могут быть различные мнения относительно роли Богомудрой Ольги в судьбах нашего Отечества, но для всех бесспорен тот образ, который запечатлен навсегда в нашей национальной памяти.

Это величественный образ женщины с несокрушимой волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Святая Ольга – необычайно цельная личность, подлинно великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства. Более того, именно ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.


Автор: Ольга Прасолова

Поделиться публикацией:

Статьи

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Очерк истории Новосибирской епархии

Глава 1. Эпоха, в которую родилась епархия 

Милосердие - путь ко спасению души

100-летию Новосибирской епархии  

Наши культурные утраты и наши духовные надежды

Доклад митрополита Новосибирского и Бердского Никодима на IX Парламентских Рождественских встречах  

Книжная коллекция «Просветитель Алтая» в цифровом формате

Новосибирская государственная областная научная библиотека (НГОНБ) – обладатель уникального фонда редких книг, представляющих огромную духовную и культурную ценность 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Никодим совершил Божественную литургию в честь Рождества Христова» перейти в фотогалерею
Система Orphus