Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Воодушевить на подвиг Великого поста

Воодушевить на подвиг Великого поста

Наступление Великого поста христиане ждут с некоторым внутренним напряжением, но напряжение это тихое и радостное, поскольку оно прочно связано с трепетным ожиданием Праздника праздников, Торжества из торжеств, когда Церковь с ликованием возглашает «Христос Воскресе!»

– Это произойдет уже скоро, – говорит настоятель храма в честь Преподобных отцов Киево-Печерских иерей Александр Приходько, указывая тем самым на то, что время летит очень быстро. – Мы же пока только собираемся войти в этот пост, и, конечно, надеемся на то, что с Божией помощью в очередной раз смиренно вступим на поприще Святой Четыредесятницы и достойно пройдем это путь.  

Отец Александр, время, в котором мы сейчас все находимся, называется подготовительным периодом к Великому посту. Для чего нужна эта подготовка и в чем она заключается?

  Наверное, было бы неправильно вот так сразу начать строго поститься. Одной решимости для этого недостаточно. Человеку прежде необходимо внутренне настроить себя. Необходим постепенный переход из одного состояния в другое. В противном случае – это показывает многовековой опыт Церкви – человек, без подготовки приступивший к аскетическим подвигам, в частности к подвигу Великого поста, может быстро потерять усердие, отчаяться и совершенно отступить от своего делания. Чтобы этого не произошло, ему нужно дать необходимые наставление и духовно укрепить.

Церковь установила специальные подготовительные Недели. Первая из них – Неделя мытаря и фарисея. Почему именно так она называется, есть ли здесь какая-то связь с Великим постом?

В эту Неделю на Божественной литургии читается притча о тщеславном фарисее и смиренном мытаре, который вышел из храма «более оправданный» Богом, чем ревностный исполнитель Божиих заповедей. Притча поучает нас тому, что истинное сердечное смирение является одной из главнейших добродетелей в деле спасения души, и никакие аскетические подвиги не могут принести пользы, если они не наполнены смирением. Больше того, они способны навредить, вызвать особо тяжелый недуг души, которым и страдал фарисей – это превозношение и гордость. В связи с этим, последующая за Неделей о мытаре и фарисее седмица – сплошная, во время нее отменяются обычный пост в среду и пятницу. Это делается как предупреждение о том, чтобы строгое исполнение установленных предписаний не оказалось проявлением фарисейской ревности.

– Встречаются люди, которые в состоянии, близком к унынию, говорят о том, что они настолько грешны, что уже никакой пост не поможет им очиститься.

Перед Великим постом человеком, действительно, может овладевать уныние. Он пытается жить по Евангелию, пытается молиться, но у него ничего не получается. И в результате у него появляются мысли, что он просто не приспособлен к духовной жизни. Именно поэтому в преддверии поста Церковь установила вторую подготовительную Неделю – о блудном сыне. Через притчу Евангелие наставляет нас, что при сердечном раскаянии о своих грехах, глубоком покаянии и смирении у человека, пусть даже и серьезно согрешившего, всегда есть возможность получить прощение Отца Небесного.  «Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим», говорит отцу блудный сын. И обрадованный его возвращением в семью отец обнимает и целует его, просит рабов своих принести для него лучшую одежду и надеть на руку его перстень, как знак восстановления в сыновьих правах.

Боязливость и тем более уныние недопустимы не при каких обстоятельствах. Конечно, священник должен своевременно распознать духовное состояние человека и помочь ему преодолеть возникшие трудности, воодушевить на подвиг Великого поста.    

Следующая за Неделей о блудном сыне – Неделя мясопустная. Она напоминает нам о том, что после этого дня по церковному Уставу христиане перестают употреблять в пищу мясо. Но разрешаются рыба и молочные продукты. В народе эти дни называют масленицей. По поводу неё я однажды услышал восторженные рассуждения одного невоцерковленного человека, мол, насколько мудро всё устроено в Церкви: постепенное ограничение в пищи помогает организму привыкать к пищевым ограничениям, в то время как резкий отказ от мяса и молочных продуктов может вызвать проблемы со здоровьем.

Ограничение в пищи хотя и необходимо, но не столь важно. Нельзя забывать о том, что мясопустная Неделя имеет и другое название – Неделя о Страшном Суде. Этот день посвящен Суду Божиему над миром и всеобщему воскресению из мертвых. Христос откроется каждому человеку и будет судить каждого по его делам. И тогда человеку будет определено его место – вечные райские обители или ад. Поэтому главное – это молитва. После мясопустной Недели она должна стать особенной. В храмах начинают читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина, наполненною глубоким покаянием. Можно сказать, что это есть начало поста.

А в это время народ празднует масленицу, ест блины с красной икрой, пьет вино… Как в песне: «Эх, пить будем и гулять будем, а смерть придет – помирать будем…»

Святые отцы жестко осуждали массовые гуляние, посвященные языческой масленице.  Если на то пошло, то лучше в это время сходить в гости к родным и близким, чтобы испросить у них прощения, совершить тихую трапезу, чем предаваться безудержному веселью.

Опять же напомню: последняя подготовительная Неделя, после которой начинается Великий пост, именуется Неделей об изгнании Адама из рая, вспоминается первородный грех человечества. Плач Адама… В этот воскресный день вечером совершается чин прощения, во время которого священники меняют светлое облачение на темное, великопостное. Все – и клирики, и прихожане – просят друг у друга прощения, чтобы на следующий день с чистой совестью выйти на поприще Великого поста.

Бывает очень непросто простить обидчика или самому попросить прощение – иной раз язык не поворачивается. Но если понимаешь, что без этого никак нельзя, то, случается, просто оттарабанишь механически, как министр-администратор в «Обыкновенном чуде»: «был не прав, вспылил… раскаиваюсь, прошу дать возможность загладить, искупить. Всё… ушёл…»

Дело в том, что пост – время особого покаяния, а покаяние невозможно без искренней просьбы о прощении. В противном случае пост просто не совершится. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что «пост не допускает злопамятства. А собирающие в память огорчения и сделанное им зло, хотя по-видимому молятся и постятся, но подобны людям, которые черпают воду и выливают ее в разбитую бочку». К Богу они не приближаются.

Ну а если нет никакой силы попросить прощения или простить?

Господь подает эту силу просящим у Него во Святых Таинствах. Это сила Благодати Божией. Она способна помочь человеку внутренне измениться и справиться с собой. Только нужно начать, без начала не будет совершения дела.

– Самое начало поста называют самым строгим и потому самым трудным.  Эти трудности тоже ведь не касается только пищевого поста. Речь, по-видимому, идет и о другом?

В первый день Великого поста по монастырскому Уставу предписывается полное воздержание от пищи. В последующие дни седмицы положено сухоядение. Но это в монастырях. На городских приходах такой строгости, конечно же, нет. Многие прихожане работают, другие обременены хроническими болезнями – им полный отказ от пищи или сухоядение не рекомендуется. Но вы правы – речь не об этом. Главное – это постовые богослужения. Они особенно продолжительные, с земными поклонами. С понедельника по четверг включительно в храмах на вечернем богослужении читается Великий канон преподобного Андрея Критского. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Многие христиане, отличающиеся особым благочестием, стараются не пропустить ни одну из этих служб и, конечно, причащаются на Литургии Преждеосвященных Даров. Некоторые из тех, кто работает, даже берут недельный отпуск, чтобы посвятить первые дни Великого поста молитве. Это большое дело.  

– Первая Неделя Великого поста – Торжество Православия. Провозглашается: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!» Все очень торжественно, красиво.

В этот день атмосфера в храмах эмоционально насыщена. Служится литургия святителя Василия Великого. Она совершается всего несколько раз в году – в Рождественский сочельник, на праздник Крещения Господня, в день памяти самого святителя Василия Великого, в воскресные дни Великого поста, а также в Великий Четверг и Великую Субботу Страстной седмицы.  Храмы наполняются верующими, люди исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Это первый воскресный день Великого поста, поэтому он конечно особенный.

– Торжество Православия приурочено к окончательной победе над иконоборчеством. Но почему первая неделя Великого поста посвящена именно этому событию?

История победы над иконоборчеством хорошо известна. Император Феофил активно поддерживал эту ересь. Однако после его смерти, императрица Феодора восстановила иконопечатание. Торжественное празднование по этому поводу состоялось в Софийском соборе в первое воскресенье Великого Поста в 843 году. Однако в день Торжества Православия мы вспоминаем не только это событие, но говорим о победе над всеми ересями и провозглашаем истинность нашей веры, веры Православной.

Записал Дмитрий Кокоулин

(Продолжение следует)

Поделиться публикацией:

Статьи

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «В Новосибирске завершился Кубок имени великомученика Георгия Победоносца по хоккею с шайбой» перейти в фотогалерею
Система Orphus