Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Празднование Пасхи: исторические и географические штрихи

Празднование Пасхи: исторические и географические штрихи

Каждую неделю Церковь вспоминает важнейшее событие истории нашего спасения – Воскресение Христово. Уже в раннехристианской литературе говорится, что воскресный день отмечался особо.

Раз в год это воспоминание носит особо торжественный характер. Святитель Григорий Богослов называет Пасху «праздником праздников и торжеством торжеств». Это – молитвенное предвкушение будущего всеобщего воскресения.

В этой заметке мы совершим краткий экскурс в историю и географию праздника Пасхи. Мы коснемся отдельных ярких фрагментов, которые, возможно, помогут воспринять величайшее торжество в истории человечества более широко.

Древнейший праздник

Пасха – древнейший христианский праздник. К IV веку и на Западе, и на Востоке пасхальное торжество представляло собой, прежде всего, ночное бдение с субботы на воскресенье. Начиналось оно с чтения серии отрывков из Ветхого Завета. Так, в практике древней Иерусалимской Церкви в состав богослужения входили 12 паремий, которые читали диаконы. По окончании каждой из паремий следовали ектения и молитва. Предварялись паремии чтением прокимнов, взятых последовательно из псалмов с 9-го (1-я паремия) по 20-й (12-я паремия). Одновременно в баптистерии совершалось крещение оглашенных. После прихода новокрещеных в храме читались отрывки из Нового Завета и совершалась Евхаристия. Отражением этого в современной практике является пение крещального «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» вместо Трисвятого как на литургии Великой Субботы, так и на пасхальном богослужении. В практике Восточной Церкви это богослужение с крещением было перенесено на Великую субботу, а для самого дня Пасхи сложилось новое богослужебное последование. Его основу составили тексты, прославляющие Воскресшего Христа.

Особенностью празднования Пасхи в Иерусалимской Церкви в IV–VII вв. было шествие после литургии на Гроб Господень с пением гимнов. Вечером в сам день Пасхи вечернее богослужение начиналось на Елеонской горе, где читался отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о явлении Спасителя двум путникам. После этого молящиеся отправлялись на Сион, где совершалась вечерня. Однако такая практика прекратилась в связи с неудобствами, связанными сначала с арабской, а затем латинской оккупацией.

Благодатный огонь

Традиция получения благодатного огня от Святого Гроба впервые фиксируется в IХ веке. Об этом сообщает латинский монах Бернард в своем «Паломничестве».

Интересно празднование Пасхи в Константинополе сторонниками гонимого святителя Иоанна Златоуста в 404 г. Богослужение они совершили в банях, вероятно по причине наличия там бассейнов с водой, что доказывает связь принятия таинства Крещения с Пасхой.

Подробные описания празднования Пасхи в Константинополе относятся к постиконоборческому периоду, то есть после IX века. Активное участие в праздновании в главном храме империи – соборе Святой Софии – принимал император. В частности, он переоблачал престол перед пасхальным богослужением и совершал каждение. Именно к Пасхе глава государства приурочивал традиционное годовое приношение на содержание храма.

Интересно, что еще в византийский период Евангелие на ночной пасхальной литургии читалось на нескольких языках. Сначала один из диаконов читал священный текст на латыни, а потом сам патриарх читал на греческом.

После пасхальной литургии патриарх торжественно возлагал на императора корону, что символизировало обновление его царских полномочий.

Цветная Триодь

Книга, в которой содержатся пасхальные песнопения, называется Цветной Триодью. Полное пасхальное последование совершается в течение года 12 раз. В 1-й день Пасхи, на всей Светлой седмице, а также в Недели (воскресенья) жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, в соединении с последованиями этих Недель. И наконец на отдание Пасхи, накануне праздника Вознесения Господня.

В православном календаре есть как непереходящие праздники, то есть отмечающиеся ежегодно в один тот же день, например Рождество Христово (25 декабря /7 января), так и переходящие, празднования которых в разные годы совершается в разные дни. К последним и относится Пасха, а также связанные с ней великие праздники, такие как Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница. Но есть и несколько других праздников, которые отмечаются на Светлой седмице. Это, например, праздники в честь чтимых икон Пресвятой Богородицы Иверской в Светлый Вторник, Касперовской – в Светлую Среду, «Живоносный источник» – в Светлую Пятницу. Также в Светлую Среду празднуется память отцов, подвизавшихся на горе Синай.

Особенности богослужения

Есть интересные особенности в пасхальном богослужении в разных Поместных Церквах. Так, в Антиохийской Православной Церкви во время ночного крестного хода один из диаконов остается в храме. Перед тем как открыть двери храма и впустить молящихся по окончании крестного хода происходит чтение 23-го псалма в виде между священником и диаконом. Цвет облачений в Антиохийской Церкви на Страстной седмице – красный, что символизирует крестные страдания Спасителя, а вот цветом пасхальном радости является белый.

Празднование Пасхи нашло значительное отражение в народных обычаях. Проиллюстрируем это на примере братского нам славянского народа – болгар. Оригинально объяснение ими обычая красить пасхальные яйца. Болгарское народное поверье гласит, что после распятия Господа пришла курица и оставила у Креста яйцо, которое и покрылось кровью, истекавшей из ран Спасителя. Большинство православных болгар на праздник Пасхи вкушают баранину, что связано с образом Христа, как жертвенного агнца.

Главный выходной

Первый день Пасхи является выходным во всех традиционно христианских странах, так как приходится на воскресенье. Но в ряде стран выходными являются и некоторые «соседние» дни.

Рекордсменом в данном отношении является Грузия. В этой стране вообще все двунадесятые праздники являются государственными выходными днями. А на Пасху граждане этой страны свободны от работы почти неделю (с Великого Четверга по Светлый Вторник включительно) и имеют возможность в эти святые дни принимать участие во всех богослужениях. С верующих, возвращающихся домой после ночного пасхального богослужения, не взимается плата в метро. Если Вас приветствуют по-грузински «Кристе Агсдга!», то правильным ответом будет: «Чешмаритад Агсдга!» («Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»).

Во многих христианских странах, в том числе православных, таких как Румыния, Кипр, Черногория, выходными являются также Великая Пятница и/или Светлый Понедельник.

Уникальная ситуация сложилась в Албании. Сейчас в этой стране религиозная свобода, но многие верующие еще помнят то время, когда Пасха была запрещена, и если полиция находила у человека дома крашеное яйцо или разукрашенную яичную скорлупу, то этот человек подвергался тюремному заключению. Жесточайшему прессингу со стороны местных коммунистов подвергались также католики и мусульмане. И теперь, когда гонения прекратились, верующие не только разных конфессий, но и религий разделяют радость праздников своих соотечественников другой веры.

Совершив краткий экскурс в историю и географию празднования Пасхи, рассмотрев некоторые богослужебные и домашние особенности торжества, мы увидели значительное разнообразие. Но все православные христиане едины в торжестве о Воскресшем Господе, Своими Страданиями и Воскресением даровавшем нам спасение и вечную жизнь. Христос воскресе – воистину воскресе! 

Евгений ЧЕТВЕРЯКОВ

Поделиться публикацией:

Статьи

Проповеди, послания и воззвания Святейшего Патриарха Тихона как исторический источник

25 марта 2025 года (7 апреля по новому стилю), в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, исполняется 100 лет со дня блаженной исповеднической кончины великого святителя Церкви Христо... 

Священник Иаков Конкин: «Мы призваны свидетельствовать о вере»

Благочинному III Градского благочиния, руководителю епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятелю храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кировском райо... 

Церковь – наша учительница

Юбилею настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Новосибирска протоирея Александра Матрука 

Главное в сердце своем хранить веру!

К 20-летию православного центра глухих.  

Пою Богу моему

30 сентября протодиакону Вознесенского кафедрального собора, руководителю канцелярии Новосибирского Епархиального Управления Александру Егорову исполнилось 50 лет.  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил Литургию в праздник Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus