Каждую неделю Церковь вспоминает важнейшее событие истории нашего спасения – Воскресение Христово. Уже в раннехристианской литературе говорится, что воскресный день отмечался особо.
Раз в год это воспоминание носит особо торжественный характер. Святитель Григорий Богослов называет Пасху «праздником праздников и торжеством торжеств». Это – молитвенное предвкушение будущего всеобщего воскресения.
В этой заметке мы совершим краткий экскурс в историю и географию праздника Пасхи. Мы коснемся отдельных ярких фрагментов, которые, возможно, помогут воспринять величайшее торжество в истории человечества более широко.
Древнейший праздник
Пасха – древнейший христианский праздник. К IV веку и на Западе, и на Востоке пасхальное торжество представляло собой, прежде всего, ночное бдение с субботы на воскресенье. Начиналось оно с чтения серии отрывков из Ветхого Завета. Так, в практике древней Иерусалимской Церкви в состав богослужения входили 12 паремий, которые читали диаконы. По окончании каждой из паремий следовали ектения и молитва. Предварялись паремии чтением прокимнов, взятых последовательно из псалмов с 9-го (1-я паремия) по 20-й (12-я паремия). Одновременно в баптистерии совершалось крещение оглашенных. После прихода новокрещеных в храме читались отрывки из Нового Завета и совершалась Евхаристия. Отражением этого в современной практике является пение крещального «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» вместо Трисвятого как на литургии Великой Субботы, так и на пасхальном богослужении. В практике Восточной Церкви это богослужение с крещением было перенесено на Великую субботу, а для самого дня Пасхи сложилось новое богослужебное последование. Его основу составили тексты, прославляющие Воскресшего Христа.
Особенностью празднования Пасхи в Иерусалимской Церкви в IV–VII вв. было шествие после литургии на Гроб Господень с пением гимнов. Вечером в сам день Пасхи вечернее богослужение начиналось на Елеонской горе, где читался отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о явлении Спасителя двум путникам. После этого молящиеся отправлялись на Сион, где совершалась вечерня. Однако такая практика прекратилась в связи с неудобствами, связанными сначала с арабской, а затем латинской оккупацией.
Благодатный огонь
Традиция получения благодатного огня от Святого Гроба впервые фиксируется в IХ веке. Об этом сообщает латинский монах Бернард в своем «Паломничестве».
Интересно празднование Пасхи в Константинополе сторонниками гонимого святителя Иоанна Златоуста в 404 г. Богослужение они совершили в банях, вероятно по причине наличия там бассейнов с водой, что доказывает связь принятия таинства Крещения с Пасхой.
Подробные описания празднования Пасхи в Константинополе относятся к постиконоборческому периоду, то есть после IX века. Активное участие в праздновании в главном храме империи – соборе Святой Софии – принимал император. В частности, он переоблачал престол перед пасхальным богослужением и совершал каждение. Именно к Пасхе глава государства приурочивал традиционное годовое приношение на содержание храма.
Интересно, что еще в византийский период Евангелие на ночной пасхальной литургии читалось на нескольких языках. Сначала один из диаконов читал священный текст на латыни, а потом сам патриарх читал на греческом.
После пасхальной литургии патриарх торжественно возлагал на императора корону, что символизировало обновление его царских полномочий.
Цветная Триодь
Книга, в которой содержатся пасхальные песнопения, называется Цветной Триодью. Полное пасхальное последование совершается в течение года 12 раз. В 1-й день Пасхи, на всей Светлой седмице, а также в Недели (воскресенья) жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, в соединении с последованиями этих Недель. И наконец на отдание Пасхи, накануне праздника Вознесения Господня.
В православном календаре есть как непереходящие праздники, то есть отмечающиеся ежегодно в один тот же день, например Рождество Христово (25 декабря /7 января), так и переходящие, празднования которых в разные годы совершается в разные дни. К последним и относится Пасха, а также связанные с ней великие праздники, такие как Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница. Но есть и несколько других праздников, которые отмечаются на Светлой седмице. Это, например, праздники в честь чтимых икон Пресвятой Богородицы Иверской в Светлый Вторник, Касперовской – в Светлую Среду, «Живоносный источник» – в Светлую Пятницу. Также в Светлую Среду празднуется память отцов, подвизавшихся на горе Синай.
Особенности богослужения
Есть интересные особенности в пасхальном богослужении в разных Поместных Церквах. Так, в Антиохийской Православной Церкви во время ночного крестного хода один из диаконов остается в храме. Перед тем как открыть двери храма и впустить молящихся по окончании крестного хода происходит чтение 23-го псалма в виде между священником и диаконом. Цвет облачений в Антиохийской Церкви на Страстной седмице – красный, что символизирует крестные страдания Спасителя, а вот цветом пасхальном радости является белый.
Празднование Пасхи нашло значительное отражение в народных обычаях. Проиллюстрируем это на примере братского нам славянского народа – болгар. Оригинально объяснение ими обычая красить пасхальные яйца. Болгарское народное поверье гласит, что после распятия Господа пришла курица и оставила у Креста яйцо, которое и покрылось кровью, истекавшей из ран Спасителя. Большинство православных болгар на праздник Пасхи вкушают баранину, что связано с образом Христа, как жертвенного агнца.
Главный выходной
Первый день Пасхи является выходным во всех традиционно христианских странах, так как приходится на воскресенье. Но в ряде стран выходными являются и некоторые «соседние» дни.
Рекордсменом в данном отношении является Грузия. В этой стране вообще все двунадесятые праздники являются государственными выходными днями. А на Пасху граждане этой страны свободны от работы почти неделю (с Великого Четверга по Светлый Вторник включительно) и имеют возможность в эти святые дни принимать участие во всех богослужениях. С верующих, возвращающихся домой после ночного пасхального богослужения, не взимается плата в метро. Если Вас приветствуют по-грузински «Кристе Агсдга!», то правильным ответом будет: «Чешмаритад Агсдга!» («Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»).
Во многих христианских странах, в том числе православных, таких как Румыния, Кипр, Черногория, выходными являются также Великая Пятница и/или Светлый Понедельник.
Уникальная ситуация сложилась в Албании. Сейчас в этой стране религиозная свобода, но многие верующие еще помнят то время, когда Пасха была запрещена, и если полиция находила у человека дома крашеное яйцо или разукрашенную яичную скорлупу, то этот человек подвергался тюремному заключению. Жесточайшему прессингу со стороны местных коммунистов подвергались также католики и мусульмане. И теперь, когда гонения прекратились, верующие не только разных конфессий, но и религий разделяют радость праздников своих соотечественников другой веры.
Совершив краткий экскурс в историю и географию празднования Пасхи, рассмотрев некоторые богослужебные и домашние особенности торжества, мы увидели значительное разнообразие. Но все православные христиане едины в торжестве о Воскресшем Господе, Своими Страданиями и Воскресением даровавшем нам спасение и вечную жизнь. Христос воскресе – воистину воскресе!
Евгений ЧЕТВЕРЯКОВ