Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Пасхальный канон – венец церковных песнопений

Пасхальный канон – венец церковных песнопений

После торжественного ночного пасхального крестного хода и радостного пения тропаря праздника Пасхи «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» в православных храмах начинается светлая пасхальная Заутреня.

Средоточием этой всерадостной службы является пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина (†749). В Русской Православной Церкви при исполнении канонов обычно поются только ирмосы, а тропари читаются. Пасхальный же канон поется целиком! Перед каждым тропарем этого канона поется радостный припев: «Христос воскресе из мертвых!»

На каждой песни пасхального канона совершается каждение. Священнослужители с крестом и кадилом наполняют храм фимиамом и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!», на что молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!».

Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина по богатству богословского содержания и по красоте поэтической достоин именоваться венцом церковных песнопений. Этот дивный канон возводит нас в радость и уясняет спасительный смысл Праздника праздников и Торжества из торжеств.

Преподобный Иоанн Дамаскин в своем пасхальном каноне приводит все важнейшие пророчества и прообразы Ветхого Завета о Христе Спасителе, о Его крестной жертвенной смерти и преславном Воскресении.

Добровольно идущего на страдания Христа Спасителя Агнцем Божиим прообразовательно назвал великий пророк Исаия. «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7). По-церковнославянски это пророчество читается так: «яко овча на заколение ведеся».

Агнцем Божиим Христа Спасителя именовал святой Иоанн Креститель. Увидев идущего к нему Иисуса, Иоанн Предтеча возвестил людям: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). И на другой день Иоанн Креститель говорил своим ученикам: «Вот Агнец Божий».

Святой апостол Петр учит, что мы искуплены не золотом или серебром, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1:17-19).

В Откровении Иоанна Богослова Спаситель Иисус Христос часто именуется Агнцем, а в одном месте – Агнцем, «закланным от сложения мира» (Откр. 13:8).

Апостол Павел учит: «Пасха наша Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).

Преподобный Иоанн Дамаскин в своем пасхальном каноне, связывая свидетельства священных писателей Ветхого и Нового Завета, так воспевает Христа воскресшего из мертвых: «Христос – новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира!»

Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, как Агнец-Искупитель, принес Себя в жертву за грехи всего мира, через добровольные страдания и вольную смерть на Кресте совершил наше спасение и Воскресением Своим даровал нам жизнь вечную.

При составлении канона праздника Пасхи источником поэтического вдохновения для преподобного Иоанна Дамаскина послужило Слово 45-е святителя Григория Богослова (†389). В каноне содержится целый ряд поэтических заимствований из дивного слова святителя Григория Богослова на Пасху.

Во вступлении этого пасхального слова святитель Григорий Богослов восклицает: «Пасха! Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств».

Это место преподобный Иоанн Дамаскин цитирует в ирмосах первой и восьмой песней пасхального канона.

«Воскресения день, просветимся людие! Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия» (ирмос 1-й песни канона).

На современный русский язык этот ирмос можно переложить следующими словами:

«День Воскресения! Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Потому что Христос Бог нас, поющих ныне песнь победы, перевел от смерти к жизни и от земли к Небу».

А вот ирмос 8-й песни канона: «Сей нареченный и святый день, Един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств, в оньже благословим Христа во веки».

Говоря о Себе Самом Иисус Христос говорил: «ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:8).

В ирмосе первой же песни канона преподобный Иоанн раскрывает новозаветное содержание праздника Пасхи Христовой, сохраняя при этом ветхозаветное употребление слова «пасха» – «переведение». «От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Таким образом, новозаветное значение словосочетания «Пасха Христова» – наше спасение во Христе, Воскресшем их мертвых. Как поется в экзапостиларии праздника Пасхи Христовой: «Пасха нетления – мира спасение».

Преподобный Иоанн Дамаскин в своем пасхальном каноне приводит целый ряд пасхальных пророчеств и прообразов Ветхого Завета о спасительных страданиях Иисуса Христа и Его преславном Воскресении. Наиболее полный ветхозаветный прообраз Искупителя нашего, как говорилось выше – Христос, Агнец Божий, пострадавший за нас.

В четвертой песни пасхального канона раскрывается спасительное значение этого ветхозаветного прообраза – пасхального агнца (Исх. 12:3-14).

«Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце».

В переложении на современный русский язык это означает:

«Как однолетний агнец, Христос, ставший для нас благословенным венцом благости Божией, добровольно отдал Себя на заклание за всех, став очистительной Пасхой. И снова воссияло для нас из гроба Солнце праведности».

Тридневное погребение и Воскресение Христа прообразовало чудо спасения пророка Ионы. Христос сказал о Себе искушающим Его: «Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40).

В шестой песни канона преподобный Иоанн Дамаскин отражает это чудо-знамение: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба».

В последней песни канона преподобный Иоанн Дамаскин прямо называет Иисуса Христа Пасхой:

«О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

«Истее» – значит совершеннее. Слова этого тропаря обещают, что в Царстве Небесном будет еще большая радость от общения с воскресшим Христом, нежели здесь, на земле, на пасхальной церковной службе.

Изучая Священную Библейскую историю, мы будем лучше понимать пасхальное богослужение. И в свою очередь, вникая в содержание пасхальной службы, мы будем глубже усваивать и Священную Библейскую историю.

Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина поется на богослужении всей Светлой седмицы, а потом – в воскресные дни (в субботу вечером) до отдания праздника Пасхи, кроме службы Фомина воскресенья.

Воскресший Христос Спаситель и Избавитель наш именуется Пасхой и в стихире, которая поется после пасхального канона.

«Пасха священная нам днесь показася; Пасха нова святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная. Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных. Пасха двери райския нам отверзающая. Пасха всех освящающая верных».

Замечательную похвалу пасхальному канону дал святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский (†1866). Он считал, что преподобному Иоанну Дамаскину принадлежит и создание всей службы Святой Пасхи, включая пасхальные часы, а также службы на всю седмицу Пасхи. В своем труде «Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви» преосвященный Филарет дает такую характеристику пасхальному канону и всей пасхальной службе преподобного Иоанна: «После пасхальной службы в образцах творчества человеческого нельзя найти песни более полной чувствованиями, столько же живыми, сколько и высокими, восторгами святыми и истинно неземными. Пасхальная служба торжество неба и земли. Пасха торжество торжеств, и песнь Пасхе из праздников праздник душе».

Преподобный Иоанн Дамаскин составил много и других вдохновенных церковных песнопений, которые поются из Октоиха и из других богослужебных книг, поются при отпевании умерших. Эти песнопения мы часто слышим в храме, хотя далеко не всегда можем определить, что они являются творениями этого великого песнопевца. Его дивный пасхальный канон, другие его каноны, тропари и стихиры всегда будут украшать православное богослужение и будут оглашать наши храмы до скончания века.

Христос воскресе воистину воскресе!

Протоиерей Борис Пивоваров

Поделиться публикацией:

Статьи

Краткая летопись Новосибирской епархии

100-летию Новосибирской епархии 

Новосибирские архипастыри

Без истории Новосибирской иерархии невозможно полноценное изучение истории Новосибирской епархии в целом. Каждый из новосибирских иерархов в свое время внес свой благодатный вклад в утверждение Святой... 

Соработничество Богу

О миссионерской деятельности Новосибирской епархии  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил Литургию в праздник Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus