Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Очерк истории Новосибирской епархии

Очерк истории Новосибирской епархии

Новосибирская, а по началу своему — Ново-Николаевская епархия Русской Православной Церкви была учреждена в 1924 году, в эпоху усиливавшихся послереволюционных гонений на святое православие и на православных граждан нашего Отечества, не желавших под насилием богоборцев оставить веру своих благочестивых предков.

Таким образом в 2024 году исполняется сто лет со времени учреждения Новосибирской епархии Русской Православной Церкви.

25 сентября 1924 года в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Тихоном архимандрит Никифор (Асташевский) был рукоположен во епископа Ново-Николаевского. С этого и началась история самостоятельной Ново-Николаевской, ныне — Новосибирской епархии.

Ново-Николаевск был переименован в Новосибирск постановлением Президиума Центрального Исполнительного комитета Союза ССР 12 февраля 1926 года за подписью Председателя ЦИК Союза ССР М.И. Калинина.

Владыка Никифор управлял Новосибирской епархией до 1935 года. В 1927 году он был возведен в сан архиепископа, в 1932 году — в сан митрополита. Скончался он 30 апреля 1937 года.

К середине 1920-х годов многие приходы Ново-Николаевской губернии были захвачены обновленцами, с помощью которых большевики вели борьбу против Церкви. В истории новоучрежденной Ново-Николаевской-Новосибирской епархии митрополит Никифор оставил о себе церковную славу непримиримого борца с обновленческим расколом, с помощью которого антирелигиозная власть пыталась разрушить Церковь изнутри.

Чтобы понять, насколько важное значение в ту эпоху имела защита святого православия, следует вспомнить, как боролся с обновленчеством сам Святейший Патриарх Тихон, учредивший Ново-Николаевскую епархию. Жертвенное служение Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, поставило его на вершину сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской, сохранивших святую веру в годину гонений от безбожных и лютых наветов обновленцев.

Как было сказано, хиротония архимандрита Никифора (Асташевского) в епископа Ново-Николаевского состоялась 25 сентября 1924 года. А незадолго до этого, 22 августа, Святейший Патриарх Тихон посетил находившегося в Николо-Угрешском монастыре под Москвой митрополита Макария (Невского) (в 1920 году владыке Макарию Патриарх Тихон пожизненно присвоил титул митрополита Алтайского). Теплая беседа двух иерархов-исповедников продолжалась полтора часа. Будучи архиепископом Томским и Алтайским (до 1912 года), владыка Макарий управлял церковной жизнью приходов Ново-Николаевского и Каинского уездов Томской губернии, которые территориально и составили Ново-Николаевскую епархию. Святитель Макарий (Невский) многократно бывал в Ново-Николаевске, и в целом хорошо знал церковные нужды Сибири. Знаменательно, что учреждение Ново-Николаевской епархии состоялось вскоре после встречи Святейшего Патриарха Тихона и апостола Алтая — святителя Макария (Невского).

В 1922 году по всей стране проводилась кровавая кампания по изъятию церковных ценностей. Главным обвиняемым по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей стал Святейший Патриарх Тихон. Делом Патриарха занималось Государственное политическое управление (ГПУ). Более чем годовое пребывание Патриарха под арестом закончилось 27 июня 1923 года, а следствие по делу продолжалось. Дело было прекращено только 21 марта 1924 года.

Кампания по изъятию церковных ценностей не обошла и Сибири, коснулась она и приходов Ново-Николаевской губернии. Новониколаевская комиссия по изъятию приступила к работе в марте 1922 года. К концу августа 1922 года по Ново-Николаевской губернии было изъято 18 пудов 15 фунтов серебра, 12 серебряных риз: в Каинском уезде — 23 фунта, в Черепановском уезде — 2 пуда 36 фунтов, в Каменском уезде — 3 пуда 20 фунтов, в Каргатском уезде — 4 пуда 7 фунтов, в Новониколаевском уезде — 7 пудов 27 фунтов серебра.

Огромный вред церковной жизни в ту эпоху несло обновленчество, кульминацией которого стал обновленческий «собор» 1923 года. Собор был сорганизован по подобию собраний политического характера. Выборы на него происходили по спискам, места на «соборе» распределялись по числу голосов, поданных за каждый список. Явившись на «собор», члены его тотчас же разбились на партийные группы, решившие, как каждая должна голосовать по вопросам, предлагаемым на обсуждение. Наиболее важными характерными чертами обновленчества были признание «справедливости совершившегося в стране социального переворота», теснейшее сотрудничество с советской властью, а в первые годы деятельности — содействие репрессивным органам.

Постановления неправославного по своему созыву, составу и деятельности «собора» не имели для верных чад Русской Православной Церкви никакой силы и были ими всецело отвергаемы. Из постановлений этого лжесобора самым дерзким и нелепым было постановление о лишении Патриарха Тихона священного сана и монашества.

По указанию обновленческого руководства в епархии назначались их уполномоченные лица. А с кафедр, занимаемых верными Патриарху Тихону архипастырями, они старались их сместить за то, что они не признавали обновленцев. В этом процессе, как и в создании обновленческих епархиальных управлений и ячеек обновленческих групп, важную роль играли органы государственной власти.

После последующего обновленческого «собора» (1925 г.) обновленческое раскольническое движение постепенно пошло на убыль. И главная причина заката обновленчества — это ревностная деятельность защитников православия — верных Патриарху Тихону архипастырей и пастырей, среди который подвигом веры подвизался и глава Ново-Николаевской кафедры владыка Никифор (Асташевский).

Последний период жизни Святейшего Патриарха Тихона был поистине восхождением на Голгофу: постоянные провокации ЧК, злоба и клевета обновленцев, аресты и ссылки архиереев и духовенства. Лишенный управленческого аппарата, Патриарх Тихон часто не имел связи с епархиальными архиереями, не имел и нужной информации для управления жизнью Церкви.

В последние два года жизни Святейший Патриарх Тихон совершил особенно много архиерейских хиротоний. Обновленческие приходы постепенно стали возвращаться в юрисдикцию канонической Русской Православной Церкви. Перешедшие к обновленцам архиереи и священники во множестве приносили покаяние Святейшему Патриарху Тихону, который милостиво принимал их снова в общение, приглашал служить с собой.

Именно в эту эпоху жестоких гонений на Церковь и страшных раскольнических смут и был послан Святейшим Патриархом Тихоном в быстро растущий сибирский город Ново-Николаевск владыка Никифор, первый архипастырь Ново-Николаевский.

Жизни и деятельности митрополита Никифора будет посвящен следующий раздел настоящего «Очерка истории Новосибирской епархии». А во вводном разделе кратко рассмотрим предысторию епархии.

Первая епархия Русской Православной Церкви — Тобольская — была учреждена в 1620 году. В нее входили все находившиеся за Уралом приходы и монастыри. В 1834 году была основана Томская епархия. В феврале 1922 года было сформировано Новониколаевское викариатство Томской епархии; епископом Новониколаевским был назначен Преосвященный Софроний (Арефьев). Закончил он свой жизненный путь в сане архиепископа Краснодарского и Кубанского; расстрелян 23 декабря 1937 года.

А в 1924 году из Томской епархии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона была выделена самостоятельная Ново-Николаевская епархия (с 1926 года — Новосибирская), столетие со времени ее учреждения отмечается в нынешнем году.

Томская губерния существовала с 1804 года по 1925 год. При образовании губерния имела в своем составе уезды (позднее переименованные в округа): Бийский, Енисейский, Каинский, Красноярский, Кузнецкий, Нарымский, Томский, Туруханский; административным центром губернии был город Томск.

В июне 1917 года из восточных волостей Каинского уезда был сформирован новый уезд Томской губернии — Ново-Николаевский. В 1921 году на юго-западных землях Томской губернии создается новая — Ново-Николаевская губерния.

В 1925 году был образован Сибирский край, вместо бывших губерний Алтайской, Енисейской, Ново-Николаевской, Омской, Томской и Иркутской. Административным центром стал город Новосибирск.

В 1930 году Сибирский край был разделен на две части — Западную, с центром в Новосибирске, и Восточную, с центром в Иркутске. Новосибирск стал главным городом Западно-Сибирского края.

Постановлением ЦИК СССР от 28 сентября 1937 года Западно-Сибирский край был разделен на Новосибирскую область с центром в Новосибирске (в границах существующих ныне Кемеровской, Новосибирской и Томской областей) и Алтайский край с центром в Барнауле (в границах существующих ныне Алтайского края и Республики Алтай). В начале января 1938 года Верховный Совет СССР утвердил создание отдельных Новосибирской области и Алтайского края. К этому времени Новосибирск стал крупнейшим городом Сибири.

13 мая 2000 года Указом Президента Российской Федерации Новосибирск стал центром Сибирского федерального округа.

Представленный исторический обзор того, как Новосибирск занял важнейшее положение в Сибири, помогает понять, как в 40–80-е годы XX века сформировалась огромная Новосибирская епархия и как впоследствии (начиная с 1980-х годов) из нее выделился ряд епархий, ставших впоследствии митрополиями.

Что представлял собой Ново-Николаевск в церковном отношении в период, предшествующий учреждению Ново-Николаевской епархии?

В начале XX века Ново-Николаевск был совсем молодым и самым быстрорастущим городом Сибири. 25 июня 2023 года Новосибирск отметил свой 130-й день рождения.

Историю Новосибирска принято отсчитывать с начала строительства Транссибирской магистрали. В 1891 году по указу императора Александра III было начато строительство Сибирской железнодорожной магистрали. В 1893 году в село Кривощеково прибыли инженеры и отряд строителей для возведения моста через реку Обь. Этот год и принято считать годом основания Новосибирска.

Работы по строительству моста и прокладыванию железной дороги были окончены в 1897 году. К тому времени первоначальный вид села Кривощеково сильно изменился. Появились паровые мельницы, огромная лесопилка, множество торговых заведений, а речная пристань и железнодорожная станция на реке Оби стали крупными торговыми пунктами на Сибирской железной дороге. Стремительно открывались образовательные и культурные учреждения.

Первоначально поселок, в котором поселились строители и проектировщики моста, носил название Александровский, в честь императора Александра III, но позже его переименовали в Ново-Николаевск.

28 декабря 1903 года Ново-Николаевск получил статус безуездного города. 17 апреля 1917 года ему был присвоен статус уездного города Томской губернии.

Становление и развитие города Ново-Николаевска тесно связано со строительством в нем храмов. В ходе этого строительства формировался облик города и определялась его церковно-общественная жизнь.

Строительство Великого Сибирского железнодорожного пути имело чрезвычайно важное значение для России. Председателем Комитета строительства Транссибирской магистрали стал сын императора Александра III цесаревич Николай. Проезжая в 1891 году через Сибирь, будущий император обратил внимание на малочисленность церквей на пути следования поезда и поднял вопрос о строительстве храмов вдоль Транссиба. Для этой цели был создан Фонд имени императора Александра III. И уже в 1896 году по железнодорожной магистрали начал курсировать созданный на средства Фонда первый в России православный храм «на колесах» — вагон-храм во имя святой княгини Ольги. Этот вагон-храм следовал от Челябинска до Кривощекова и обратно, обслуживая Западно-Сибирскую и Средне-Сибирскую железные дороги. В специально оборудованном вагоне-церкви священник принимал исповедь, причащал, крестил, проводил беседы со строителями Транссиба. Последняя миссионерская поездка в нем была осуществлена епископом Томским и Алтайским Анатолием (Каменским) летом 1919 года.

Первым храмом, построенным в Ново-Николаевском поселке, стал храм во имя пророка Божия Даниила. Возведен он был в 1898 году. По расположению рядом с вокзалом церковь называли Вокзальной. Храм был двухпрестольным. На его территории размещались женская двухклассная церковно-приходская школа, мужское двухклассное училище Министерства народного просвещения и шесть одноклассных школ. В 1925 году власти закрыли церковь. А в 1931 году храм, как «мешающий движению транспорта и благоустройству города», был разрушен.

В 1895 году жители Ново-Николаевского поселка возбудили ходатайство о строительстве первого каменного храма. Однако начать строительство тогда не удалось. В конце 1895 года временно был поставлен молитвенный дом во имя святого князя Александра Невского. Каменный Александро-Невский храм был возведен в Ново-Николаевске лишь в конце 1898 года. Освящен он был в 29 декабря 1899 года епископом Томским и Барнаульским Макарием (Невским) (причислен в 2000 году к лику святых).

Александро-Невский храм на долгие годы стал средоточием духовной жизни города. Храм опекал ряд учебных заведений: реальное училище имени Дома Романовых, женскую гимназию, учительскую семинарию, городское четырехклассное училище и 10 школ (одна из них церковно-приходская). В 1915 году храм получил статус собора.

В 1920–1930-е годы собор захватили обновленцы, в 1937 году он был закрыт. Собор был возвращен Русской Церкви 25 августа 1989 года. 15 мая 1991 года возрожденный Александро-Невский собор был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В ночь с 22 на 23 июня 2012 года на набережной Оби состоялось торжественное открытие памятника императору Александру III. На постаменте памятника высечены слова Высочайшего рескрипта императора Александра III о сооружении Транссибирской магистрали: «Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений. 29 (17 с.с.) марта 1891 г».

16 июля 2017 года у Южных врат Александро-Невского собора был открыт памятник императору Николаю II и цесаревичу Алексию.

Так возведением памятников императорам Александру III и Николаю II благодарные новосибирцы показали, что знают и помнят историю своего города.

Духовному возрождению города служит восстановление храмов и часовен, которые были созданы в Ново-Николаевске еще до учреждения в 1924 году самостоятельной Ново-Николаевской епархии.

В 1901 году была построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первоначально храм был приписан к Александро-Невскому собору. 17 июля 1913 года при Покровской церкви был открыт самостоятельный приход. С самого начала Покровская церковь была задумана как церковь-школа, и она сразу стала центром просвещения и попечительства. В конце мая 1906 года рядом с церковью был открыт детский приют «Ясли». К 1917 году на территории прихода Покровской церкви размещались одноклассная церковно-приходская школа, две школы Министерства народного просвещения, учительская семинария, женская гимназия и детский приют «Ясли». 19  марта 1913 года в этой церкви принял крещение Александр Покрышкин — наш прославленный земляк, будущий маршал авиации. 4 августа 1939 года церковь была закрыта. В 1998 году было принято решение о частичном сносе старой постройки с последующим возведением нового здания той же архитектуры. 15 февраля 2004 года возрожденный храм был освящен.

В 1907 году в Ново-Николаевске были построены две церкви — в честь Воскресения Христова и в честь Казанской иконы Божией Матери.

Богородице-Казанская церковь была самой большой среди деревянных церквей города. По расположению за рекой Каменкой ее называли Закаменской. К храму была приписана деревня Усть-Иня. В приходе церкви было пять одноклассных школ, одна двухклассная Министерства народного просвещения и одноклассная церковно-приходская школа в Усть-Ине. 20 марта 1939 года церковь была закрыта.

Воскресенская церковь была возведена при городском кладбище (ныне район Центрального парка культуры и отдыха). Строился храм на добровольные пожертвования горожан. Первоначально он был приписан к Александро-Невскому собору. 11 июня 1913 года при Воскресенской церкви был открыт самостоятельный приход. В 1930 году после переноса городского кладбища на окраину города храм был закрыт.

В 1911 году жители Ново-Николаевска возбудили ходатайство о строительстве храма на Туруханской площади. Деревянная однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня была построена в 1913 году. В приходе церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения. В 1937 году храм был закрыт. Лишь в 1944 году Вознесенская церковь была возвращена епархии. В дальнейшем храм достраивался и реконструировался. Последняя его реконструкция производилась в три приема: в 1974, 1979 и 1988 годах. К 1000-летию Крещения Руси Вознесенский кафедральный собор был полностью перестроен в кирпичный.

Один из символов Ново-Николаевска–Новосибирска — часовня во имя Святителя Николая Чудотворца. Она была возведена в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. Автор проекта — известный архитектор А.Д. Крячков. Строилась часовня на пожертвования благотворителей и горожан Ново-Николаевска. Это была поистине всенародная стройка. Освящение часовни состоялось 6 декабря 1915 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца.

9 ноября 1929 года на заседании Новосибирского окрисполкома, «учитывая пожелания трудящихся масс и считаясь с благоустройством города», было одобрено постановление Новосибирского горсовета о сносе часовни. Разрушение святыни началось 29 января 1930 года. В ходе подготовки к празднованию 100-летия Ново-Николаевска–Новосибирска было принято решение о восстановлении часовни. В 1993 году, к юбилею города, строительство часовни во имя святителя Николая было завершено.

В 1913 году в военном городке Ново-Николаевска на средства казны был построен каменный, с колокольней, однопрестольный храм в честь Преображения Господня. Он предназначался для духовного окормления личного состава 41-го Сибирского стрелкового полка и других воинских частей, расквартированных в военном городке. В 1920 году храм был закрыт. До 1980-х годов в нем находилось армейское учреждение культуры. В 1989 году, после пожара, здание было снесено.

В период после братоубийственной гражданской войны и до учреждения Ново-Николаевской епархии на территории нынешнего города Новосибирска был построен еще один храм. Это может показаться маловероятным: по стране шло закрытие и разрушение храмов и монастырей. Но факт остается фактом: вера православная была жива, и в советское время православные люди хотели иметь свой храм. В 1922 году в селе Усть-Иня был построен храм во имя Михаила Архангела. В конце 1940-х годов он был разрушен. Сейчас на этом месте проложена дорога, ведущая к мосту над железнодорожным полотном по улице Выборной. Но, слава Богу, рядом с этим местом возрожден приход во имя Михаила Архангела (ул. Большевистская, 229).

В завершение предварительного раздела «Очерка истории Новосибирской епархии» следует вспомнить, что большую часть периода от основания Новосибирска до учреждения Ново-Николаевской епархии (1893-1924 гг.) храмы, находившиеся на территории современной Новосибирской епархии, окормлял святитель Макарий (Невский).

Ново-Николаевск–Новосибирск отсчитывает свою историю с 1893 года. Владыка Макарий с 1891 года был епископом Томским и Семипалатинским. Каинский, а затем и Новониколаевский уезды входили в Томскую губернию, а значит в Томскую епархию, которой управлял владыка Макарий (с 1909 по 1912 год уже в сане архиепископа, после этого он служил в Москве в сане митрополита Московского и Коломенского). То есть на протяжении двадцати лет святитель Макарий (Невский) являлся епархиальным архиереем для тех приходов, которые действовали на территории нынешней Новосибирской епархии.

В начале 1917 года на территории современной Новосибирской области имелись: 331 храм, 15 молитвенных домов и 21 часовня, в которых служили более 700 священно- и церковнослужителей. Все они входили в епархию, которой до конца 1912 года управлял святитель Макарий (Невский), равноапостольный проповедник и хранитель святой веры православной.

Его молитвами и молитвами других приснопамятных святых угодников Божиих в земле Сибирской просиявших Господь сохранил святую православную веру в страшную послереволюционную эпоху гонений на Церковь. В 1924 году Промыслом Божиим была учреждена Ново-Николаевская епархия, а далее последовали годы новых тяжелейших испытаний для Русской Православной Церкви.

родолжение следует)

Протоиерей Борис Пивоваров

Поделиться публикацией:

Статьи

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Очерк истории Новосибирской епархии

Глава 1. Эпоха, в которую родилась епархия 

Милосердие - путь ко спасению души

100-летию Новосибирской епархии  

Наши культурные утраты и наши духовные надежды

Доклад митрополита Новосибирского и Бердского Никодима на IX Парламентских Рождественских встречах  

Книжная коллекция «Просветитель Алтая» в цифровом формате

Новосибирская государственная областная научная библиотека (НГОНБ) – обладатель уникального фонда редких книг, представляющих огромную духовную и культурную ценность 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил Литургию в праздник Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus